27 июня в Юрайт.Академии в рамках XIII Летней школы преподавателя прошла онлайн-дискуссия «Рациональное управление: аналитика в образовательном менеджменте», на которой эксперты обсудили, какую роль играют аналитические данные в управлении и какие показатели для этого используются и как происходят процессы проверки и интерпретации информации. Более 1200 участников присоединились к обсуждению темы.
Стимул для студентов увеличить свои достижения
Университеты сегодня стремятся к созданию обширных, визуализированных аналитических данных, которые позволят принимать наиболее оптимальные решения и эффективно управлять учебным заведением. Анализ данных уже сегодня помогает разрабатывать актуальные образовательные программы, отслеживать посещаемость студентов, сдавать отчетность и многое другое. Эксперты обсудили, как аналитика используется в управлении их университетом.
Руководитель лаборатории «Цифровой трансформации образования» Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов рассказал, что анализ данных позволяет педагогам совершенствовать программу своих курсов и делать ее максимально полезной для студентов: «Аналитика позволяет формировать рекомендации для преподавателей. Мы анализируем, как прошел курс, какие задания и темы были наиболее успешными, и на основании этих данных можем сформировать предложения, как улучшить дизайн образовательного курса».
Проректор по образовательной деятельности Нижневартовского государственного университета Геннадий Мальгин подчеркнул, что анализ данных позволяет поддерживать здоровую конкуренцию среди студентов: «Аналитика очень полезна в вопросах воспитательной работы – мы составляем рейтинги студентов и заместителей деканов по внеучебной деятельности, ведь они взаимосвязаны. Мы учитываем все достижения обучающихся, их волонтерскую деятельность, вовлеченность в различные проекты. Данная система построена на соревновании – это стимул для студентов увеличить свои достижения, их количество и качество. Кроме того, все данные открыты – они позволяют обучающимся претендовать на различные выплаты и стипендии».
Нередко университеты создают приложения, которые позволяют абитуриентам, студентам и сотрудникам узнавать необходимую информацию, основанную на анализе данных. Иван Карлов (НИУ ВШЭ) отметил, что в учебном заведении разработано специальное приложение, которое прогнозирует вероятность поступления определенного абитуриента: «В нашем университете есть приложение “Зеленая волна” – он был разработан после перехода на одну волну поступления, чтобы повысить уверенность и удержать абитуриентов во время приемной кампании. Аналитика используется для прогноза проходного балла, который гарантирует поступление абитуриента. Точность аналитики играет серьезную роль, ведь ошибки прогноза приводят к финансовым рискам – если такой студент не прошел на бюджетное место, то университет самостоятельно оплачивает его обучение».
Проректор по учебно-методической работе Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова Сергей Титов поделилися опытом проведения эксперимента, в ходе которого с помощью сбора и анализа данных удалось выяснить степень кадрового голода в регионах России: «Мы использовали аналитические данные, чтобы понять запрос на педагогические кадры в регионах по России. Мы создали платформу, на которой у каждого учебного заведения появился личный кабинет. Затем туда были внесены данные о том, на каком направлении и сколько студентов обучается и их ожидаемый выпуск по годам. Обратившись к учредителю, мы привлекли к мониторингу почти 700 образовательных организаций и получили раскладку по образовательным организациям и регионам. Мы соотнесли полученные данные с кадровой потребностью в регионах. Думаю, если такая работа будет проводится на регулярной основе, ее результаты могут учитываться при распределении контрольных цифр приема».
Открытость данных – признак уверенности университета
Аналитика позволяет университету решать множество проблем, именно поэтому учебным заведениям важно сотрудничать друг с другом и делиться опытом. Спикеры рассказали, какие процессы удалось оптимизировать благодаря сбору и интерпретации данных.
Виктория Бучацкая (АГУ) подчеркнула, что для системного решения многих задач необходима открытая система, которая позволит учебным заведениям использовать наиболее удачные практики: «Открытость данных – признак уверенности университета, важно помнить, что мы живем в одной реальности и стараемся решать одни и те же проблемы. Есть практики, которые заслуживают внимания университетского сообщества, ведь они уже позволили решить определенные задачи. И очень хорошо, если есть возможность о них узнать и адаптировать под реалии своего учебного заведения».
Геннадий Мальгин (НВГУ) поделился опытом, как заранее собранные и упорядоченные данные помогли быстро сдать объемный отчет, не увеличивая при этом нагрузку преподавателей: «Важно, чтобы под рукой всегда был подготовленный и структурированный массив данных, из которого можно быстро взять необходимую информацию. Например, не так давно нужно было сдать отчет, связанный с фондом оценочных средств. И нам удалось это сделать оперативно, не привлекая к процессу преподавателей. Мы просто использовали актуальные данные, которые уже находились в электронной системе».
Учебные заведения проходят определенные проверки с некоторой периодичностью – аналитика позволяет быть готовыми в любой момент. «Нам удалось модернизировать систему самообследования университета – мы начали самостоятельно проверять себя по всем аккредитационным показателям, чтобы всегда быть готовыми к мониторингу. Такая проверка оказалась очень полезной, мы заранее выявили все слабые места и с легкостью их скорректировали», – отметил Сергей Титов (УлГПУ им. И. Н. Ульянова).
Повысить благополучие студентов и преподавателей
Сейчас в процессе сбора и обработки данных еще возникают трудности, но все они разрешимы. Спикеры поделились планами на будущее и рассказали, как планируют совершенствовать систему.
Комфорт и удобство в университетской жизни педагогов и обучающихся – приоритет университета. «Мы занимаемся изучением того, как мы можем повысить благополучие студентов и преподавателей в университете. Задача – собрать воедино все данные, которые у нас уже есть, и на их основе научиться оперативно и качественно делать различные аналитические инструменты для студентов, преподавателей, исследователей», – высказал мнение Иван Карлов (НИУ ВШЭ).
Сегодня необходимо оптимизировать процессы, которые занимают много времени и сил преподавателя – в таком случае педагоги смогут уделить больше внимания своим студентам и совершенствованию в профессии. «Мы хотим создать систему, которая позволит заполнять цифровое портфолио преподавателя автоматически, не нагружая дополнительно педагогов. Например, было бы удобно, если бы информация о научных публикациях вносились системой самостоятельно, синхронизируясь с электронной библиотекой», – высказал мнение Сергей Титов (УлГПУ им. И. Н. Ульянова).
Геннадий Мальгин (НВГУ) отметил, что в планы университета входит работа с преподавателями и улучшение их трудовых условий с помощью аналитики: «В ближайшее время мы хотим уделить внимание информированию преподавателей, а именно донесению до них перспективного планирования. Дело в том, что мы знаем кадровое обеспечение каждой образовательной программы на ближайшие четыре года, и наша задача – создать индивидуальный план на ближайшие годы для каждого преподавателя, чтобы они могли в любой момент проанализировать свою нагрузку».
Виктория Бучацкая (АГУ) подчеркнула, что важно создать систему, которая позволит собрать в одном месте и систематизировать уже собранные данные: «В ближайшее время мы хотим создать “Ситуационный центр ректора” – сервис, в котором будут собраны все части данных, которые есть у нас сейчас в разрозненном виде. Важно сделать так, чтобы им могли пользоваться все участники образовательного процесса, видеть достижения университета, следить за реализацией программы развития».
Юрайт.Академия продолжит обсуждать вопросы аналитики в управлении учебным заведением! Ждем вас на наших дискуссиях и конференциях уже осенью!