30 ноября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Двойные компетенции: дуальная модель образования», на которой руководители средне специальных учебных заведений и эксперты высшего образования обсудили, что такое дуальное обучение, каковы преимущества дуального обучения для учебного заведения и студентов, и как оно влияет на трудоустройство.
Опытом колледжа Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева Светлана Куняшова, директор колледжа.
Что такое дуальное обучение? Какова его историческая эволюция?
«СПО — это практикоориентированное образование в целом, поэтому выделять дуальное образование как отдельное направление я бы не стала. Дуальное образование можно применять под конкретный запрос рынка труда и под конкретного работодателя. Специалист среднего профессионального образования — это специалист-практик, т.е. специалист, который умеет делать, как я говорю, что-то "руками"».
«Актуализация и совершенствование практикоориентированного образования необходимы, потому что работодателям нужны специалисты высокого уровня и преимущественно с опытом работы, но проблема состоит в том, что работодатель не всегда готов вкладываться и растить этого работника, ему нужно здесь и сейчас».
Как образовательной организации находить партнеров для дуально обучения?
«Выбор партнера происходит в индивидуальном порядке. Когда есть регион, в котором существует градообразующее предприятие — все понятно, схема выстраивания взаимодействия предельно ясна. Но существуют субъекты, в которых нет промышленно развитых предприятий, готовых потратить свои материальные ресурсы на долгосрочную подготовку кадров, и в данном случае многое решается на личных контактах, договоренностях».
«Мы активно выступаем за то, чтобы в нашем колледже всё больше в качестве преподавателей работали сотрудники с производства. Минус только в том, что производственники могут приходить к нам по определенным дням, для этого необходимо корректировать график учебного процесса».
По каким критериям можно оценивать успешность образовательной программы с дуальным обучением?
«На мой взгляд, есть три критерия успешности образовательной программы — уровень трудоустройства, заработная плата выпускника и общая успешность в целом. Ребята-выпускники не всегда идут трудиться по специальности, полученной им в колледжах и техникумах, в связи с тем, что они ещё ищут себя, меняют образовательную и жизненную траектории. К моменту окончания своего обучения кто-то приходит к мысли, что не видит себя в данной профессии. Поэтому и подход к уровню трудоустройства среди выпускников ВО и СПО должен быть дифференцированным».
Уже в конце декабря, 21 числа, пройдет онлайн-конференция «Академическая карьера и эффективный контракт в современных университетах», регистрация уже открыта!