Показать виджеты
Скрыть виджеты
05 декабря 2025 активны на платформе
51 198 -10
Преподавателей
692 586 -738
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Невозможно решить проблему изнутри»: искусственный интеллект — угроза или вызов?

Дата публикации
25 июля 2025
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2131

25 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «ИИ и критическое мышление: угроза или возможность?» в рамках XVII Летней школы преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный».

 

Недавно ученые разработали технологию, которая приблизила машинное зрение к человеческому. Искусственный интеллект (ИИ) стал не просто точнее распознавать изображения, а лучше имитировать наш мозг.

 

Пока новая технология напрягает «извилины», студенты их расслабляют. Обучающиеся генерируют тексты, картинки, презентации, исследования и сдают их преподавателю, зачастую даже не проверив результат. Что происходит с их критическим мышлением? Разбираются эксперты Летней школы Юрайта — 2025.

 

Кому студенты больше верят — педагогам или ИИ?

О важности критического мышления говорят повсюду. Но что означает термин? Эксперты сходятся на следующем: это способность анализировать информацию с разных точек зрения, делать объективные выводы и принимать обоснованные решения. Навык необходим в каждой профессии, особенно в исследовательской деятельности. «Критическое мышление важно не только для студентов, но и для нас с вами», — подчеркивает проректор по образовательной деятельности Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, доктор экономических наук Юрий Данейкин

 

Искусственный интеллект облегчает задачи по поиску и созданию контента. При этом растет процент мошенничества в академической среде. «Не совсем правильно бороться с ИИ. Прогресс неизбежен, — замечает проректор по научной работе, инновациям и цифровизации Арктического государственного агротехнологического университета, кандидат ветеринарных наук Константин Нифонтов. — Можно найти компромисс, симбиоз традиционных и будущих технологий, например, прозрачно использовать в отдельных курсах».

 

Злоупотребления новыми технологиями — вопрос совести и учебных приоритетов. Некоторые изначально поступают в университет ради корочки, а потому погружаться в профессию им не за чем. Доцент кафедры информационных компьютерных технологий Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, кандидат технических наук Игорь Красильников подробно комментирует эту ситуацию:

 

«Вопрос не в том, что студенты перестают думать. Тот, кто приходит за знаниями, живет в полифонии, посещает разные ресурсы, ищет ответы. Тот, кто приходит за корочкой, выбирает тот источник, которому верит. И тогда встает вопрос: кому же они верят — нам, педагогам, или ИИ?»

 

В эпоху фейков и фактоидов современный человек вынужден перепроверять информацию. Из-за этого растет уровень недоверия к любому источнику сведений, даже пользующемуся общественным авторитетом. «Раньше был один учебник, единая программа, вопросы к учителю даже не ставились. А сейчас студенты проверяют и перепроверяют каждое слово, делают фактчекинг. Обучающиеся прекрасно ориентируются в мире, где существуют фейки. Поэтому критическое мышление не падает, а возрастает!» — считает заведующий кафедрой информационных технологий и математики Университета Правительства Москвы, действительный член Академии военных наук, доктор физико-математических наук Роман Шамин. Нужно четко знать признаки ложной информации и иметь базовые аналитические навыки, чтобы не стать кибержертвой. 

 

Проректор по учебно-методической работе Сургутского государственного университета, доктор физико-математических наук, доцент Елена Коновалова делится своим мнением по поводу внедрения новых технологий в академическую жизнь: «Искусственный интеллект сильно меняет жизнь. Это не угроза, а вызов. Мы должны адекватно на него реагировать, чтобы он стал инструментом, катализатором развития критического мышления. Риски понятны. Но известны и широкие возможности, которые технология открывает для работы с критическим мышлением студентов. Это реальность, ее нельзя игнорировать».

 

Первый огонь в руках первобытных людей тоже был и угрозой, и возможностью. Результат использования нового зависит от человеческих мотивов, на которые в свою очередь влияет уровень образования. «Надо бороться за просвещение, а критическое мышление при этом не подведет!» — уверен Роман Шамин (Университет Правительства Москвы)

 

Эксперты настаивают: студентов и преподавателей важно обучать работе с ИИ, объяснять его влияние на человеческое мышление, чтобы сформировать у них осознанное отношение к новым технологиям.

