29 мая в Юрайт.Академии состоялась дискуссия «Университетские колледжи: преемственность программ ВО и СПО» в рамках онлайн-конференции «Форум СПО: партнерство колледжа и индустрии в цифровую эпоху». Эксперты обсудили актуальные вопросы интеграции и взаимодействия учебных заведений.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2022 году более 40% выпускников школ выбрали программы среднего профессионального образования, что подчеркивает их растущую популярность. Поэтому многие университеты начали активно развивать СПО через собственные колледжи или специализированные факультеты. Этот шаг способствует созданию единого образовательного пространства, повышает качество подготовки специалистов и обеспечивает плавный переход студентов к высшему образованию.
«В СПО есть своя специфика трудовых отношений с преподавателями»: сходства и различия вуза и университетского колледжа
Директор Университетского колледжа Оренбургского государственного университета Наталья Миняева открыла дискуссию, отметив значимость совместных образовательных программ, которые облегчают переход студентов от СПО к ВО:
«Эффективный контракт, качество образования и творческая работа кураторов играют ключевую роль в подготовке будущего конкурентоспособного специалиста. Нами разработаны сквозные программы для студентов колледжа и университета, в основном для заочной формы обучения. Таким образом, происходит интеграция с программами университета. Ежегодно мы планируем увеличивать количество совместных программ обучения. Каждый год из колледжа выпускается более 600 человек, из которых около 200 поступают в университет».
Директор Университетского колледжа Российского государственного профессионально-педагогического университета Елена Кудрявцева продолжила обсуждение и подчеркнула важность интеграции колледжей в структуру вузов: «Мы такая же академическая структура Университета, как и институты. Колледж полностью интегрирован в Университет. У всех академических структур единые локальные акты по работе с контингентом, документальному сопровождению, развитию электронно-информационной системы». Спикер также упомянула о юридической стороне организации программы: «В СПО есть своя специфика трудовых отношений с преподавателями – бессрочные трудовые договоры, присвоение квалификационной категории, иная система оплаты труда».
«Мы руководствуемся нормативными документами о государственной итоговой аттестации»: СПО и профессиональные компетенции
Проблема излишней теоритизированности современного образования в наше время стоит остро. Выпускники вузов плохо понимают реалии работы в их сфере, могут столкнуться с разочарованием и фрустрацией. Именно поэтому так важно внедрять в обучение практические занятия. Елена Кудрявцева (РГППУ) пояснила, что тесное сотрудничество с индустриальными партнерами и работа на предприятиях позволяют студентам получить реальные профессиональные навыки, необходимые на рынке труда: «Мы активно занимаемся профориентацией учащихся школ и наших обучающихся, взаимодействуем с работодателями. Практическая подготовка обучающихся осуществляется на отраслевых предприятиях».
Наталья Миняеева (УК ОГУ) также объяснила роль демонстрационных экзаменов, которые позволяют работодателям объективно оценить профессиональные навыки студентов.
«Мы руководствуемся нормативными документами о государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен позволяет выпускникам колледжей продемонстрировать уровень сформированности профессиональных компетенций перед экспертами-работодателями, а не перед преподавателями, что повышает объективность оценки».
«Молодежь выбирает колледжи»: что дает СПО современному студенту?
В 2022 году число студентов вузов среди людей от 16 до 25 лет сократилось с 69% до 51%, тогда как доля обучающихся на программах СПО выросла с 18% до 30%. Наталья Миняева (УК ОГУ) объясняет это желанием выпускников быстрее вырваться из родительского гнезда и выйти на рынок труда: «Молодежь выбирает колледжи, потому что они помогают рано стать самостоятельными и трудоустроиться. Это положительная тенденция».
О преимуществах дает обучения в колледже при вузе, рассказала Елена Кудрявцева (РГППУ): «В Университете есть технопарк, где обучающиеся колледжа осваивают различные современные технологии. В лаборатории БАС получают навыки управления беспилотными авиационными системами».
Подростки довольно чувствительны к смене обстановки, адаптация к новой учебной среде проходит сложно. Индикаторами проблем в подобной ситуации могут быть неуверенность в принятии решений, неспособность сосредоточиться, чрезмерная эмоциональность, агрессивность, конфликтность. В такие моменты важно протянуть ребенку руку помощи. Елена Кудрявцева (РГППУ) поделилась опытом адаптации первокурсников:
«Обучающиеся колледжа активно участвуют в жизни университета. Студенты старших курсов помогают новичкам адаптироваться через "Школу наставников"».
Дискуссия продемонстрировала важность преемственности программ ВО и СПО для создания гармоничного образовательного пространства. Взаимодействие колледжей и университетов, а также сотрудничество с индустриальными партнерами способствуют формированию востребованных специалистов, готовых к вызовам современной экономики.
Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к XV Летней школе преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании», которая пройдет с 24 по 28 июня 2024 года.