Обучение становится все больше персонализированным. Проректор по образовательной деятельности Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Юрий Викторович Данейкин рассказал, какие учебные задачи решают индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) и почему этот формат сложно реализовывать.
Что такое индивидуальные образовательные траектории в современном образовании?
Для начала разделим понятия «вариативность» и «индивидуальные образовательные траектории». Вариативность — это предоставление обучающимся различных возможностей в построении своего образовательного пути. Под ИОТ мы чаще всего понимаем индивидуализацию, когда учебный процесс разрабатывается с учетом особенностей, пожеланий, комплементарных потребностей и образовательного дефицита студента.
В этой теме много терминологических вопросов, по поводу которых нужно договариваться.
ИОТ — элитная возможность в современном образовании. Они очень сложные в реализации, требуют педагогического таланта либо использования новых технологий, в том числе искусственного интеллекта (ИИ) для фиксации образовательных дефицитов с помощью разных методик. В будущем ИОТ будут доступны более широкой аудитории обучающихся.
Важны навыки обучения и саморазвития
Вы подчеркнули, что ИОТ — сложная процедура, еще и дорогостоящая. Почему вузы их реализуют, несмотря на трудности?
Для ответа на этот вопрос обратимся к истории. Система образования всегда была настроена на средний уровень обучающихся. В Советском Союзе не больше 20% выпускников школ имели возможность поступить в вуз, поэтому образовательную программу разработали таким образом, чтобы на выходе получался среднестатистический специалист. И не важно, что за направление, особенно в области инженерии.
Был средний набор: более успешные ребята, которые, скорее всего, оставались в науке, и те, кто не справлялся с программой и отсеивался. То есть страна готовила 60% очень хороших инженеров, но в усредненном плане.
Еще один важный фактор: в то время не так быстро менялись трудовые функции инженера или любого другого специалиста, поэтому образовательный подход был прагматичен и эффективен. Конечно, работодатели говорили, что сотрудника приходится адаптировать на производстве, но речь шла о коммуникативных и личностных компетенциях, которые были необходимы, чтобы влиться в коллектив. Сейчас эти навыки мы называем soft skills.
В наше время очень быстро меняются технологии и парадигмы, поэтому и университеты вынуждены оперативно адаптироваться. Сейчас на первый план вышла необходимость развивать в обучающихся навыки обучения и саморазвития. Коммуникация с внешним миром происходит при помощи интернета и социальных сетей. Соответственно, стало важно учитывать индивидуальные потребности каждого конкретного человека.
Трудовые функции в современном мире тоже быстро меняются. Нельзя предугадать, какой специалист будет востребован, соответственно, работник должен уметь адаптироваться к любым условиям. Именно поэтому университет и образовательная система в целом перенастроились на удовлетворение личных потребностей за счет изменения способов получения знаний. Информация перестала быть сакральной тайной, которая хранилась у профессоров и ученых. Новые технологии позволяют получать знания оперативно и эффективно. Но университеты не должны превращаться в организации, которые дают только практические умения. Вуз — это место, где получают фундаментальные знания, soft skills. Нельзя забывать, что на рынке образования идет борьба за таланты путем предоставления лучших баз практик.
Рассматривают ли работодатели обучение по ИОТ как преимущество выпускника университета?
По моему опыту, индустрия представляет портрет выпускника в понятных лишь для нее смыслах: нужен среднестатистический, знающий и так далее и тому подобное. Но часто за всем этим выхолащивается именно образование. Работодатель говорит: «Дайте нам подготовленного специалиста с объективными зарплатными ожиданиями, чтобы он приходил на работу и делал то, что нам нужно». Между понятиями «подготовка» и «образование» нет знака равенства.
Сегодня рынок труда аморфный, быстро меняющийся. Часто работодатель сам не может четко сформулировать, какой работник ему нужен. «Нам необходимы сильные экономисты и управленцы». Когда начинаешь обсуждать, что они под этим понимают, начинаются трудности.
В Советском Союзе готовили хороших инженеров. Но их обучали тогда, когда трудовая функция была постоянной. Прописывались четкие навыки, которыми должен обладать специалист. Наши условия жизни постоянно меняются, и стандартное становится неочевидным. Нельзя стандартизировать будущее. Хотите, чтобы специалист обладал навыками, которые будут полезны в будущем? Но ведь эти компетенции невозможно даже записать, потому что мы не знаем, что будет через два года. Поэтому в ряде корпораций есть свой корпоративный университет: от специалистов там требуют только владение базовыми компетенциями, а дальше их учат. Тем временем другие организации говорят, что от выпускников им нужны конкретные навыки. Третьи заявляют, что базовая подготовка специалистов совсем не подходит. При таком раскладе университет становится заложником индивидуализации.
ИОТ учит осознанному выбору профессии
Насколько первокурсники готовы взять на себя ответственность и выбрать для себя направление ИОТ?
Как говорят, проблема выбора делает человека несчастным. Студенты выходят из рамок школы и сталкиваются с реальной жизнью. Здесь возникает проблема выбора профессии, выбора себя в отрасли. Будет ли он просто инженером или инженером-управленцем?
