В Ульяновском государственном педагогическом университете реализуется система непрерывного педагогического образования.
Поговорка «Век живи — век учись» приобрела реальную форму непрерывного образования. Об его особенностях на примере педагогического направления рассказал Игорь Олегович Петрищев, ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Полный комплекс непрерывного педагогического образования
Что вы вкладываете в понятие «непрерывное обучение»?
Идея непрерывного обучения известна давно. Сегодня она приобрела особую актуальность, так как современное общество требует от человека наличия знаний из многих областей науки и производства, а также навыков самообразования и самосовершенствования на протяжении всей жизни. Для нашего педагогического университета, как и для других педагогических вузов страны, эта концепция востребована необходимостью решения ряда проблем подготовки учителя, который является ключевой фигурой всей системы образования, от которого зависит формирование необходимых свойств и качеств личности каждого современного человека.
Поэтому уже достаточно давно мы поставили задачу создать в нашем университете такой комплекс непрерывного педагогического образования, который будет готовить педагога, начиная с детского сада до послевузовского повышения квалификации работников образования. Для этих целей мы объединили в структуре вуза все уровни образования: дошкольное — Научно-образовательный центр детский сад «У-Знайки»; начальное допобразование — детскую профильную школу «УМКА»; среднюю школу — Лицей УлГПУ; среднее профессиональное образование — Колледж УлГПУ; все ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку сотрудников на базе факультета образовательных технологий и непрерывного образования.
Пользу получают и школы, и студенты, и вуз
Игорь Олегович, а насколько университету тяжело выходить за пределы традиционного высшего образования и брать на себя новые миссии и уровни? С чем в этом плане связан главный вызов?
Изначально сложность была в понимании концепции непрерывного педагогического образования профессорско-преподавательским составом. За годы своей профессиональной деятельности коллеги привыкли работать в основном с совершеннолетними — со студентами или педагогами, которые пришли повысить квалификацию. А тут появилась задача в ежедневном формате заниматься с дошколятами. Надо сказать, что эта проблема была успешно решена. Мало того, на базе нашего детского сада «У-Знайки» доценты и профессора стали разрабатывать авторские методики работы с детьми и не только внедрять их в своём дошкольном учреждении, но и обучать новаторским методикам воспитателей других детских садов.
Похожая история была и с лицеем. Когда мы организовывали профильные лицейские 10 и 11 классы в нашем университете у коллег было меньше опыта работы со школьниками, чем со студентами. Сейчас Лицей УлГПУ — одно из самых престижных средних общеобразовательных учреждений Ульяновска, где преподаватели вуза ведут фундаментальную подготовку школьников по общеобразовательным предметам; системную подготовку к ЕГЭ; подготовку к олимпиадам и конкурсам. Конечно же, самое большое внимание уделяется психолого-педагогическому компоненту подготовки школьников с целью их дальнейшего поступления в педагогический университет.
То, что наши преподаватели занимаются в системе дошкольного и среднего общего образования, на мой взгляд, играет большую роль в подготовке самого преподавателя высшей школы. Считаю, что для поддержания навыка практической работы и передачи знаний студентам нужно, чтобы те преподаватели, которые читают методические дисциплины, периодически сами работали в дошкольных учреждениях и в школах.
Конечно, как и вся образовательная сфера региона, мы испытываем потребность в кадрах, которая частично закрывается при помощи наших студентов, магистрантов, иногда аспирантов, но тем не менее основной костяк работающих — это преподаватели. Мы от этого курса не отклонились.
Наш вуз всегда занимался повышением квалификации педагогических кадров, но объем этой работы возрос в несколько раз, начиная с 2015 года, когда к нашему университету в качестве структурного подразделения был присоединён региональный институт повышения квалификации. Если раньше мы обучали 500 участников в год, то потом — сразу 1000 и больше, потому что вся региональная система была настроена на нас. Это тоже привнесло в нашу работу сложности, приходилось по-другому распределять нагрузки педагогов.
Могу сказать, что мы были в числе первых вузов, на базе которых стал развиваться комплекс непрерывного образования, о чём очень активно позже заговорили по всей России. Сейчас есть и непрерывное педагогическое образование, инженерное и агроклассы открывают.
Вы говорили, что раньше университет работал в том числе и со школами. Для взаимодействия с ними были созданы базы практик. Нет ли опасения, что вуз «закапсулируется» на самом себе, и его перестанут интересовать те учебные заведения региона, которые тоже нуждаются в ваших студентах, практикантах, выпускниках?
Абсолютно нет. Мы ещё раз показываем, что вместе с высшим образованием готовы работать на всех уровнях региональной системы образования. Возьмем детский сад. У нас всего три группы. Сколько студентов мы займем там практикой одновременно? Небольшое количество. А другие студенты распределяются в детские сады региона, города Ульяновска и других муниципалитетов. То же самое со школой. На мой взгляд, никакого урона для региональной системы образования не случилось.
