Не только студенты, но и преподаватели используют нейросети для создания статей. Проректор по научно-инновационной деятельности Тверского государственного университета Андрей Валерьевич Зиновьев рассказал, какое место занимает искусственный интеллект в сфере образования.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Машина, принимающая решение в нестандартной ситуации
Как искусственный интеллект (ИИ) представлен сегодня в образовательных программах вашего университета?
Для начала важно понять, что такое «искусственный интеллект». Четкого определения до сих пор нет. Даже на конференциях, в которых я участвовал, не было единого мнения.
Чаще всего под искусственным интеллектом понимают действия машины, основанные на восприятии окружающей среды, способности обучаться и выполнять задания. Но это далеко еще не искусственный интеллект, и даже нейросети им в полной мере не являются. ИИ — «машина», которая может принимать решение в нестандартной ситуации, то есть она ведет себя как существо с рассудком.
В ТвГУ мы учим студентов не только участвовать в разработке ИИ, но и пользоваться им. В частности, на факультете математики и кибернетики есть образовательная программа «Искусственный интеллект и анализ данных», где обучающиеся знакомятся с самыми современными веяниями в области ИИ и учатся применять его, в основном для обработки больших массивов информации.
Мы тоже пользуемся искусственным интеллектом через приложения и платформы, точнее — нейросетями (ChatGPT, YandexGPT) и голосовыми помощниками («Алиса»). Я даже научил этому студентов: теперь они готовят презентации, используя платформу Gamma.
А вы используете ИИ внутри университета для решения административных задач? Или это стоит рассматривать как направление будущего?
В большей степени — как планы на будущее. Наш университет неплохо цифровизован, но ИИ у нас пока нет. На данный момент вуз не может управляться ИИ без участия административного персонала.
Есть особая потребность в обычных пользователях
Есть ли сейчас спрос со стороны работодателей на компетенции ИИ студентов непрофильных направлений?
Мне, как проректору по научно-инновационной деятельности, приходится больше взаимодействовать с научно-исследовательскими центрами. Как показывает опыт, около половины организаций в качестве требований к кандидатам выделяют умения пользоваться продуктами, в основу которых зашит ИИ. Думаю, этот показатель будет расти, как минимум для ТвГУ.
Мы также сотрудничаем с рядом научно-исследовательских институтов, в частности, с Научно-исследовательским институтом информационных технологий, где практикуются и работают наши студенты. Их главный запрос к нам — подготовка обучающихся по основам ИИ.
Недавно довелось выступать на конференции по ИИ, где целая секция была посвящена разработкам фундаментального и практического характера в ТвГУ. Прежде всего, обсуждалась математика — та база, которая лежит в основе создания новых технологий. Она всегда сложно воспринимается.
Перед нашим интервью я нашел свою старую подборку фотографий из Ульяновска. Уже не помню, что за места снимал и зачем. Чтобы понять, что изображено на снимке, я загрузил фотографии в Яндекс, и нейросети выдали мне название объектов и адреса. Разве раньше это было бы возможно?! Сейчас вообще есть потребность в обычных пользователях, которые на достойном уровне владеют приложениями с «зашитым» ИИ. В то же время остается высоки спрос и на разработчиков этих приложений.
Консорциум открывает возможности
Какие проекты научной деятельности используют искусственный интеллект?
Чаще всего такие проекты связаны с анализом данных с использованием разных подходов. Например, в рамках консорциума мы взаимодействуем с НИИ «Центрпрограммсистем» и вместе с ним разрабатываем программы с использованием ИИ для предотвращения цифрового вторжения в базы данных. В этом проекте именно машина 24/7 принимает решение по поводу нарушения виртуальных границ, только потом она советуется с человеком: является ли операция вторжением или санкционированным действием пользователя.
В рамках такого консорциума университет способен выработать необходимый продукт, который можно использовать в гражданском и в любом другом поле.
Что университету полезнее: развивать собственные нейронные сети или модели с открытым кодом?
И то, и другое. Но легче в данный момент использовать модели с открытым кодом. К тому же, мы пока не исчерпали их ресурсы. Обращая внимание на быструю смену международной обстановки, наш вуз старается уделять внимание и собственным разработкам. С одной стороны, это дает возможность активно двигаться в выбранном направлении, с другой — собственные проекты часто предоставляют больше свободы для решения рабочих задач.
Важен личный интерес к ИИ
Как вы относитесь к искусственному интеллекту с точки зрения этики? Что педагогам и университету в целом нужно менять в связи с новыми технологическими реалиями?
Прежде всего, преподавателям важно быть хорошо «подкованными» в цифровой сфере. Например, я несмотря на свой возраст активно интересуюсь новшествами. Поэтому в студенческих работах я различаю, где текст написан ИИ, а где — человеком. В этом вопросе важны личностные качества преподавателя.
Я негативно отношусь к тому, если студент что-то сгенерировал с помощью нейросетей и отдает это на проверку в неизмененном виде. Но у меня складываются положительные впечатления, когда обучающийся самостоятельно обрабатывает результат, предоставленный ИИ. Сам я тоже иногда так делаю, например, чтобы написать вступление к статье, где нужен научный обзор литературы. Искусственный интеллект каждую неделю присылает мне подборку свежих публикаций по заданным тематикам.
Новые технологии облегчают работу с иностранными материалами. Я свободно владею английским языком, но все равно не являюсь его носителем, поэтому нередко возникают трудности на конечной стадии обработки информации. С ними справляются цифровые переводчики, в основе которых лежат нейросети.
Или, например, вам нужно поработать с информацией, переданной на языке Маори из Новой Зеландии. Вы открываете тот же «Яндекс», нажимаете кнопку «Перевести» и получаете сносный перевод на русский. О таком раньше нельзя было и мечтать!
Хотелось бы интеллектосферу
Что бы вам хотелось получить от ИИ через пять лет?
Достаточно и того, что ИИ умеет уже сейчас. Хотя мы знаем не все грани его возможностей.
Хотелось бы создать некую экосферу, цифросферу, а лучше сказать — интеллектосферу, внутри которой можно легко путешествовать. Тогда не нужно будет искать ее отдельные элементы типа приложения Gamma или ChatGPT. Необходима возможность существовать внутри этой интеллектосферы, возможно, даже перемещаться туда благодаря силе разума. Мысли ведь материальны, их можно считывать, поэтому они могут управлять сервисами ИИ.
Было бы неплохо перемещаться по движению руки. Мы можем повесить на тело датчики и путешествовать по интеллектосфере не через мышку и клавиатуру, а реально. Тогда это станет невероятной возможностью перемещаться во времени, пространстве и океане информации!
Какой интересный образ будущего вы нарисовали! Благодарим Вас за познавательную беседу. Поздравляю с наступающим Новым 2025 годом! Пусть с помощью ИИ академическое сообщество покоряет новые образовательные вершины, преодолевая любые преграды — и реальные, и виртуальные.
Беседовал Александр Сафонов