27 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Семестр добрых дел: волонтерство и социальные проекты вузов» в рамках XVII Летней школы преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный».
По данным платформы DOBRO.RU, волонтерской деятельностью в России занимаются более 8 миллионов человек. Только в Москве более 470 тысяч студентов заняты добровольчеством. А сколько неравнодушных обучающихся в регионах!
Сейчас волонтерство — одно из главных направлений воспитательной работы в университетах. Эксперты Летней школы Юрайта — 2025 рассказывают, как вузы вовлекают молодежь в социальные проекты.
Волонтерство — и социальная миссия, и связь с работодателями
Добровольческой деятельностью разрешено заниматься с юных лет. Так, школьники помогают в сборе вещей для нуждающихся, проведении экологических акций или в организации просветительских мероприятий. За это даже начисляются дополнительные баллы при поступлении в университет.
Студенческое волонтерство — более сложный уровень, где выработанные в школе навыки становятся крепким фундаментом. «В вузе мы формируем не просто готовность помочь, а мышление, которое позволяет увидеть проблему, вычленить группу людей, у которой она есть, и понять, что действительно нужно сделать. Не просто организовать красивое мероприятие для детей-сирот, а разобраться, какую проблему таким образом мы решим», — объясняет проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Приволжского исследовательского медицинского университета, доцент, кандидат медицинских наук Светлана Немирова.
Добровольчество является важной частью молодежной политики и воспитательной работы. Таким образом молодежь вовлекается в общественную жизнь и формирует свою гражданскую позицию. Исполняющий обязанности ректора Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова Никита Авралев рассказывает, какие задачи выполняет подобная деятельность:
«У нас волонтерство, с одной стороны, выступает в качестве социальной миссии, с другой — является серьезной практической базой по взаимодействию с будущими работодателями».
Кроме того, студенты-добровольцы учатся работать с разными видами отчетов и решать организационные задачи. «Любая работа, в том числе волонтерская, так или иначе требует навыков обращения с документами, административными и юридическими аспектами. По нашим наблюдениям, для студентов это сложный вопрос, который требует решения», — обращает внимание коллег ректор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, кандидат технических наук, доцент Игорь Петрищев.
На молодых волонтерах лежит двойная ответственность: они должны и обществу помогать, и выбранную профессию осваивать. Не всем удается справляться с этим одновременно. «Мы только за, чтобы студент занимался волонтерством, но у нас есть условие, — рассказывает Светлана Немирова (ПИМУ). — Если он не успевает закрывать свои академические вопросы, то он не должен какое-то время принимать участие во внеучебной деятельности. Это контролируется деканатами, руководителями волонтерских подразделений, причем не сотрудниками, а обучающимися». У студентов высокая учебная нагрузка, и даже цифровые инструменты, облегчающие некоторые задачи, иногда не помогают ее преодолеть. Молодым волонтерам важно сначала заботиться о себе, чтобы потом эффективно помогать другим.
«Если ты "зашел в воду" волонтерства, то оттуда ты уже полностью не выйдешь», — замечает проректор по молодежной политике Новосибирского государственного технического университета Людмила Можейкина. Действительно, желание помогать заложено в самой психологии человека. Студенты-волонтеры не только отдают, но и получают — благодарность, опыт и понимание, что сделали мир немного лучше.
И волонтерам нужна помощь
Добровольчество — это все-таки работа, а потому требует четко выстроенной системы стимулирования. Молодой волонтер подвержен эмоциональному выгоранию, как никто другой. Ему тоже нужно помогать, а еще мотивировать различными вознаграждениями.
«Действующее законодательство позволяет вузу платить повышенную стипендию за успехи в научной, творческой, спортивной и других сферах, — напоминает Никита Авралев (НГЛУ). — Но студента важно отмечать и публично. Порой ему важно не материальное поощрение, а тот факт, что про него написали на сайте или в соцсетях, вручили благодарственное письмо».
Поощрением часто служат и выездные мероприятия. Об этом рассказывает Игорь Петрищев (УлГПУ им. И.Н. Ульянова):
«Волонтер может работать не только в своем регионе. Если есть возможность поехать за счет организаторов в другой город, поучаствовать в мероприятии, а в свободное время познакомиться с культурной жизнью, — это тоже стимулирует студента».
Стимулировать волонтерскую деятельность студентов важно, поскольку во многих случаях она напрямую связана со специальностью. Начинающие специалисты развивают, прежде всего, гибкие навыки, которые в будущем помогут им быстрее адаптироваться на рабочем месте. «У нас большая часть волонтерских проектов профессионально ориентирована. Если в научных, инклюзивных, спортивных, волонтерских проектах могут участвовать практически все, то с медицинскими сложнее: нужен официальный допуск и определенные знания», — подчеркивает Светлана Немирова (ПИМУ). Профессия врача и статус волонтера часто идут рука об руку, ведь в их основе — помощь человеку.