 

Массовым может быть обучение с применением ИИ

В зависимости от целей и карьерных перспектив образование делится на прикладное и элитарное. Первое способствует развитию конкретных профессиональных навыков и знаний, что позволяет быстрее начать работать в индустрии. «Разделение образования на прикладное и элитарное существует давно, — объясняет Константин Нифонтов (Арктический ГАТУ). — Суть элитарного образования — формулировать новые идеи и организовывать прорывные открытия». Оно подойдет тем, кто в будущем рассчитывает занимать руководящие должности. 

 

Важны выпускники с разным академическим бэкграундом. «Происходит разделение на элитарное и прикладное обучение. В то же время высшее образование сближается с СПО. У этой медали две стороны. Нужны и те, кто создает что-то новое, и те, кто работает по уже созданным шаблонам», — отмечает Юрий Данейкин (НовГУ им. Ярослава Мудрого)

 

Сейчас любое обучение должно включать занятия по развитию цифровых навыков. Ведь в 21 веке ни одно направление не обходится без новых технологий. При этом важно понимать, что за результат все еще ответственен человек. Елена Коновалова (СурГУ) обращает внимание коллег:

 

«Сбор информации делает ИИ, а анализ собранного — задача преподавателя и студентов».

 

Искусственный интеллект активно помогает в учебном процессе. На сегодняшний момент цифровые двойники — не выдумка писателей-фантастов, а эффективная методика преподавания. «Возможно, элитарным станет образование, которое будет передаваться от человека к человеку. Массовым может быть обучение с применением ИИ», — делает вывод Юрий Данейкин (НовГУ им. Ярослава Мудрого)

 

Образование может развиваться по разным сценариям, но неизменно одно: будущее всегда будет за теми студентами, которые с головой ныряют в профессию, нарабатывают уникальный опыт и делают новые открытия. «Важен раздел не между прикладниками и творцами, а между теми, кто выбирает знания в широком смысле, и теми, кто этого избегает и стремится просто получить диплом», — подтверждает Роман Шамин (Университет Правительства Москвы)

 

Самый высокий уровень владения ИИ — создание новых решений

Искусственный интеллект имитирует наш мозг, но заменить человека вряд ли способен. Ученые отмечают, что технология не видит контекста, а это затрудняет обработку информации и снижает объективность анализа.

 

«ИИ облегчает быстрые, сиюминутные задачи, например, написание простых текстов, составление документов, — рассказывает  Константин Нифонтов (Арктический ГАТУ). — Новая технология не поможет работать с животными, в поле, а вот в аналитике данных она вполне применима. Нам нужно самим обучиться, а затем передавать знания студентам».

 

Искусственный интеллект открывает множество возможностей для академического сообщества. «Постоянная отработка навыков, создание тренажеров, моделирование дискуссий — все эти задачи может выполнять ИИ», — подчеркивает Елена Коновалова (СурГУ). Цифровые навыки необходимы в первую очередь педагогам. Ведь именно они показывают студентам, как грамотно использовать технологии в учебных и исследовательских целях.

 

Но даже если все будут владеть цифровой грамотностью, риск академического мошенничества не исчезнет. «Технически запрещать ИИ бессмысленно. Студент должен понимать, что он написал с помощью генерации, и нести за это ответственность. С преподавателями — аналогично», — утверждает Роман Шамин (Университет Правительства Москвы).

 

Ответственность приходит со знаниями. Елена Коновалова (СурГУ) объясняет, какие навыки необходимо формировать у молодежи: «Нужно учить студентов применять ИИ на базовом уровне, верифицировать решения ИИ, рефлексировать, применять ИИ при решении задач с прикладной спецификой. Чтобы получать качественные ответы, нужно уметь задавать качественные запросы. Самый высокий уровень владения ИИ — создание новых решений».

 

Развить цифровые навыки и понять принципы работы с ИИ без фундаментальных знаний сложно. Игорь Красильников (РХТУ им. Д.И. Менделеева) называет сферы науки, на которые важно обратить внимание:

 

«Есть старое правило: невозможно решить проблему изнутри, только снаружи. У нас есть две прекрасные дисциплины — логика (есть проблема некорректно сформулированных запросов) и этика (нужно изучать когнитивные искажения и манипуляции). Для того, чтобы грамотно использовать ИИ, обучать нужно именно этому».

 

Новые технологи активно идут вперед, поражая человечество новыми умениями. Потому и учебный процесс важно постоянно адаптировать под вызовы современности. «Нужно меняться вместе! — призывает Юрий Данейкин (НовГУ им. Ярослава Мудрого). — Чем быстрее это произойдет, тем более эффективно будем учить ребят».

 

Академическому сообществу всё по плечу! Главное — поддерживать друг друга на нелегком пути перемен и обмениваться опытом!