Показать виджеты
Скрыть виджеты
22 декабря 2024 активны на платформе
51 400 -53
Преподавателей
640 661 -1166
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Методика расчета аккредитационных показателей: поиски идеальной формулы

Дата публикации
20 февраля 2023
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1875

15 февраля в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Методика расчета аккредитационных показателей: поиски идеальной формулы». Эксперты из ведущих университетов России подвели первые предварительные итоги работы с новыми аккредитационными показателями. 

 

Новая процедура аккредитации: что изменилось? 

 

C 1 марта 2022 года в силу вступила новая процедура аккредитации высших учебных заведений. Эксперты рассказали, проходили ли уже аккредитацию по новым показателям, и как ее оценивают. 

 

«Процедура аккредитации изменилась принципиально. Появились серьезные, четко формализованные моменты. Существенно сократилось время для подготовки к аккредитации. Формат подачи документов через электронный кабинет оказался очень удобным. Но серьезную задачу новая процедура поставила перед регламентом, содержанием и проведением оценки знаний студентов», — отмечает Молоткова Наталия Вячеславовна, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Тамбовского государственного технического университета. 

 

Эксперт отметила, что оценка показателей тоже изменилась. 

 

«Изменилась не только структура аккредитационных показателей, но и их оценка. Есть привычные показатели, которые мы используем много лет и в мониторинговой оценке вуза, и в оценке качества образования. Например, средний балл ЕГЭ обучающихся, поступивших на программу. Это один из главных показателей, когда идет мониторинговая оценка вузов по образовательной деятельности, но в его оценки нет, например, соотнесения с тем, как складывается ситуация со сдачей ЕГЭ в том или ином регионе, какие именно предметы учитываются при расчете среднего значения».

 

Диагностическое тестирование — новый и важный показатель 

 

Диагностическое тестирование знаний студентов — один из важных показателей, за который дают много баллов. Эксперты отметили, что в вузах наибольшее внимание уделяют этому показателю. 

 

Галимханов Азат Булатович, проректор по учебно-методической работе Уфимского университета науки и технологий, рассказал, сколько баллов может получить вуз за диагностическое тестирование: 

 

«Когда мы говорим об аккредитации, у нас есть максимум 135 баллов. Если студенты ответят по максимуму на диагностическом тестировании, то мы забираем себе 75 баллов. Для успешного прохождения аккредитации нужно пройти 90 баллов. Недостающие 15 баллов мы можем набрать из остальных показателей. Если мы не выполним показатель по среднему баллу ЕГЭ, то для самой аккредитации это не страшно». 

 

В целом, эксперт оценил положительно новую процедуру аккредитации: 

 

«С одной стороны, система выстроена весьма грамотно. Она позволяет при провале одного показателя набрать баллов за счет другого. Но самое главное — диагностическое тестирование. Будут в нем проблемы — аккредитацию не пройдешь». 

 

Молоткова Наталия (ТГТУ) отмечает, что главная проблема диагностического тестирования — формализация ФОСов. 

 

«Второй момент — диагностическое тестирование. Пока для нас не формализована структура фонда оценочных средств. Наша задача сформировать инструмент, который позволяет максимально объективно оценить сформированность тех компетенций, формирование которых заложено в той или иной дисциплине».

 

Подготовка к аккредитации и работа с экспертами 

 

Эксперты рассказали, сократила ли новая процедура аккредитации временные затраты на подготовку. 

 

«Все зависит от объемов и информатизации вуза. Если средний балл ЕГЭ я могу нажать в программе, и он выдаст сразу результат, то это один объем. Если у вуза не автоматизировано это и надо вручную считать, то это другой объем», — рассказала Савка Ольга Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент, начальник учебно-методического управления МИРЭА — Российского технологического университета. 

 

Эксперты обсудили, как устроить работу с внешними экспертами так, чтобы, с одной стороны, она фиксировала качество, с другой стороны, учитывала специфику конкретной научной школы и специальности.

 

«Объективность экспертов — это характеристика их профессионализма и готовности к данным процедурам. Знаю, что проходит много курсов и семинаров по отбору и подготовке экспертного сообщества. Подбор экспертов должен проводиться с учетом специализации самого эксперта. Оценить качество может тот, который знает профессиональную сферу выпускников и специфику подготовки специалистов данного профиля», — отметила Молоткова Наталия (ТГТУ).

 

Савка Ольга (МИРЭА) считает, что эксперты в первую очередь должны оставаться профессионалами: 

 

«Все зависит от разумности эксперта. Когда мы выезжаем в вуз и смотрим образовательную программу, мы не можем сказать, что нам она не нравится, не подходит только потому, что у них своя специфика. Мы должны быть профессионалами везде. Нельзя опускаться до уровня, что завалишь коллегам аккредитацию, и не будет у них программы».

 

Влияют ли преподаватели на показатели аккредитации 

 

Спикер поделились мнением, могут ли преподаватели повлиять на аккредитационные показатели. 

 

Галимханов Азат (УУНиТ) подчеркнул, что преподаватели влияют на диагностическое тестирование: 

 

«Один из главных показателей на который влияют непосредственно преподаватели — диагностическое тестирование. От преподавателя зависит качество ФОСов, от него зависит, насколько он раскрывает компетенции, и по его ФОСам будет проводиться тестирование. Остальные показатели более управленческие, преподаватель на них повлиять не может».

 

Савка Ольга (МИРЭА) поддержала коллегу и рассказала, как в вузе готовились к диагностическому тестированию: 

 

«С весны прошлого года мы массово провели диагностическую работу в рамках внутренней оценки качества образования. Составили оценочные материалы, прогнали через него весь третий курс, и это помогло выявить слабые стороны. Собрали преподавателей, провели с ними обучение, объяснили, что они должны работать только с ФОСами, которые у них есть. После этого мы повторили диагностическую работу и результаты были лучше».

 

Что будет дальше? 

 

Эксперты рассказали, к каким дальнейшим изменениям аккредитационных процедур мы идем.

 

«Нам всем хочется стабильности. Мы готовы принимать новые показатели, но хотим понимать к чему мы идем и к чему готовиться. Студент-преподаватель — главные звенья в университете, хочется заниматься непосредственно учебным процессом для них», — отметила Савка Ольга (МИРЭА).

 

Галимханов Азат (УУНиТ) отметил, что надо остановиться и поработать по новым показателям. 

 

«Надо остановиться и поработать по новым показателям. Пройдет лет пять, мы посмотрим, если что-то нужно добавить — добавим». 

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.