Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
24 апреля 2024 активны на платформе
54 245 +4
Преподавателей
589 935 +461
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Двойные компетенции: дуальная модель образования

Дата публикации
02 декабря 2022
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
971

30 ноября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Двойные компетенции: дуальная модель образования», на которой руководители средне специальных учебных заведений и эксперты высшего образования обсудили, что такое дуальное обучение, каковы преимущества дуального обучения для учебного заведения и студентов, и как оно влияет на трудоустройство.

 

Дуальное обучение и его цели

 

В начале дискуссии эксперты поделились мнением, что такое дуальное обучение и какие у него цели. 

 

Сумбатян Михаил, основатель и директор международного колледжа IThub и группы компаний IThub group рассказал, что такое дуальное обучение:

«Если определить общую рамку, то теорию мы закрываем в образовательной организации, практические занятия переносим на базу работодателя. Если брать мировой опыт, в первую очередь Германии, то там со второго курса 1—2 дня ребята в колледже, 3—4 на предприятии».

 

Эксперт рассказал, для каких направлений подходит дуальное обучение: «В России дуальная система подходит для направлений, которые связаны с большим и крупным производством. Если говорить про другие направления, например IT как у нас, то мы сделали две формулы. Первая формула — когда мы выносим логику компании к себе в инкубатор, где ребята делают реальные задачи за деньги от работодателя. Вторая формула — мы открываем колледж внутри технологической компании по франшизной модели».

 

Куняшова Светлана, директор колледжа Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева считает, что в программах СПО нет смысла выделять отдельно дуальное обучение, потому что все среднее профессиональное образование практикоориентировано: «СПО — это практикоориентированное образование в целом, поэтому выделять дуальное образование как отдельное направление я бы не стала. Дуальное образование можно применять под конкретный запрос рынка труда и под конкретного работодателя.  Специалист среднего профессионального образования — это специалист-практик, т.е. специалист, который умеет делать, как я говорю, что-то "руками"».

 

Эксперт подчеркнула, что востребованность практикоориентированного образования возросла: «Актуализация и совершенствование практикоориентированного образования необходимы, потому что работодателям нужны специалисты высокого уровня и преимущественно с опытом работы, но проблема состоит в том, что работодатель не всегда готов вкладываться и растить этого работника, ему нужно здесь и сейчас».

 

Лопатин Захар, начальник учебного управления Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им. С.М. Рысса поделился опытом медицинского университета и рассказал про практики студентов на клинических базах. 

 

«В подготовке врачей не обходится без клинических баз, это как для других направлений производство. У нас в отрасли высокий спрос на целевое обучение, порядка 70% студентов — целевики».

 

«В свои программы мы встраиваем производственные практики на клинических базах, в медицинских учреждениях. Работодатели готовы принимать студентов, и рассматривают их как потенциальных сотрудников, что повышает процент трудоустройства», — добавил эксперт. 

 

Проектирование программ дуального обучения 

 

Кудрявцева Елена, директор Университетского колледжа Российского государственного профессионально-педагогического университета, эксперт Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе профессий и специальностей «Образование и педагогические науки», рассказала какие корректировки необходимо вносить в рабочую программу для реализации дуального обучения. 

 

«Коррекция рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, когда вы осуществляете дуальное обучение, будет с учетом требований работодателя».

 

 «В нашем регионе сосредоточены крупные предприятия, у нас есть практика реализации дуального обучения. Разработка и корректировка рабочих программ должна происходить совместно с работодателем, потому что компетенции, прописанные в РПД, нужно расширять с учетом требований работодателя и отрасли. Кроме этого, необходимо подстраиваться под график работодателя, чтобы осуществлять практику», — добавила эксперт. 

 

Партнеры для дуального обучения 

 

Эксперты рассказали, как образовательным учреждениям искать партнеров-работодателей для реализации дуального обучения. 

 

Кириллов Алексей, заместитель директора колледжа по учебно-методической работе Подмосковного колледжа «Энергия», отметил, что с партнером нужно иметь общую мечту: 

 

«Для того, чтобы найти себе надежного партнера, нужно иметь общую с ним мечту. Таким примером является колаборация Подмосковного колледжа «Энергия» с НПО Машиностроения, результатом, которой стал давно задуманный Центр экспериментального машиностроения, созданный в рамках федерального проекта "Профессионалитет"».

 

Эксперт также рассказал о том, как стажируются преподаватели колледжа и преподаватели-практики: «В рамках Профессионалитета наши преподаватели проходят стажировку во-первых, у индустриального партнера, во-вторых, на предприятиях-лидерах отрасли, в-третьих, в лучших мастерских. Кроме этого, преподаватели-производственники проходят педагогическую стажировку. Такая смычка дает реальное наполнение понятию "дуальное обучение", потому что мастер понимает, как ему быть педагогом, а педагог понимает, что от него требуется».

