26 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Показатели трудоустройства выпускников — как их выполнять?» в рамках XVII Летней школы преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный».
Федеральная служба по труду и занятости выделила вузы с самым большим количеством выпускников в 2024 году. Но интересно другое. Оказалось, что самые высокие показатели по трудоустройству у Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: работу получили 82% из 9 тысяч выпускников, а их заработная плата в среднем составляет 132,9 тысяч рублей.
Современный вуз должен не только готовить высококлассных специалистов, но и помогать им на начальных этапах построения карьеры. Как успешно выполнить показатели по трудоустройству? Обсуждают эксперты Летней школы Юрайта — 2025.
У выпускника высокие требования к заработной плате и условиям труда
Преподаватели и руководители вузов прикладывают максимум усилий, чтобы уже на первом курсе студенты имели возможность стажироваться и получать офферы. «Трудоустройство сегодня — одна из труднейших задач! — подтверждает проректор по развитию образования и интеллектуального капитала Университета ИТ ХАБ, кандидат педагогических наук, доцент Наталья Автионова. — Работодатели хотят видеть готового специалиста, не прикладывая к этому усилий». Сейчас выбор индустриальных партнеров — настоящее искусство. Ведь многие организации недобросовестно относятся к сотрудничеству.
Запросы выпускников тоже добавляют трудностей. Помимо опыта, современному поколению нужны ресурсы для обеспечения высокого качества жизни. Исполняющий обязанности ректора Северного государственного медицинского университета Минздрава РФ, кандидат медицинских наук, доцент Надежда Былова доказывает это на примере своего направления: «Нет ни одной страны, в которой не существует проблем с врачами. Есть высокие требования выпускника к заработной плате и условиям труда, и его можно понять».
Часто запросы молодых специалистов не соответствуют навыкам, которыми они обладают. Активное сотрудничество вузов и работодателей способствует сглаживанию этой проблемы. Тем не менее многие задачи по профессиональному развитию остаются на плечах выпускников. Руководитель Центра реализации национальных проектов и содействия трудоустройству Омского государственного университета путей сообщения Наталья Гарафутдинова подсказывает, где начинающему специалисту искать информацию по востребованным умениям:
«В каждом объявлении на job.ru, hh.ru и других платформах по подбору персонала есть прямое указание на необходимые надпрофессиональные компетенции и навыки соискателя, на них важно обращать внимание. Завышенные ожидания выпускников далеко не всегда соответствуют требованиям работодателей к их умениям. Работа в условиях многозадачности, уровень ответственности, понимание полного цикла производства — все это проблемные точки».
До сих пор именно вузы являются крепким мостом, соединяющим молодежь и рынок труда. Педагогический состав адаптирует учебный процесс под тенденции индустрии, что позволяет студентам выработать конкурентные преимущества. Но, к сожалению, скорости для изменений не всегда хватает. «Вузы на основании профессиональных стандартов могут варьировать образовательные программы по требованиям профессиональных индустрий, но изменение потребностей рынка труда не всегда оперативно находит отражение в траектории образовательных программ», — подчеркивает Наталья Автионова (Университет ИТ ХАБ).
Несмотря на трудности, преподаватели и руководители вузов не сдаются и продолжают внедрять в свои программы только самое актуальное. В этом им помогают работодатели. «Нужно поднимать уровень образования выпускников за счет практической составляющей, для этого вуз и ИТ-компании должны объединить усилия», — обращает внимание коллег заведующий кафедрой математических методов и ИТ в экономике Омского государственного технического университета, руководитель Центра технологий 1С, Вице президент ассоциации «ИТ-Кластер Сибири» по направлению ИТ-Образование, совладелец Группы компаний «Сатори Консалтинг» Юрий Бахмутский. Тесное партнерство вузов и предприятий поможет еще больше снизить показатель молодежной безработицы.
Что нужно, чтобы работодатель захотел «захантиться» со студентом?
Студенты, влюбленные в свою профессию, нередко уже на младших курсах находят работу, например, через преподавателей или карьерные центры. Многим достаточно просто пройти летнюю практику и отчитаться о проделанной работе, но и это приносит большую пользу начинающему специалисту. «Мы приветствуем, если студент уже реализует себя и работает с первого курса. Если он не трудоустроен, то вуз помогает ему определиться со своей карьерой», — замечает Наталья Автионова (Университет ИТ ХАБ).
