Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
26 апреля 2024 активны на платформе
54 174 -71
Преподавателя
589 204 -731
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Людмила Баева, АГУ: «Заниматься просвещением сегодня, в условиях информационного общества, это деятельность в совершенно новых условиях и возможностях»

Дата публикации
20 сентября 2022
Время на прочтение статьи
2 мин
Количество просмотров
1099

14 сентября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Сила разума: просветительская деятельность университетов». Проректоры высших учебных заведений обсудили запрос российского общества на просветительскую деятельность, целевую аудиторию и ключевые направления просветительской деятельности и основные просветительские форматы и методики.

 

Людмила Баева, проректор по научной работе Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева, доктор философских наук, профессор, рассказала про особенности просветительской деятельности сегодня и должно ли быть просвещение быть обязательным. 

 

В чем проявляются особенности просветительской деятельности в современном информационном мире? 

 

«Заниматься просвещением сегодня, в условиях информационного общества, это деятельность в совершенно новых условиях и возможностях. Общество сегодня хорошо образовано и почти половина граждан в нашей стране имеет высшее образование. Задача просветительства — это не ликвидация безграмотности и обучение азам наук, это продвинутый шаг вперед, выход на новый уровень, когда образование переходит в культуру личности».

 

«Доминирующая часть контента информационной культуры имеет информационный, рекламный и развлекательный характер, направленный на решение прагматических задач. Человек сегодня не просто имеет доступ к информации — он избыточно перегружен ей. Поэтому роль просветительства состоит в том, чтобы создать в этом потоке научный и научно-популярный контент высокого качества, а также научить человека ориентироваться в потоках информации, системно воспринимать ее, критически оценивать манипуляции и фальсификации, квазинаучные знания, уметь противостоять этому воздействию». 

 

Если мы говорим про симбиоз между образовательными курсами и просветительской деятельностью, это должно быть обязательным или это должно исходить из индивидуальных склонностей, траекторий? 

 

«На протяжении последних 20 лет мы ориентировали человека на широкий плюрализм и самоориентацию в мире информации. И где-то мы проиграли информационные битвы, потому что на человека активно оказывали воздействие деструктивные источники, и эти факторы отчасти подчиняли его свои целям (как, например, в виртуальных сообществах саморазрушительного типа). Поэтому сегодня просветительство должно не только предлагать свой контент как одну из возможностей на широком горизонте других услуг, но и быть максимально активным, действенным, направленным источником информации, формирующим нормы конструктивного мировоззрения, основанного на социальных и нравственных ценностях». 

 

По каким критериям можно оценить преподавателей, которых привлекают к просветительской деятельности? 

 

«Просветительская деятельность предполагает не только работу в своей аудитории, это, прежде всего, выход за привычные рамки, в иные условия, за пределы университета.   Это обмен опытом лучших, когда педагог из высшей школы говорит со школьниками или студентами колледжа, а в вуз приходят ведущие ученые из НИИ, практики, деятели культуры и привносят свой и взгляд на те проблемы, которые интересны аудитории».

 

Уже 28 сентября пройдет однодневная онлайн-конференция «Компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации». Регистрация уже открыта, ждем вас.