Во взаимодействии с людьми важен развитый эмоциональный интеллект (EQ) — способность понимать свои и чужие эмоции. Его ключевым элементом является эмпатия. Умение «вставать на чужое место» позволяет выстраивать комфортное и эффективное общение. «Почему в обучении важен эмоциональный интеллект? Он развивает профессиональные компетенции, например, при работе младших курсов в детских лагерях, улучшает навыки коммуникации, дает возможность быстро адаптироваться к новым условиям. Кому-то это помогает сформировать ценности, кому-то — утвердить», — уверен Игорь Петрищев (УлГПУ им. И.Н. Ульянова).
Однако, помогая другим, важно не потерять себя. Студентам-добровольцам тоже нужна поддержка. «У нас есть программа помощи волонтерам: мы их обучаем, проводим для них тренинги, заботимся о том, чтобы у ребят не было эмоционального выгорания», — делится Светлана Немирова (ПИМУ). Добровольчество требует много физических и душевных сил, поэтому ребятам нужно уметь восстанавливаться.
Допсихологи, медиаволонтеры, сурдопереводчики: добровольческий опыт вузов
Студенты оказывают значительную помощь тем, чьи трудности совсем недавно разделяли, — школьникам. Волонтеры делятся собственным опытом в выборе специальности, подготовке к ЕГЭ, вступительных испытаниях и рассказывают о возможностях своего вуза. «Лучшая профориентационная работа — когда наши студенты идут фактически к своим сверстникам в школы и помогают определиться с профессией, лучше узнать тот или иной предмет, — утверждает Никита Авралев (НГЛУ). — Один из примеров — федеральный проект "Обучение служением. Первые"».
Работа со школьниками полезна для студентов любых направлений. Молодые специалисты учатся работать со сложной аудиторией, подростками, и пытаются найти методы, как заинтересовать их в той или иной области знаний.
Светлана Немирова (ПИМУ) рассказывает об особенностях волонтерства на медицинском направлении:
«Младшие курсы обычно занимаются просветительскими проектами для школ, а старшие замахиваются на решение значимых проблем (как минимум в регионе), например, как обучить родителей работать с недоношенными детьми. Пройдя такую школу волонтерства, врач имеет опыт общения с пациентом и его семьей».
Добровольцы важны и для развития инклюзивного образования. Сейчас в школах и университетах формируется комфортная и безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью и особыми образовательными потребностями. На эту задачу требуется много сил. «Более 30 лет мы занимаемся инклюзивным образованием, в связи с чем появилось инклюзивное волонтерство, — делится опытом своего вуза Людмила Можейкина (НГТУ). — Как волонтерский штаб ребята оформились два года назад. Сначала была помощь людям с инвалидностью, но мы пошли дальше: теперь в проектах участвуют ребята с ОВЗ. В прошлом году студенческое объединение "Границ нет" официально стало первым в России корпусом инклюзивных волонтеров».
Добровольческая деятельность нередко убивает двух зайцев: помогает решить актуальную социальную проблему и наполняет портфолио обучающихся профессиональными кейсами, которые привлекают работодателей. «Сейчас наши студенты СПО работают с Центробанком по финансовой грамотности. Ребята берут видеоролики и переводят их на жестовый язык. Таким образом, вуз решает важную социальную задачу, а студенты получают профессиональные навыки», — объясняет Никита Авралев (НГЛУ). Индустрии требуются специалисты с разнообразным опытом, ведь, как гласит пословица, талантливый человек талантлив во всем.
У руководителей и преподавателей вузов много идей для развития волонтерской деятельности. «Мы хотим усилить в университете направление медиаволонтерства, а также вернуть проект помощи родителям, дети которых находятся в больницах. Мы занимались этим проектом до пандемии», — рассказывает Игорь Петрищев (УлГПУ им. И.Н. Ульянова). Сейчас цифровые технологии открывают множество возможностей не только для медиаволонтерства, но и других видов добровольчества. Искусственный интеллект помогает создавать разнообразный контент, с помощью которого можно привлекать новых неравнодушных студентов и распространять информацию о важных социальных явлениях.
Волонтерское направление способствует популяризации и психологической помощи. Из-за общественной установки «все вопросы нужно решать в одиночку» многие люди «тонут» в своих проблемах, не решаясь к кому-либо обратиться. «У нас возникло дополнительное направление волонтеров — допсихологи, — отмечает Людмила Можейкина (НГТУ). — Студенты обучаются в два этапа несколько месяцев: идет теория и практика. У ребят даже появляется своя запись на сайте, куда можно обратиться за помощью. Студенты-допсихологи носят и опознавательные знаки, чтобы было понятно, к кому можно обратиться за поддержкой в трудную минуту». Подобные проекты позволяют сплотить общество в борьбе с разрушающими установками.
Волонтерство становится для многих стилем жизни. Но не стоит забывать, что это еще и работа, требующая эмоциональной стойкости и ответственности. Стать профессионалом в этом деле особенно помогают педагоги и сотрудники университета. Как замечает Светлана Немирова (ПИМУ), у студентов формируется специальное мышление, которое позволяет увидеть проблему и предпринять эффективные действия для ее решения. Уверены: с таким подходом мир будет меняться только к лучшему!