Множественный выбор присутствует во всех аспектах развития личности, но студенты часто не умеют делать выбор, они слабо обладают инструментами рефлексии. Часто решение за них принимают старшие: либо родители, либо бабушки с дедушками.
Первые два курса, когда обучающиеся получают фундаментальные знания, у всех дисциплины более-менее одинаковые, поэтому особых проблем не возникает. Но на третьем курсе студент сталкивается с профессией и понимает, что пришел не туда. Пытаясь поменять направление своей деятельности, они теряются. Для них это время эффективного самопознания.
Студенты не всегда способны перестроиться на новую профессию по объективным причинам. Иногда даже талантливые ребята уходят из высшего образования, хотя могли бы достичь больших высот.
В 2019 году в НовГУ была внедрена проектная модель обучения. На нее мы перевели весь первый курс бакалавриата, создали междисциплинарные команды из студентов разных направлений подготовки: инженеров, медиков, журналистов, айтишников, будущих специалистов в сельском хозяйстве.
Менталитет, культура специальности формируется уже на первых стадиях обучения. Общаясь с ребятами других специальностей, студенты понимали, что они не хотят идти в ту или иную профессию. На первом курсе мы старались их переориентировать: обучающиеся имели возможность переводиться, менять свое направление, то есть здесь реализовывалась уже вариативность обучения. За счет этого мы многих оставляем в профессии, потому что они начинают делать осознанный выбор.
Одна из задач индивидуального образования — научить ребят делать осознанный выбор и, главное, нести за него ответственность, чего многие очень боятся. Например, в сфере управления есть проблема: человек вроде хочет развиваться в выбранном направлении, но не умеет брать на себя ответственность. А это ведь самое главное! Если ты принимаешь решение, отвечаешь за него, тогда ты будешь делать все, чтобы добиться результата. На мой взгляд, это один из элементов эффективного принятия управленческих решений. Университет должен развить в студентах умение правильно выбирать свою позицию.
Проектная модель — прообраз будущего ИОТ
Как НовГУ планирует развивать идеальную модель индивидуальных образовательных траекторий?
Образовательную трансформацию мы начали еще в 2018 году.
Министерство науки и высшего образования РФ предоставляет нам все возможности и подталкивает нас к реализации механизмов вариативности и гибких индивидуальных форматов. С точки зрения ресурсов, это сложная задача.
Индивидуализация, конечно, не может позволить создать для каждого свой учебный план. Хотя у нас это присутствует в определенной степени. Чтобы сократить учебные издержки, нужно внедрять новые технологии, в том числе искусственный интеллект. Его оценивают по-разному. Одни эксперты говорят, что эпоха ИИ уже настала, другие отмечают, что нейросети сейчас на слабой стадии развития. Но все согласны, что ИИ каждый день движется вперед. Это доказывают различные инструменты и эксперименты. Например, легко устанавливать образовательные дефициты, анализируя работы студентов. Все данные можно обрабатывать, думать, как использовать материал персонализировано, подстраиваясь под потребности того или иного обучающегося.
Мы следуем принципам Минобрнауки и внедряем обязательные траектории, расширяем возможности получения дополнительного образования в процессе реализации основной программы. Например, наши студенты могут за время обучения в бакалавриате пройти дополнительные курсы три раза. Также для них работает базовая цифровая кафедра — это обязательный сквозной трек в учебном плане.
Сейчас особенно важны soft skills, которые вырабатываются во время подготовки различных проектов. Студенты пробуют разные роли в составе команды. Таким образом, они демонстрируют свои таланты и дефициты, а мы в ответ предоставляем возможности выбирать дополнительные курсы. Ребята могут выстроить свою образовательную траекторию, близкую к индивидуальной. Соответственно, для нас проектная модель является прообразом будущего ИОТ.
Тюменский университет в этой теме ушел намного дальше. Там есть свои системы управления на базе IT-технологий. Мы будем идти в сторону большей индивидуализации, а также убирать ресурсные ограничения. Планируем расширять сотрудничество с другими учебными заведениями: совместно создавать новые инструменты управления образовательной траекторией студента, выявлять его дефициты, фиксировать и анализировать цифровой след, собирать обратную связь.
Я думаю, что в перспективе, когда искусственный интеллект достигнет успеха в образовании, самым дорогим компонентом будет индивидуальное общение с преподавателем. Педагога никто никогда не уберет, ведь он представляет экспертную систему для тех же нейросетей. За цифрами важно видеть самого человека. Кроме образовательных дефицитных потребностей, нужно найти личность. В будущем возрастет роль наставничества. Мы развиваемся в области сопровождения каждого обучающегося в университете. Уже есть новые форматы: обучение служением, волонтерство и так далее. Все это развивает определенный спектр навыков, которые тоже необходимо фиксировать в ИОТ.
Большое спасибо за обсуждение актуальной темы! Желаем, чтобы каждый студент и преподаватель нашел то, что ему интересно и важно!
Беседовал Александр Сафонов