Показать виджеты
Скрыть виджеты
15 июня 2025 активны на платформе
49 917 -57
Преподавателей
640 451 -820
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Педагогический дизайн — это творчество, всегда и везде: новая роль преподавателя

Дата публикации
26 мая 2025
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2934

23 апреля в Юрайт.Академии прошла дискуссия «Есть такие навыки! Педагогический дизайн как новый функционал преподавателя» в рамках онлайн-конференции «Методики подготовки цифрового курса».

 

Функционал преподавателя все больше расширяется. Сейчас педагог — это не только источник знаний, но и воспитатель, проектный наставник, разработчик курсов и даже посредник между студентом и работодателем. Современному преподавателю важно разбираться в новых направлениях своей деятельности. Эксперты Юрайта обсудили, что такое педагогический дизайн и с чем его едят. 

 

Слова «педагогический дизайн» учебному плану не помогут

Для начала определимся с терминологией. «В узком смысле педагогический дизайн — это новые технологии, связанные с цифровым обучением, с работой в электронно-информационной среде», — объясняет проректор по образовательной политике Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого, кандидат политических наук, доцент Светлана Краюшкина. Раньше умение разрабатывать образовательные программы считалось конкурентным преимуществом, сейчас оно превращается в одну из основных задач преподавателя. 

 

«Педагогический дизайн стоит рассматривать как одну из важных педагогических технологий, — подчеркивает проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Скрябина. — Если преподаватель не будет вместе со студентами "проживать" ее, заниматься внеаудиторной и проектной деятельностью, то никакие включения слов "педагогический дизайн" учебному плану не помогут». Все начинается с педагога. Ему нужно углубиться в суть технологии, чтобы для учебного процесса она не стала простой формальностью. 

 

Светлана Краюшкина (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) четко называет задачу, которую решает новая роль преподавателя: «Педагогический дизайнер — специалист, который может создавать образовательные программы со своими особенностями под ключ». А для этого требуется огромный опыт в академической сфере и знания особенностей своей аудитории. 

 

Многие педагогические технологии становятся менее эффективными, поскольку у студентов меняется восприятие информации. Так, визуальные материалы стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Преподаватели находятся в постоянном поиске новых продуктивных учебных форматов. «Педагогический дизайн образовательных программ как инструмент донесения смыслов до молодежи станет самым востребованным направлением в ближайшем будущем, так как мы всегда будем зависеть от того поколения, для которого работаем», — отмечает первый проректор, проректор по науке и цифровой трансформации Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева, кандидат технических наук, доцент Александр Сутягин

 

Преподавательская деятельность предполагает достаточно рутинных задач, но в этой сфере сложно обойтись без креативного подхода. Светлана Краюшкина (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) подчеркивает:

 

«Педагогический дизайн — это творчество. К этому нужно стремиться всегда и везде». Творчество помогает развиваться и наполняет нас позитивными эмоциями.

 

Педагог не видит разнообразия методов

Сейчас на рынке труда требуются специалисты, которые не только обладают профильными знаниями, но и умеют их генерировать. В интернете в любой момент можно найти недостающую информацию, нейросети могут быстро ее обрабатывать, однако именно человек до сих пор остается разработчиком уникальных идей. Александр Сутягин (РГАТУ им. П.А. Соловьева) обращает внимание коллег: «Сейчас нам нужно не просто вложить в голову студента навыки и умения, а показать, какие существуют подходы для генерирования новых знаний».

 

Современный преподаватель должен учить молодых людей извлекать нужные сведения из окружающей действительности. Но он не всегда обладает такими навыками, особенно если педагог только начинает свой профессиональный путь. Светлана Краюшкина (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) отмечает, что преподавателям важно обмениваться друг с другом опытом:

 

«Каждый человек уникальный, каждый может делать что-то хорошо. Есть педагоги, которые блестяще разрабатывают оценочные средства. Важно, чтобы они рассказывали о своей работе и другим, поэтому нужно чаще встречаться, проводить семинары».

 

На собраниях преподавателей особое внимание нужно уделять методологии учебного процесса. Мир меняется, традиционные инструменты устаревают, педагоги не сразу могут адаптироваться и внедрить в свою деятельность новые подходы. «Даже когда преподаватель понимает, зачем и что он делает, может возникнуть дифициентность средств, — делится своим наблюдением Ольга Скрябина (КГУ). — Педагог не видит разнообразия методов, которые помогут достичь учебной цели более рационально, вдохновляя студентов».

 

Именно поэтому члены академического сообщества стремятся периодически повышать свою квалификацию и наращивать профессиональные связи. В этом им помогает «Юрайт.Академия», которая специально собирает экспертов из ведущих вузов страны на одной площадке. Напомним, что с 23 по 27 июня на образовательной платформе пройдет XVII Летняя школа преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный». Доступны онлайн-программы повышения квалификации (72/108 ч.), а также бесплатный формат «Вольный слушатель».

 

Нужно четко понимать портрет выпускника

Аудитория — главный фактор при разработке учебного плана. Запросы студентов напрямую зависят от требований рынка труда, и полностью удовлетворить их без сотрудничества с индустриальными партнерами невозможно. «Работодатели практически выстраиваются в очередь к вузам, — рассказывает Ольга Скрябина (КГУ). — Они поняли: если хочешь хорошего специалиста — приходи в университет заранее и обучай студента вместе с педагогами».

 

Сейчас разработка программ совместно с партнерами — обычная практика, которая приносит плюсы всем: студенты, работая со специалистами из индустрии, получают уникальные практические знания, вузы успешно решают задачи по трудоустройству выпускников, а организации набирают сотрудников, которые умеют выполнять все важные функции. Александр Сутягин (РГАТУ им. П.А. Соловьева) делится своим опытом:

 

«Мы разрабатывали совместные программы с работодателями в тесном сотрудничестве уже в 2020 году. У нас выстроился хороший диалог, потому что каждый осознавал: нужен не линейный специалист, а человек, способный развивать технологии будущего».

 

При организации учебного процесса и вузам, и работодателям важно проанализировать психологию и мотивацию своей аудитории. «Чтобы разработать образовательную программу, нужно четко понимать портрет выпускника», — напоминает Светлана Краюшкина (ТГПУ им. Л.Н. Толстого). Поколения студентов существенно отличаются друг от друга, поэтому актуализация программ становится важной задачей образования.

 

Педагогический дизайн призван помогать адаптироваться к новым условиям обучения. Он заставляет думать над особенностями образовательного продукта. «Педагогический дизайн учит нас относиться к учебным программам, дисциплинам и модулям с точки зрения смысла, — объясняет Ольга Скрябина (КГУ). — Какова главная идея и что наш студент получит в результате?»

 

Все новое сначала вызывает волнение, но когда набираешься опыта, все прошлые преграды становятся смехотворными. Педагогический дизайн кажется сложным и далеким от преподавательской деятельности, а на деле это тоже творчество, которое наполняет энергией и мотивирует покорять новые вершины.