31 января в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Обогащенное общение: педагогическая коммуникация в цифровой среде» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные».
Десятки рабочих чатов в разных мессенджерах, непрерывное виртуальное общение со студентами, перевод всех этапов работы в ЭИОС — все это стало реальностью современного педагога. Новые технологии развиваются быстрее, чем преподаватели успевают их освоить. Эксперты Юрайт.Академии обсудили, как меняется академическое общение под влиянием цифровизации и какие трудности в связи с этим возникают.
В цифровой коммуникации важно желание делиться наработками
В век цифровизации преподаватели могут делиться своими наработками из любой точки мира, имея лишь компьютер или телефон. «Педагогическая коммуникация в условиях цифровизации системы образования заточена не под нагрузку, но под мотивацию, — отмечает доцент кафедры финансов и кредита Майкопского государственного технологического университета, кандидат экономических наук Галина Кадакоева. — Каждый преподаватель может представить на конкурс образовательных инноваций свои разработки и получить приятный приз. Открываем новые таланты, приглашаем их в новые проекты!»
Взаимодействовать с обучающимися тоже стало проще. Например, на Юрайте педагог может создать группы студентов и оперативно выдать им учебные материалы. Цифровые помощники спасают время, силы педагогов, и об этом важно рассказывать коллегам. Директор Центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Калмыкова обращает внимание: «В цифровой коммуникации важно желание делиться наработками. Есть много преподавателей, которые хотят облегчить рутинные процессы». Если в профессиональном сообществе будут активно обсуждаться цифровые возможности, то уровень соответствующих компетенций среди педагогов повысится в несколько раз.
Многие университеты поддерживают обучение сотрудников. Проректор по учебно-методической работе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, кандидат юридических наук, доцент Сергей Титов делится опытом:
«У нас в университете проводятся открытые занятия. Мы подключаемся, смотрим, проводим рефлексию. Кто-то придумал интересный прием, другие преподаватели увидели его, обсудили на кафедре и распространили».
Цифровые помощники — не единственная тема, которую необходимо обсуждать. Остро стоит вопрос этики общения. Часто студенты не задумываются об отдыхе педагога и пишут по поводу учебы вечером или даже ночью. «Преподавателей лишили личного времени в мессенджерах и чатах, — подчеркивает Светлана Калмыкова (Политех Петра Великого). — Это ведь тоже выстраивание границ, этика, это тоже правила».
Виртуальная реальность не только размыла коммуникационные рамки, но и нанесла удар по дисциплине. Онлайн-формат обучения дает обучающимся возможность прятаться за «черными квадратиками», а также ссылаться на технические неполадки, если, например, просрочен дедлайн теста. «Выяснилось, что на дистанционном обучении у студентов возникает проблема с дисциплиной, требуется самоорганизация. К этому постепенно адаптируемся: преподавателей просим устанавливать тайминг на различные задания, студентов — создавать вокруг себя рабочую обстановку, поддерживать внешний вид», — рассказывает Сергей Титов (УлГПУ им. И.Н. Ульянова).
У каждого университета свои принципы в области коммуникации «педагог-студент» и «педагог-педагог». Но в любом случае они должны быть открытыми. Возможно, их стоит отдельно проговаривать на собраниях и выступлениях. Светлана Калмыкова (Политех Петра Великого) уверена: «Если есть прозрачные правила, то все равно, где коммуницировать — в цифровой или обычной среде».
Преподавателю нужно показывать цифровые возможности
Современное образование невозможно представить без дистанционного формата, обучающих видеороликов, электронных систем и онлайн-сервисов. В обучение сейчас внедрился искусственный интеллект. Но это лишь малая часть того, что можно использовать для повышения эффективности занятий. Сергей Титов (УлГПУ им. И.Н. Ульянова) убежден:
«Мы должны совершенствовать преподавание. Каждая платформа содержит множество возможностей, которые не сразу открываются преподавателям. Если ты успешно создал курс в LMS, это не значит, что ты все освоил».
Цифровые разработки сменяют друг друга, и педагогам сложно так быстро осваивать все новые и новые сервисы. «На протяжении одного поколения наблюдается n-ое количество смен технологий. Преподавателю нужно показывать, какие есть возможности. Мы делаем квинтэссенции — обучающие видео и программы, которые запускаем здесь и сейчас», — делится опытом Светлана Калмыкова (Политех Петра Великого).
Главное, чтобы адаптация педагогов к новым информационным системам проходила плавно, но при этом оперативно. Эксперты также отмечают, что сотрудникам важно объяснять, зачем нужен тот или иной цифровой переход. «Сейчас мы минимизируем использование мессенджеров. Стараемся всю коммуникации свести в электронную-информационно образовательную среду, где остается цифровой след, — рассказывает Галина Кадакоева (МГТУ). — Разработан и апробируется проект "Электронная зачетная книжка в ЭИОС", волей-неволей студент пользуется этой площадкой, обменивается сообщениями в ее чатах». Такой подход позволяет собирать и анализировать данные, которые затем можно использовать для решения управленческих задач.
Нужно ли составлять для педагогов список рекомендованных сервисов? Мнения экспертов разделяются. Начальник отдела развития образовательных технологий Тамбовского государственного технического университета, доктор технических наук, доцент Дмитрий Поляков считает так: «Необходимо регламентировать некий минимум цифровых инструментов, но каждый преподаватель может сам внедрять собственные технологии и онлайн-сервисы».
Многие вузы стремятся объединять различные цифровые сервисы в единую систему. «Все инструменты для коммуникации "педагог-педагог" и "педагог-студенты" мы внедрили в структуру ЭИОС: чаты, мессенджеры, учебные материалы, оценочные средства и необходимая учетная документация, все это доступно в личных кабинетах», — делится опытом Галина Кадакоева (МГТУ).
Есть мнения, что некоторые преподаватели в силу возраста не смогут освоить новые технологии. Так зачем заставлять их и себя? Но эксперты напоминают, что каждый педагог ценен. Просто для них необходимо провести занятия по улучшению цифровых компетенций. «Мы живем в ситуации чудовищного кадрового голода. Вы можете относиться к преподавателю с предубеждением из-за возраста, но на некоторых кафедрах его быстро переманят работодатели со стороны», — напоминает Дмитрий Поляков (ТГТУ).
Однако бывает и так, что преподавателям с крепкой теоретической базой недостает практических навыков. «Мы были поражены, когда преподаватели-лекторы потоковых дисциплин оказались совершенно оторваны от преподавателей-практиков. На первом этапе мы попытались добиться договоренности, чтобы программа в аудитории соответствовала онлайн-ресурсам», — подчеркивает Светлана Калмыкова (Политех Петра Великого).
Обсуждение, обучение, рекомендации, работа над ошибками — все эти этапы помогут выйти преподавателем на новый цифровой уровень. Профессиональная сплоченность и поддержка тоже благотворно влияют на освоение новых компетенций, а также мотивируют внедрять в свою деятельность онлайн-сервисы. «Мы на цифровые рельсы уже встали, дальше нужно развиваться!» — подводит итог Галина Кадакоева (МГТУ).