Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
18 апреля 2024 активны на платформе
54 463 -17
Преподавателя
591 167 -211
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Не нужно искать дополнительные источники знаний. Эксперты об индивидуальных образовательных траекториях

Дата публикации
01 февраля 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
3230

22 января в Юрайт.Академии в рамках XIV Зимней школы преподавателя прошла онлайн-дискуссия «Индивидуальные образовательные траектории: от теории к реализации», на которой эксперты обсудили преимущества и ограничения индивидуальных образовательных траекторий в вузах, а также рассказали об эффективных практиках реализации.

 

Индивидуальные траектории требуют серьезных изменений во всей системе образования

 

Согласно «Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования», уже в 2024 году половина университетов должна реализовывать индивидуальные образовательные траектории, а к 2030 году все высшие учебные заведения должны перейти на данную модель. Мы обсудили с экспертами, как проходит процесс внедрения нового подхода, а также выяснили, какие сложности возникают и как удается их решить. 

 

Проректор по учебной работе, заведующий кафедрой производственного менеджмента и экономики энергетики Новосибирского государственного технического университета Сергей Чернов отметил, что сегодня реализация индивидуальных образовательных траекторий обязательна для каждого учебного заведения: «Реализация индивидуальных образовательных траекторий может быть неудобна для университета по ряду причин – необходимо перестроить планирование нагрузки. менять систему и преподавателю совершенствовать себя. Однако я убежден, что учебное заведение должно предоставлять студентам множество возможностей для выбора, особенно сегодня, когда ИОТ реализуется практически в каждом вузе».

 

Проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор; исполнительный директор Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования Екатерина Каменева подчеркнула, что индивидуализация образования требует серьезных усилий со стороны администрации университета и преподавателей: «Когда мы говорим об индивидуальных образовательных траекториях, то очень важно ответить себе на вопрос: зачем они нам? Станет ли  выпускник более востребованным на рынке труда? Будет ли он в результате более развитой личностью? Дело в том, что ИОТ требуют серьезных изменений во всей системе образования, и нужно приступать к такому переходу, четко понимая цель».

 

Проректор по качеству образования и аккредитации Российского нового университета, доктор технических наук, профессор Игорь Дарда рассказал, что студентам бывает сложно сориентироваться, чего именно они хотят от образовательной программы, поэтому персонализация образования должна быть под контролем администрации: «Процесс индивидуализации образовательных программ должен быть управляем со стороны руководства университета. Дело в том, что мы редко встречаем первокурсников, которые точно знают, какой набор дисциплин им нужен и какого конкретно результата они хотят добиться по итогам обучения. Должен быть обязательный модуль, общий для всех студентов направления, а также набор факультативов и дисциплин по выбору, за каждой из которых стоит определенный набор профессиональных компетенций».

 

Университет должен помогать студенту определиться

 

Проректор по учебной работе и молодёжной политике Иркутского государственного аграрного университета имени А.А. Ежевского, кандидат технических наук, доцент Дмитрий Иванов отметил, что современные студенты более осознанно подходят к выбору своей будущей профессии: «Сегодня мы видим, что растет доля ребят, которые уже на этапе поступления понимают, чего они хотят и что им для этого нужно, они более осознанно и взвешенно подходят к выбору вуза и образовательной программы. На мой взгляд, это результаты профориентационной работы, которая сейчас активно ведется в школах и колледжах».

 

Екатерина Каменева (Финансовый университет) убеждена, что обучающимся необходима помощь и поддержка на этапе выбора своего дальнейшего профессионального пути: «Университет должен помогать студенту определиться, чего он хочет от своей профессиональной деятельности в будущем. На данном этапе формирования личности крайне важна профориентационная работа с обучающимся, необходимо понимание его способностей, интересов и талантов. Кроме того, в Финансовом университете у студентов есть возможность пройти обучение по программам ДПО, чтобы попробовать новое направление или получить дополнительные квалификации».

 

Индивидуальные образовательные траектории дают студенту больше возможностей и свободы выбора, но ими нужно правильно воспользоваться, поэтому обучающимся необходима информационная поддержка. «Важно, чтобы у студентов был тьютор, который поможет им принять решение, какое направление, электив или трек ему подходит больше, а также расскажет о последствиях того или иного выбора. Индивидуальные образовательные траектории серьезно расширяют профессиональные возможности студентов, им больше не нужно искать дополнительные источники знаний, они могут получить все в рамках основного образования, но для этого траектория должна быть грамотно выстроена», – подчеркнул Сергей Чернов (НГТУ).

 

Дмитрий Иванов (Иркутский ГАУ) обратил внимание на то, что персонализация образования позволяет трудоустроенным обучающимся повысить эффективность учебного процесса: «Индивидуальные образовательные траектории могут быть полезны для студентов, которые совмещают работу и обучение в университете. Обучающийся, который уже профессионально реализует себя и при этом повышает квалификацию, получая высшее образование, может выбрать темы курсовых работ, проектов или ВКР которые связаны непосредственно с работодателем. И это значительно повышает эффективность обучения».

 

Индивидуальные траектории будут помогать студентам реализовать себя

 

Подводя итоги дискуссии, эксперты поделились планами на ближайшее будущее. 

 

Игорь Дарда (РосНОУ): «Наша ключевая задача – совершенствование и развитие уже существующих образовательных программ, а также развитие коммуникации с работодателями, ведь у каждого свои требования к выпускникам. Мы планируем обеспечить тесную связь обучения и практики, чтобы наши выпускники были действительно востребованными на рынке труда».

 

Екатерина Каменева (Финансовый университет): «Мы хотим и дальше развивать проект координаторства, в рамках которого старшекурсники помогают младшим ребятам адаптироваться. Также будем совершенствовать проект наставничества, в ходе которого наставники из реального сектора экономики занимаются с талантливыми и активными ребятами, начиная с первого курса, и ведут их в профессию».

 

Сергей Чернов (НГТУ):  «В ближайшем будущем мы планируем дальше следить за реализацией проекта, в рамках которого мы практически полностью индивидуализировали обучение в магистратуре. По итогам мы соберем обратную связь студентов и преподавателей, проанализируем все недочеты, а также поймем, насколько эффективен такой формат».

 

Дмитрий Иванов (Иркутский ГАУ): «Надеюсь, что в этом году индивидуальные образовательные траектории будут помогать студентам реализовать себя на профессиональном поприще, и каждый, кто выберет для себя ИОТ, найдет для себя то, что ему необходимо. Мы будем реализовывать индивидуальные образовательные траектории, которые позволят обучающимся стать лучше и более востребованными, а цифровая трансформация обязательно будет помогать нам в этом процессе». 

 

Юрайт.Академия продолжит следить за развитием образования и обсуждать самые актуальные вопросы! Уже сейчас вы можете занять место на Летней школе преподавателя, регистрируйтесь