Изменения в системе образования, которые вступят в сентябре 2025 года, сделают обучение более практикоориентированным. Но уже сейчас во многих вузах выстроена тесная связь студентов и работодателей. Надежда Былова (СГМУ) делится опытом своего университета: «50% образовательного процесса — это непосредственный контакт с пациентом и реальной медициной, практика в больницах, знакомство с электронными медицинскими системами. После третьего курса студенты могут получить допуск к деятельности в статусе среднего медицинского персонала, что дает большой опыт и дополнительные баллы при поступлении в ординатуру».
Один из трендов современного образования — непрерывное обучение. Поэтому карьерные возможности открыты студентам и на дополнительных образовательных программах. Традиционно востребована практика на базе организации. «Эффект дает ситуация, когда вуз осознанно порождает программы ДПО вместе с индустриальными партнерами, а каждый слушатель имеет возможность пройти стажировку в компании-партнере», — замечает Юрий Бахмутский (ОмГТУ).
Во взаимодействии с партнерами важна грамотная коммуникация. Не лишними будут уточняющие вопросы, например, какими компетенциями должен обладать успешный кандидат компании? Об этом подробно говорит Наталья Автионова (Университет ИТ ХАБ):
«Наш опыт — это горизонтальное взаимодействие с профессиональной индустрией. Мы пришли к работодателям и спросили: "Какой компетенцией должен обладать выпускник, какой специалист вам нужен прямо сейчас?" В нашей методологии образования колледж готовит джунов, а вуз — мидлов и сеньоров. Мы напрямую работаем с индустрией и буквально в моменте получаем задачи, которые необходимо закрыть нашим партнерам».
На основе запросов индустрии в вузе полезно развивать проектную деятельность. Тогда в портфолио студентов будет уже конкретный кейс, который выделит их среди других кандидатов на должность. «Проектная деятельность предоставляет студенту возможность проявить себя. Если работодателя устраивает результат проектной работы по его запросу, то вся команда проекта "хантится" с ним», — делится своим опытом Юрий Бахмутский (ОмГТУ).
Целевики могут каждый год по полтора месяца ездить на практику
Целевое обучение теснее всего связано с вопросом трудоустройства. Выпускник обязан отработать после окончания программы, иначе ему придется заплатить штраф. Некоторых студентов это не пугает, и они сознательно поступают на подобные программы, чтобы отсрочить выплату за образование. На данный момент усиливается контроль за этим направлением. «Сегодня актуальным вопросом является целевое поступление: все проектные форматы и направления должны быть зарегистрированы на портале "Работа России"», — подчеркивает Наталья Гарафутдинова (ОмГУПС).
При этом развиваются возможности целевого образования. Например, во время обучения студенты могут оценить дальнейшие карьерные перспективы. Опытом своего вуза делится Надежда Былова (СГМУ): «Наши целевики могут каждый год по полтора месяца ездить на практику к своему заказчику-работодателю, что позволяет им найти себя в конкретной медицинской организации и подобрать нужный профиль ординатуры».
Наталья Гарафутдинова (ОмГУПС) подробно рассказывает и о других направлениях модернизации данного вида обучения:
«Мониторинги, идущие от государства, учитывают целевое поступление и все новые функции на платформе "Работа в России", опросы работодателей и выпускников, возможности для лиц с ОВЗ, сопровождение иностранных студентов в вопросах практики и трудоустройства, а также выполнение принятых федеральных программ, например, "Содействие занятости молодежи до 2030 года". Объем вышел за рамки каждого региона, важно внутриотраслевое взаимодействие. Общественные советы и Органы исполнительной власти субъектов берут на себя роль патронажа определенного направления».
Сейчас внимание властей устремлено на приоритетные специальности, ведь именно они важны для улучшения экономики страны. Для вузов это четкий ориентир, куда стоит вложить все свои силы и ресурсы. Но важно быть начеку: мир меняется быстро — необходимо быть готовыми к внезапным переменам. Наталья Автионова (Университет ИТ ХАБ) напоминает: «В настоящее время нужно прогнозировать потребности в специалистах, поэтому и вузам, и профессиональному сообществу необходимо совместно разрабатывать образовательные траектории». Современные учебные программы должны быть гибкими, чтобы их было проще актуализировать. Ведь от этого зависит успех выпускников на рынке труда.
Трудоустройство остается важнейшей задачей вуза. С каждым годом она усложняется: приходится адаптироваться к новым реалиям в сфере образования, учитывать меняющееся мышление молодежи.
Как отмечает Надежда Былова (СГМУ), у выпускников высокие требования к зарплате и условиям труда. Университеты стараются минимизировать разницу между ожиданиями и реальностью как начинающих специалистов, так и работодателей. Юрайт поддерживает их в этом стремлении и создает сервисы, которые экономят время на рутинных задачах. Сосредоточьте всё внимание на своих студентах!