
Сегодня мы поговорим о библиографической культуре студента. С нами Лидия Игоревна Новикова, кандидат педагогических наук, директор фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины и Ольга Александровна Бурова, библиограф.
Изучайте интервью в любом удобном формате на любом устройстве!
Уважаемые коллеги, что имеется в виду под библиографической культурой студента?
Л.И. Новикова:
Вопрос библиографической культуры студента постоянно выпадает из наших профессиональных дискуссий. Мы много обсуждаем развитие электронных библиотек, подготовку новых изданий, а функция библиографа, такого незаменимого сотрудника, стала в последнее время исчезать, замалчиваться в работе библиотеки.
Более того, с некоторым профессиональным ужасом мы наблюдаем, что и новое поколение студентов, иной раз даже преподаватели, не очень понимают отличие библиографа от библиотекаря и зачем такой специалист библиотеке нужен.
При этом вопросы библиографии все равно настигают и студента, и аспиранта, и преподавателя. И эту проблему в формате срочной библиографической помощи приходится обычно разгребать библиографам, одним вытаскивать на своих плечах. Еще лет 10 назад ситуация так остро не стояла.
А с какими основными вопросами к вам обращаются студенты и преподаватели за срочной библиографической помощью?
О.А. Бурова:
Основной и самый любимый вопрос у нас, конечно, это «дайте индекс УДК». У нас научная библиотека, преподаватели и студенты пишут статьи, это сейчас обязательный элемент статей и, соответственно, мы с помощью справочников универсальной десятичной классификации выискиваем и даем индексы.
Второе: читатели спрашивают: где найти литературу по теме? Это самые ответственные студенты, которые старались что-то где-то найти, но не нашли и решили подойти к библиографу.
К сожалению, студентов обращается не так много: они находят непроверенную информацию, откуда-то переписывают, иногда даже скачивают готовое из интернета.
Бывают и посложнее запросы — найти определенную статью, книгу, информацию для реферата.
Л.И. Новикова:
У нас одна из насущных проблем — постоянно меняются темы рефератов. Тут преподаватели просто проявляют массу фантазий, каждый раз тема поворачивается новым образом, но студенты совершенно не ориентируются в литературе, им очень сложно найти самим, нам тоже сложно что-то подыскать.
Помогают ли в этих случаях базы данных, системы РИНЦ, Киберленинка? Насколько хорошо студенты умеют работать с ними? Или они предпочитают обращаться к вам за помощью?
Л.И. Новикова:
Конечно, есть продвинутые ребята, которые все это легко схватывают и понимают, но так бывает далеко не всегда. Когда они научаются работать в РИНЦ, им кажется, что всюду такое обилие бесплатных текстов! Но когда они пробуют копипастить, выясняется, что информации там слишком много и она слишком научная.
Когда первый-второй курс посылают собирать литературу для рефератов, преподаватели ориентируют их на статейный материал. Студенты набирают статей, открывают и понимают, что это даже не для аспирантов, а для продвинутых ученых слишком сложно. Ребята, как щенки, не умеющие плавать, оказываются сразу же брошены в бурное море. И после этого они бегут к библиографу.
О.А. Бурова:
Учтите специфику нашего вуза. У нас все-таки ветеринария, это не социальные, не гуманитарные науки. И elibrary еще как-нибудь может помочь, а Киберленинка — в минимальной степени.
Л.И. Новикова:
Мы читаем на первом курсе библиографию, к сожалению, занятия сводятся к элементарным навыкам «библиотека для чайников», когда детей водят за руку и показывают каталоги.
Сейчас приходят ребята, у которых привычные нам базовые навыки начисто отсутствуют, у них своя специфика мышления.
Допустим, приходят студенты и просят что-нибудь о болезнях медведей. Им предлагают книги «Болезни животных», «Болезни млекопитающих». Они говорят, нет, нам надо болезни медведя, и даже не догадываются открыть оглавление. Настолько отсутствуют навыки работы с библиографическим аппаратом книги, со списком литературы.
Ребята привыкли к формату гиперссылки: читают статью у себя на экране смартфона, видят синюю гиперссылку, кликнули, перешли. Найти что-то в обычных книгах для них проблематично.
А как преподаватели на это реагируют? Можно ли обращаться к самим преподавателям за помощью в объяснении принципов академического чтения?
Л.И. Новикова:
Организовать это сложно. Есть ответственные преподаватели, которые студентов натаскивают: «обращайте внимание, вы должны знать, откуда вы это взяли, вы должны знать, как это процитировать».
А есть и такие, которые говорят просто: «Открываешь elibrary и оттуда все копируешь в свой обзор литературы». Недостаточна библиографическая культура и у них, простота интернет-технологий их переключила, они не смогли донести до своих студентов важность библиографии, иногда сами не осознают этого.
Я всем стараюсь говорить: «Ребята, вы входите в мир науки, и то, что вы пишете в студенческих, аспирантских работах, вас могут коллеги ткнуть носом в любую фразу или утверждение, попросить обосновать, откуда сведения позаимствованы, или это было результатом ваших же опытов. Именно в таких ситуациях библиография становится союзником.
Часто студенты не понимают, когда надо срочно сдавать статью или какую-то работу, и не хватает списка литературы, что нельзя библиографию просто откуда-то скопировать и поставить: список уже может быть неверный, там могут быть какие-то фейковые ссылки. Умножается вот этот ком вранья, и когда эта статья направляется в elibrary, ее просто вернут, потому что ссылки неадекватные, то есть сразу понятно, что статья основана на ерунде: кто-то первый соврал, остальные пошли дублировать это вранье.
О.А. Бурова:
Появился новый враг самостоятельных усилий студента— искусственный интеллект, который пишет работы и даже делает потом в конце список литературы. Это что-то ужасное и феерическое получается.
Мы в Юрайте тоже думаем над библиографической культурой: у нас есть и библиографические описания, и цитирование с библиографической записью, чтобы студент мог в пару кликов сформировать цитату по ГОСТ.
А как вы планируете бороться со всем этим ужасом, который вы описываете? Что надо сделать нашим университетам?
Л.И. Новикова:
В первую очередь, конечно, надо повысить требовательность преподавателей. Когда сам преподаватель множит неверную информацию в своих статьях, естественно, он не будет требовательным к студентам. Во-вторых, панацеей могут стать всяческие библиографические менеджеры типа Mendeley.
Вы сами понимаете, количество информации растёт постоянно, соответственно, количество безграмотности тоже растёт.
У вас есть возможность обратиться к преподавателям, которые нас слушают, читают, смотрят. Что вы им скажете?
О.А. Бурова:
Уважаемые преподаватели, обращайте пристальное внимание студентов на то, откуда они берут литературу к рефератам, как они оформляют свои списки. И рассказывайте, что нужно обосновывать правильным цитированием любую фразу, каждый свой тезис.
Л.И. Новикова:
А я бы призвала их почаще заходить в библиотеку, общаться с библиотекарями и библиографами. Поверьте, вы узнаете для себя много нового. Мы всегда готовы идти навстречу! Как у врача, не надо запускать болезнь, приходите на раннем этапе, мы всем поможем!
Спасибо большое, очень интересный обзор, очень интересная новая для нас тема! Удачи в нелегком библиографическом труде, а нам всем — грамотных культурных студентов!
Интервью провел Александр Сафонов