Более того, если говорить про наш лицей: в 2015 году мы открыли его в структуре университета, а в 2016 создали распределенный лицей, куда вошли школы из разных муниципалитетов Ульяновской области. Через некоторое время, когда Министерство просвещения РФ запустило программу создания профильных классов психолого-педагогической направленности по всей стране, мы уже были к этому готовы, так как фактически вели эту работу через классы распределённого лицея, где преподавались элементы педагогики и психологии. То есть для нас такая обширная сеть уже была создана, а сейчас мы её просто дополняем и развиваем.
Кстати, к 2017-2018 годам мы стали работать по распределенному лицею не только с Ульяновской областью. У нас есть школы, находящиеся в Татарстане, Пензенской области, на Дальнем Востоке. В таком дружном сообществе пользу получают и школы, и студенты, и сам вуз. А главное – система образования нашей страны.
Педагогическая профессия значима для государства
Ваша концепция непрерывного образования подразумевает, что фактически одна и та же аудитория переходит с уровня на уровень? То есть, условно говоря, из вашего лицея в ваш университет идут прямой дорогой или все-таки не так?
Идеальную модель мы предполагали именно такую, какую вы описали. Когда мы организовывали профильные классы, то первая задача была привлечь ребят идти учиться к нам. Очень расстроились, когда из первого выпуска к нам поступило не такое большое количество. Поняли, что, помимо преподавания специальных дисциплин, надо вести активную профориентационную работу. Чаще приглашать школьников к нам в университет для занятий в технопарке, кванториуме, встреч со студентами, для участия в мероприятиях вуза.
Сейчас примерно 20−25% выпускников наших профильных психолого-педагогических классов и 25-30 % выпускников распределённого лицея поступают в УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Это не такая уж плохая цифра. Много и тех, кто не идут на педагогические направления. Но у них хорошая предметная подготовка, они успешно сдают ЕГЭ и поступают в топовые вузы. Есть достаточно много примеров, когда они приходят к нам в педагогическую магистратуру после окончания бакалавриата другого вуза, например, технического. Для занятий педагогикой человек должен созреть, понять, что хочет этим заниматься.
Надо сказать, что более 60% выпускников нашего бакалавриата идут в магистратуру УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Это действенный резерв для пополнения преподавательского состава нашего вуза.
В колледже у нас пока выпуска не было, так как мы всего второй год реализуем программу среднего профессионального образования. Надеюсь, что первые выпускники колледжа заходят и дальше обучаться в нашем вузе по педагогическому профилю.
Как вы относитесь к тому, что сейчас на уровне СПО начинается подготовка учителей-предметников? Начнут ли разные уровни в рамках концепции непрерывного педагогического образования конкурировать друг с другом?
Для университета это не самый хороший момент, поскольку мы какую-то часть абитуриентов однозначно потеряем. Но из-за потребности в педагогических кадрах, подобная подготовка является вынужденной мерой. Предполагаю, что вместе с колледжами мы будем взаимодействовать и интегрировать программы, чтобы ребята переходили к нам бесшовно (пусть не на очное, но на заочное обучение) и шли работать в школы. Мы вместе трудимся на систему образования. Думаю, что справимся.
Будущее непрерывного образования
Как вы думаете, в каком направлении университет должен развиваться, чтобы еще лучше реализовывать концепцию непрерывного образования? Какие следующие шаги по формированию многоступенчатого подхода к обучению предпринять в будущем?
Во-первых, наш комплекс непрерывного образования ещё находится в стадии развития. Сейчас у нас работает ещё один лицей, который не входит в нашу структуру, но в его названии говорится, что учреждение функционирует при Ульяновском государственном педагогическом университете. И здесь наблюдается некоторая трудность. Когда у организации несколько начальников, работать становится сложнее в управленческом плане. Тем не менее, ребят мы готовим для поступления, в первую очередь, в наш вуз.
Во-вторых, мы с опытом работы на всех уровнях образования будем расширять партнёрские взаимоотношения, как это сделали с психолого-педагогическими классами в школах. И на уровне СПО, и на уровне детского сада мы улучшаем своё взаимодействие. В рамках высшего образования будет усиливаться практикоориентированность.
Если говорить о повышении квалификации и профессиональной переподготовке: для некоторых районов нашей области актуально, чтобы преподаватель-предметник увеличивал количество дисциплин, которые он может вести. Это тоже связано с дефицитом педагогических кадров. Здесь нам необходима активная работа для того, чтобы учителя комфортно, практически без отрыва от своей основной деятельности могли повысить квалификацию и научиться преподавать еще один-два дополнительных предмета, причем качественно.
Благодарим за беседу! Желаем, чтобы проект непрерывного образования дал ощутимые результаты! Мы рады, что педагогическое направление пробует новые форматы. Будем и дальше с интересом следить за его развитием.
Беседовал Александр Сафонов