Показать виджеты
Скрыть виджеты
26 апреля 2025 активны на платформе
51 002 -9
Преподавателя
666 443 +467
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Любой преподаватель ценен, просто иногда он не заметен для нас!» Индивидуальный подход к нагрузке преподавателей

Дата публикации
24 марта 2025
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
1172

31 января в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Управление талантами: индивидуальный подход к нагрузке научно-педагогических работников» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные».

 

Согласно положению Минобрнауки России, нагрузка у доцентов составляет 800–850 академических часов в год, у ассистентов и старших преподавателей — 850–900. Пока одни «выгорают», другие спокойно эти показатели выполняют. Эксперты Юрайт.Академии поговорили об индивидуальном подходе к нагрузке научно-педагогических кадров. 

 

Заведующий кафедрой должен найти «ключик» к преподавателям

К развитию новых технологий в образовании преподаватели до сих пор относятся неоднозначно. С одной стороны, информационные системы и онлайн-сервисы упростили многие учебные процессы, с другой — из-за них функционал педагогов расширился. «Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на нагрузку преподавателей, увеличивая ее объем и изменяя характер, — подтверждает профессор кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технический института, кандидат педагогических наук, доктор социологических наук Виктория Бурляева. — Однако, цифровые технологии также предоставляют возможности для облегчения нагрузки преподавателей, автоматизации рутинных задач и оптимизации учебного процесса. Успешная цифровая трансформация в образовании требует от преподавателей адаптации к новым технологиям, освоения новых навыков и пересмотра традиционных подходов к преподаванию. В свою очередь образовательные учреждения должны поддерживать преподавателей в этом процессе, предоставляя им необходимые ресурсы, обучение и техническую поддержку».

 

Эмоциональное выгорание — явление нередкое. Чтобы оно не коснулось преподавателей, нужен внимательный руководитель, который грамотно распределит рабочие задачи. Заместитель министра промышленности и научно-технического развития Омской области, доктор экономических наук, профессор Омского института водного транспорта (филиала Сибирского государственного университета водного транспорта), доцент, координатор в Омской области федерального партийного проекта «Цифровая Россия» Бари Хаиров отмечает:

 

«Лидер, который организует всю нагрузку и заботится о своих преподавателях, помимо администрации университета — это непосредственно заведующий кафедрой». 

 

С коллегой соглашается проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации им. А.А. Новикова, доктор технических наук Геннадий Костин: «В своей деятельности заведующий кафедрой должен найти "ключик" к своим преподавателям, перераспределить нагрузку между ними так, чтобы все виды деятельности на кафедре были успешно закрыты». Важно учитывать психологические и профессиональные особенности преподавателей, чтобы коллективная работа была эффективной. 

 

Первый проректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук, доцент Александр Ходырев подчеркивает: «Общая нагрузка на профессорско-преподавательский состав одинакова, важно, как она распределяется. Если регламентация прозрачна и понятна педагогам, то проблем не возникает».

 

Преподаватели должны видеть нагрузку друг друга, чтобы в коллективе не возникало недопониманий из-за недостоверной информации. Открытость — один из основополагающих принципов работы кафедры. «Последствия непрозрачной нагрузки могут быть плачевными: снижаются мотивация и продуктивность, возникает конфликтность, в том числе между самими преподавателями, — объясняет Виктория Бурляева (НГГТИ). — Проректор или декан должны вести прямой диалог, причем чем чаще, тем лучше: разработать четкие понятные нормативы, использовать автоматизированные системы».

 

Нормы времени на выполнение тех или иных видов работ определяет руководство вузов. Обычно четкие часы устанавливают для лекций и семинаров. Время на остальные задачи могут быть урезаны. «Жесткой унификации быть не может. От свободы университетов распределять нагрузку выиграли и сами преподаватели, и весь учебный процесс. У нас это сфера ответственности заведующих кафедрами», — делится опытом первый проректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук, доцент Александр Ходырев

 

Индивидуальный подход к нагрузке в эпоху цифровизации необходим, ведь каждый преподаватель — на вес золота: его опыт, научные изыскания и коммуникативные навыки помогают наполнить рынок труда высококлассными специалистами. Проректор по молодёжной политике, заведующая кафедрой правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, кандидат юридических наук, доцент Ольга Калпинская напоминает: «Любой преподаватель ценен, просто иногда он не заметен для нас! Повсеместно говорят про учителей школ, но забывают про преподавателей высшей школы». 

 

Три типа педагога: преподаватель, ученый-исследователь, воспитатель

Талантливый педагог воспитывает талантливого студента, поэтому руководители вузов внимательно относятся к кадровому вопросу. «Отбор ППС является сложным и многоэтапным процессом, который требует внимания к деталям и тщательного анализа профессиональных и личностных качеств кандидатов, — рассказывает Виктория Бурляева (НГГТИ). — Эффективный отбор ППС позволяет привлечь в учебное заведение высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить высокое качество обучения и внести вклад в развитие науки».