 

Куняшова Светлана (колледж АГУ) отмечает, что во многих случаях партнеров ищут благодаря личным контактам и договоренностям: «Выбор партнера происходит в индивидуальном порядке. Когда есть регион, в котором существует градообразующее предприятие — все понятно, схема выстраивания взаимодействия предельно ясна. Но существуют субъекты, в которых нет промышленно развитых предприятий, готовых потратить свои материальные ресурсы на долгосрочную подготовку кадров, и в данном случае многое решается на личных контактах, договоренностях».

 

Спикер также поделилась опытом преподавания в колледже специалистов с производства: «Мы активно выступаем за то, чтобы в нашем колледже всё больше в качестве преподавателей работали сотрудники с производства. Минус только в том, что производственники могут приходить к нам по определенным дням, для этого необходимо корректировать график учебного процесса».

 

Сумбатян Михаил (IThub) согласился с тем, что практикующий специалист не всегда может быть преподавателем, но он легко переключается, если у него есть потребность в передачи своих знаний: 

 

«Я согласен с тем, что не каждый практикующий специалист способен преподавать, у него просто нет этой компетенции, но его можно научить. Когда специалист дозрел до уровня, когда он хочет передавать свои практические знания, — он быстро адаптируется к образовательному процессу».

 

Эксперт поделился опытом создания школы для практикующих преподавателей: «Мы открыли школу педагога, которая начинается за две недели до начала учебного года. Потом обучение двигается в виде супервизии в течении всего года. На две недели мы всех собираем, даем им разные модули: педагогика, психология, разные кейсы. В течении года он может обратиться за помощью к опытному педагогу. Оцениваем педагогов-практиков по обратной связи от студентов, исходя из этого продлеваем или прекращаем сотрудничество».

 

Преимуществу дуального обучения для студентов

 

Лопатин Захар (СЗГМУ им. И.И. Мечникова) поделился, каковы преимущества дуального обучения для самих студентов.
 

«Для студентов, в первую очередь, это возможность познакомиться с тем видом деятельности, которым они будут заниматься в дальнейшем. Чем раньше они будут погружены в эту среду, тем больше будет понимания о дальнейшей профессиональной деятельности». 

 

Эксперт добавил, что абитуриенты смотрят на партнеров, с которыми работает вуз, это также влияет на то, подадут ли они в это учебное заведение заявление: «Абитуриенты при поступлении обращают внимание на партнеров, с которыми работает вуз. Чем больше организаций взаимодействует с образовательным учреждением, тем колледж или университет предстают в более выгодном свете, больше абитуриентов подают заявлений, выше конкурс и уровень подготовки».

 

Кириллов Алексей (Подмосковный колледж «Энергия») рассказал влияет ли дуальное обучение на трудоустройство выпускников: 

 

«В Профессионалитет учебные заведения вступали не просто выбирая себе партнера, работодатель тоже выбирает колледж, который ему нужен. Тут главное слово предсказуемость, которое связано с трудоустройством. Если идут движения навстречу друг другу, то трудоустройство возрастет».

 

Успешность программ дуального обучения 

 

Кудрявцева Елена (Университетский колледж РГППУ) отмечает, что модель дуального обучения приемлема для всех профессий и специальностей: 

 

«На мой взгляд эта модель универсальна, просто каждая профессия и специальность имеет свои нюансы».

 

Спикер привела пример реализации модели на направлении «Право и соцобеспечение»: «Говорят, что по направлению "Право и соцобеспечение" сложно выстроить дуальное обучение. Можно выстроить, просто есть свои нюансы. По квалификационным требованиям студенты этого направления могут идти работать секретарями мировых судов. Эту модель всегда можно выстроить».

 

Сумбатян Михаил (IThub) подчеркивает, что отдельная аккредитация для программ дуального обучения не нужна, однако качество программы необходимо оценивать: 

 

«Аккредитация для таких программ не нужна. Но мне кажется, что если у вас выстроена система качества, то она применима для всех программ. Мы анализируем не только hard skills, которыми овладел студент за время обучения, но и мягкие навыки, которые формируются у студентов. Оцениваем обратную связь от студентов о преподавателях и от преподавателей о студентах. Если мы беспокоимся о качестве, то это должно быть выстроено как отдельный процесс».

 

Куняшова Светлана (колледж АГУ) поделилась мнением, какие есть критерии успешности образовательной программы: 

 

«На мой взгляд, есть три критерия успешности образовательной программы — уровень трудоустройства, заработная плата выпускника и общая успешность в целом.  Ребята-выпускники не всегда идут трудиться по специальности, полученной им в колледжах и техникумах, в связи с тем, что они ещё ищут себя, меняют образовательную и жизненную траектории. К моменту окончания своего обучения кто-то приходит к мысли, что не видит себя в данной профессии. Поэтому и подход к уровню трудоустройства среди выпускников ВО и СПО должен быть дифференцированным».

 

Уже в конце декабря пройдет онлайн-конференция «Академическая карьера и эффективный контракт в современных университетах», на которой мы обсудим эффективный контракт преподавателей, дополнительный заработок и траекторию академической карьеры. Регистрация уже открыта!