Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
02 мая 2024 активны на платформе
53 949 -7
Преподавателей
586 292 -172
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Пути и развилки: профориентация и карьерное консультирование студентов колледжей

Дата публикации
16 февраля 2024
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
3237

14 февраля в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия Пути и развилки: профориентация и карьерное консультирование студентов колледжей. В ходе дискуссии эксперты обсудили текущие и перспективные практики помощи студентам в трудоустройстве: горизонт карьерного планирования у студентов колледжей, современные модели профессиональной ориентации и карьерного консультирования, адаптивность колледжей к изменениям на рынке труда.

 

Время проходит быстро

В ходе своего выступления заместитель директора по практической подготовке Поволжского государственного колледжа Наталья Клубкова подчеркивает: «Студенчество — это время, когда возможно понять “мое-не-мое”, найти себя».

По мнению заместителя директора по организации образовательного процесса Свердловского областного педагогического колледжа Алены Сосновских, спрос на консультирование возникает, когда студенту поступает предложение о трудоустройстве:

«Молодой человек стоит на распутье: с одной стороны, он пришел получать знания и пока не готов полностью уйти в профессию, с другой стороны, ему хочется попробовать».

Директор Университетского колледжа РГППУ Елена Кудрявцева утверждает: «Необходимо долгосрочное планирование карьеры. Ребят с первого курса нужно мотивировать к тому, чтобы они задумывались о своем будущем. Студенты не замечают, как проходит время. Чтобы было меньше неопределившихся ребят, надо все делать заранее».

Заместитель директора по воспитательной работе Читинского педагогического колледжа Марина Бушина делится своими наблюдениями: «Вначале студентам все кажется легким: цели должны достигаться быстро и просто. Но после прохождения практики они понимают реальные сложности и приходят со своими соображениями, правками, идеями. Радует, что студенты выстраивают для себя путь, позволяющий добиваться успеха».

 

Убедиться в правильном выборе

Как подчеркивает Елена Кудрявцева,

«Наша задача сделать так, чтобы ребята убедились в правильном выборе. Ребята не знают, как начать, чего они смогут добиться в карьере. Поэтому с первого курса важно их сопровождать и показывать карьерную траекторию. Мы прикрепляем наставников, на введение в специальность приглашаем работодателей, привлекаем представителей студенческого совета».

По мнению Марины Бушиной, сегодня карьерные карты — это навигатор профессионального будущего, ступеньки карьерной лестницы, меры поддержки.

 

Желание оказывать помощь

Елена Кудрявцева описывает свое видение профессионального консультанта: «Карьерный консультант должен понимать чаяния молодого поколения, мотивацию студентов, говорить с ними на одном языке несмотря на свой опыт и разницу в возрасте. И тогда все получится!»

Отвечая на вопрос,  сложно ли стать карьерным консультантом, Наталья Клубкова подчеркивает: все зависит от внутренней мотивации: «Хорошим консультантом может стать абсолютно любой, но должно быть внутреннее желание оказывать помощь».

Алёна Сосновских констатирует, что колледжу необходимо подобрать индивидуальный подход к каждому ученику: «Если заметен потенциал студента, видны его возможности самоорганизации в сочетании учебы и профессии, мы идем навстречу: помогаем, продумываем индивидуальный маршрут обучения, договариваемся  с преподавателями».

 

Наставничество «студент-студент»

Как указывает Алёна Сосновских, секрет эффективной работы состоит в организации взаимопомощи студентов: «Успешные студенты старших курсов берут младшие группы, курируют, сопровождают, помогают готовиться к профессиональным конкурсам и практике, погружают в профессию».

Опыт Читинского педагогического колледжа продемонстрировала Марина Бушина:

«У нас есть проект “#Наставник75ЧПК”, где предусмотрено наставничество “студент-студент”: оказывается помощь в выстраивании профессиональной линии, развиваются лидерские качества, организационные и коммуникационные навыки, проводится карьерное ориентирование. Тут возникает доверие, поскольку сверстники могут предложить более свежие, интересные форматы. Также мы уже работаем в направлении “студент-ученик”, и реализация данного направления происходит достаточно успешно. Планируем ввести его в онлайн-курс».

 

Удержаться в отрасли

Елена Кудрявцева подчеркивает важность удержания выпускника в отрасли: «Нужно подготовить не просто молодого специалиста, но специалиста мотивированного, который придет и закрепится, удержится в отрасли».

Наталья Клубкова акцентирует внимание на своевременном взаимодействии с индустриальными партнерами: «В нашем колледже студент определяет свое будущее со второго курса. Опоздали те предприятия, которые устраивают “паломничество” в организации СПО и ищут себе сотрудников в момент выпуска». 

Алёна Сосновских указывает на определенные сложности: «Когда студенты устраиваются на работу во время обучения, возникает проблема: когда они выпускаются и получают диплом, их не рассматривают как молодых специалистов и отказывают в доплатах, поскольку у них уже есть стаж и трудовая книжка».

 

Готовность к изменениям

По опыту Натальи Клубковой, «Студенты технических специальностей выбирают промышленные предприятия как задел на безбедное, нормальное, счастливое будущее. Студенты стали отказываться от сферы услуг, ориентируются на конкретные предприятия, "охотятся" за целевыми договорами. С первого курса проводятся встречи и экскурсии на предприятия».

Алёна Сосновских делает акцент на необходимости гибкости и умения адаптации: «Надо думать о будущем, что станет интересно следующему поколению студентов. То, что интересно нынешним, через год или два работать уже не будет». Гибкость важна и для самих студентов: «Правильно — смотреть в будущее, готовиться к профессиональным изменениям, интересоваться, какую смежную профессию, которая продолжает и углубляет полученные знания, возможно получить. Не всегда следует строго идти по сценарию — все меняется, развитие нужно планировать».

Марина Бушина отмечает важность системности работы со студентами: «Эффективность профориентации зависит от системной работы в команде студенты-педагоги-работодатели-школьники».

Завершило дискуссию оптимистичное мнение Натальи Клубковой:

«Сложности преодолимы, если мы работаем в команде и живем задачей. Преодолевая трудности, приобретаем опыт, нужно просто работать от души!»

Приглашаем на новые дискуссии, они проходят каждую среду в 11.00 МСК на платформе МТС Линк и нашем YouTube-канале (рекомендуем подписаться). Вход свободный.