 

Одни университеты занимаются подбором кадров самостоятельно, другие сотрудничают с государственными организациями. «У нас лучшие преподаватели-практики — школьные учителя-методисты. Университет совместно с региональными и муниципальными органами управления образованием определяет лучших педагогов для работы со студентами», — отмечает Александр Ходырев (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского)

 

Еще на этапе собеседований важно понять, к какой деятельности педагог больше склонен. Это поможет более грамотно распределить задачи в рабочем коллективе. Ольга Калпинская (НовГУ) выделяет несколько основных позиций:

 

«Есть три типа педагога: преподаватель, ученый-исследователь, воспитатель. Вторая половина рабочего дня может варьироваться исходя из конкретного случая. В наших вузах есть эффективный контракт, и это помогает ставить KPI каждому преподавателю». 

 

Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А.А. Новикова) подчеркивает одно из важнейших направлений в педагогической деятельности: «Каждый преподаватель должен заниматься также воспитательной работой, это священный долг педагога». Личностные качества студента, сформированные благодаря преподавателю, помогут ему наладить коммуникацию с коллегами и выполнить социально значимую миссию. 

 

При распределении нагрузки необходимо учитывать формат занятий. Об этом говорит Бари Хаиров (СГУВТ): «Если мы говорим о базовых дисциплинах, то нужна работа преподавателей в аудитории, а практические занятия проводить лучше с участием практиков, возможен формат с применением информационных технологий, в том числе цифровых двойников, виртуальных тренажеров и т.д.. Кроме этого, преподавателям необходима стажировка на предприятиях, чтобы потребность предприятий и знания, получаемые студентами, коррелировались». 

 

В распределении нагрузки значимую роль играет стаж. Младшим сотрудникам требуется опыт, поэтому их функционал охватывает различные направления педагогической деятельности. «Учебная и воспитательная нагрузка у ассистентов и старших преподавателей выше, чем у доцентов и профессоров, — обращает внимание коллег Александр Ходырев (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского). — Молодые преподаватели активнее, ближе к студентам, имеют более свободный график. А научная и учебно-методическая нагрузка, наоборот, как правило, выше у опытных педагогов». Для старших сотрудников приоритетна исследовательская область: их бесценный опыт важно зафиксировать для следующих поколений. 

 

Идеальная нагрузка преподавателя существует?

Грамотно распределить нагрузку — еще полдела. Нужно заранее продумать, как будет оцениваться объем выполненной работы. Причем этот механизм в первую очередь должен четко понимать преподаватель. «Вуз меняется, — подчеркивает Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А.А. Новикова). — Через систему эффективного контракта необходимо внедрять показатели оценки деятельности KPI, вводить стимулирование всех видов деятельности каждого преподавателя. Всё зависит от мудрости руководителя, а еще все это должно быть прозрачно и понятно для преподавателя».

 

Ментальное благополучие преподавателей — залог эффективного обучения студентов и стабильного развития вуза. Поэтому при выборе формы сотрудничества между педагогом и образовательным учреждением руководство часто обращает внимание на личностные и возрастные характеристики кандидата. «Если преподаватель читает базовые, фундаментальные дисциплины, то для его психологического комфорта важно, чтобы он работал на ставку, — отмечает Ольга Калпинская (НовГУ). — Если мы говорим о привлечении представителей работодателей-практиков, то это не так значимо. Для молодых магистрантов, аспирантов можно также давать доли ставок, чтобы они попробовали себя в преподавании. Здесь важен индивидуальный подход, многое зависит от заведующего кафедрой и общего целеполагания кадровой политики университета».

 

У вуза особые отношения с работодателями-практиками, которые активно участвуют в учебном процессе. В силу своей занятости на производстве они не всегда могут провести занятия, приходится подстраиваться под их свободное время. Виктория Бурляева (НГГТИ) делится опытом:

 

«Наши основные преподаватели не всегда осознают, что привлекаемые работодатели-практики имеют определенный приоритет, например, в часах расписания, в распределении неголосовой нагрузки». 

 

Неравную нагрузку также приходится устанавливать между младшими и старшими сотрудниками. Бари Хаиров (СГУВТ) объясняет почему: «Молодые преподаватели должны получить возможность профессионального роста. У докторов наук должно быть больше нагрузки, направленной на работу с аспирантами, для вовлечения молодежи в науку». К тому же, начинающие специалисты, как правило, с головой бросаются в работу. Их энтузиазм нужно поддержать, дать больше пространства для открытий, но и проследить, чтобы они не не окунулись в эмоциональное выгорание. 

 

Документация с четко прописанной нагрузкой под каждый вид деятельности — еще один важный вопрос в сфере образования. «Нужно в часах определить, как мы измеряем научную, воспитательную и учебно-методическую, организационную деятельность. Пытаемся это сделать, но досконально прописать в документах не представляется возможным: велика отраслевая специфика. Мы все фиксируем в планах преподавателя на учебный год, и отчет идет тоже по этим планам», — рассказывает Александр Ходырев (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского)

 

Эксперты продолжают искать экологичные способы распределения рабочих задач. Но не стоит забывать, что идеал недостижим. В любом случае какие-то решения для одних педагогов будут эффективны, для других — нет. Об этом напоминает Виктория Бурляева (НГГТИ): «Идеального соотношения различных видов деятельности преподавателя не существует, оно должно определяться индивидуально с учетом текущей ситуации и личных интересов». Главное — делать все, чтобы раскрыть таланты преподавателей.