14 сентября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Сила разума: просветительская деятельность университетов». Проректоры высших учебных заведений обсудили запрос российского общества на просветительскую деятельность, целевую аудиторию и ключевые направления просветительской деятельности и основные просветительские форматы и методики.
Людмила Баева, проректор по научной работе Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева, доктор философских наук, профессор, рассказала про особенности просветительской деятельности сегодня и должно ли быть просвещение быть обязательным.
В чем проявляются особенности просветительской деятельности в современном информационном мире?
«Заниматься просвещением сегодня, в условиях информационного общества, это деятельность в совершенно новых условиях и возможностях. Общество сегодня хорошо образовано и почти половина граждан в нашей стране имеет высшее образование. Задача просветительства — это не ликвидация безграмотности и обучение азам наук, это продвинутый шаг вперед, выход на новый уровень, когда образование переходит в культуру личности».
«Доминирующая часть контента информационной культуры имеет информационный, рекламный и развлекательный характер, направленный на решение прагматических задач. Человек сегодня не просто имеет доступ к информации — он избыточно перегружен ей. Поэтому роль просветительства состоит в том, чтобы создать в этом потоке научный и научно-популярный контент высокого качества, а также научить человека ориентироваться в потоках информации, системно воспринимать ее, критически оценивать манипуляции и фальсификации, квазинаучные знания, уметь противостоять этому воздействию».
Если мы говорим про симбиоз между образовательными курсами и просветительской деятельностью, это должно быть обязательным или это должно исходить из индивидуальных склонностей, траекторий?
«На протяжении последних 20 лет мы ориентировали человека на широкий плюрализм и самоориентацию в мире информации. И где-то мы проиграли информационные битвы, потому что на человека активно оказывали воздействие деструктивные источники, и эти факторы отчасти подчиняли его свои целям (как, например, в виртуальных сообществах саморазрушительного типа). Поэтому сегодня просветительство должно не только предлагать свой контент как одну из возможностей на широком горизонте других услуг, но и быть максимально активным, действенным, направленным источником информации, формирующим нормы конструктивного мировоззрения, основанного на социальных и нравственных ценностях».
По каким критериям можно оценить преподавателей, которых привлекают к просветительской деятельности?
«Просветительская деятельность предполагает не только работу в своей аудитории, это, прежде всего, выход за привычные рамки, в иные условия, за пределы университета. Это обмен опытом лучших, когда педагог из высшей школы говорит со школьниками или студентами колледжа, а в вуз приходят ведущие ученые из НИИ, практики, деятели культуры и привносят свой и взгляд на те проблемы, которые интересны аудитории».
Уже 28 сентября пройдет однодневная онлайн-конференция «Компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации». Регистрация уже открыта, ждем вас.