Горячая линия
08 декабря 2021 активны на платформе
37 705 +72
Преподавателей
315 278 +850
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Книги
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Панельная дискуссия «Индивидуализация и персонализация в современном образовании»

Дата публикации
29 октября 2021
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
869

27 октября прошла панельная дискуссия в рамках онлайн-конференции  «Индивидуализация и персонализация в современном образовании». 

Руководители высших учебных заведений и представители Ed-tech поделились опытом внедрения индивидуализированного образования в университетах, рассказали о плюсах и минусах персонализированного образования и поделились, какие могут быть риски при внедрении такой модели обучения. 

 

Модерировала дискуссию Альбина Бикбулатова, проректор по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета пищевых производств, к. т. н., доцент.

Эксперты:

Марина Калашникова, кандидат филологических наук, декан факультета Liberal Arts College, Институт общественных наук, РАНХиГС, Москва;

Татьяна Ковалева, доктор педагогических наук, профессор, руководитель магистратур «Тьюторство в образовании» и «Тьюторство в цифровой образовательной среде» МГПУ и президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации;

Наталья Молоткова, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Тамбовского государственного технического университета;

Павел Музыка, главный архитектор платформы Modeus (ИТ-компания CUSTIS), руководитель отдела организационного консультирования;

Надежда Федорова, начальник управления индивидуальных образовательных траекторий Тюменского государственного университета.

 

1:52 Вступление Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Вопрос об индивидуализации в обучении стоит достаточно давно. Мы долго жили в консервативной системе и учили группами по образовательной “трубе”, и нельзя сказать, что практики индивидуализации образования достаточно широко применялись».

3:47 «Мы тоже запустили проект индивидуализации в образовании. Материально-техническая база вуза-предприятия позволила нам выстроить особый вектор в реализации образовательных программ». 

 

05:00 Вопрос Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Практики индивидуализированного образования трансформируют сам образовательный процесс? В чем это выражается, и каковы риски этих изменений? Не страдают ли ребята, которые не хотят выбирать этот путь?»

 

05:41 Начало выступления Надежды Федоровой (ТюмГУ): «Если рассматривать индивидуализацию как единственно возможный принцип организации деятельности учебного заведения, то всегда будут те, чьи интересы она не учитывает». 

 

07:46 «Всегда есть студенты, которые не хотят делать выбор. Мы вынужденно распределяем их на свободные места в уже сформировавшиеся группы».

 

10:08 Начало выступления Татьяны Ковалевой (МГПУ): «Сейчас мы обсуждаем индивидуализацию как базовый, естественный процесс человека. Сегодня ставить вопрос, есть ли индивидуализация или ее нет, — некорректно». 

 

10:41 «Мы можем не замечать индивидуализации, можем ей препятствовать, а можем поддерживать». 

 

11:19 «Когда мы вводили стандарт тьюторства, было важно, чтобы была опора на практики. В вузах тогда не было вообще такого опыта. Я рада, что сейчас мы догоняем и говорим о тьюторской практике». 

 

13:04 Альбина Бикбулатова (Московский государственный университет пищевых производств): «Мы для себя выделили три рамки, в которых развивается университет: индивидуализация, сетевое взаимодействие и практикоориентированность. Мы были благодарны, когда вышел закон о сетевых формах реализации программ, потому что он лежит в основе работы с партнерами». 

 

15:47 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Насколько необходима цифровая система для реализации индивидуального образования?»

 

16:50 Начало выступления Павла Музыка (Modeus): «При массовой индивидуализации без цифровых решений невозможно дать студенту сделать выбор. Это всегда будет конкурентная среда, это невозможно сделать на бумаге». 

 

17:43 «Мы видим, что существенное количество университетов делают расписание на ватманах. Индивидуализированная модель не позволит создать нормальное расписание, потому что всегда будут возникать конфликты из-за того, что нужно учесть особенности каждого студента». 

 

18:54 «Третий аспект — успеваемость. Невозможно сводить успеваемость по академическим группам. Непонятно, к какому институту приложить ведомость смешанной группы. Нужны цифровые журналы в онлайне в зависимости от того, куда записались студенты».

 

20:16 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Как сделать комфортным и гибким трансформацию университета, чтобы не сломать то, что ранее было построено в университете?»

 

21:37 Павел Музыка (Modeus): «Важно идти от задачи. Важно понимать, каких эффектов ожидает вуз и каких результатов хочет получить от перехода к индивидуализированному образованию. Трансформация будет достаточно тяжелой, и важно это понимать на старте». 

 

23:53 «Не существует универсальной модели индивидуализации. У каждого университета свои особенности, своя региональная ситуация, свои индустриальные партнеры. Нужно из шаблонов собирать модель под каждый университет». 

 

26:10 Начало выступления Марины Калашниковой (РАНХиГС): «Индивидуализация может быть встроена в современный учебный план. Это трудно, это требует большого количества администраторов и методистов для сопровождения процесса, но это не означает, что этого невозможно сделать».

 

25:51 «Всегда нужно понимать, зачем мы это делаем. Если мы это делаем ради тренда, то это очень дорогая игрушка. Если мы это делаем, потому что все участники — руководство, преподаватели, студенты —  понимают важность индивидуализации, то мы вместе сформируем человека, который выйдет на рынок труда и будет отличаться от своего коллеги-однокурсника, их возможности будут уникальными».

 

26:31 «Сильная сторона в том, чтобы студенты отличались друг от друга. Это разные люди, у них разные задачи».

 

28:53 Начало выступления Натальи Молотковой (Тамбовский государственный технический университет): «Мы — политехнический вуз, который реализует свыше 20 направлений подготовки, и это создает особые условия, которые связаны с тем, что идя от желания студента, надо учитывать ресурсные ограничения  — кадровые, аудиторные, лабораторного оборудования». 

 

29:31 «В построении образовательных программ нам помог модульный подход. На первый и второй год обучения мы вынесли базовые компетенции и сквозные технологии. Третий и четвертый насыщены более специализированными курсами, основная нагрузка падает на профилирующие кафедры с соответствующим лабораторным оборудованием. Там идет точечное выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с учетом специализации программ». 

 

32:26 «Важно использовать и потенциал дополнительного образования. Кроме того, нас поддержали работодатели, организации-предприятия, которые с удовольствием встраиваются в программу третьего-четвертого курсов. За счет сетевого взаимодействия практические вещи мы можем вынести на площадки наших партнеров». 

 

34:06 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Есть ли определенные особенности в построении системы индивидуализированного образования, связанные с направлением подготовки, — гуманитарное или техническое?»

 

35:02 Надежда Федорова (ТюмГУ): «Реализовать можно все на всех направлениях. Все зависит от уровня готовности или неготовности людей вступать в эту трансформацию». 

 

36:56 «Кроме ресурсов и готовности, нужна также концепция. Индивидуализация — это очень широко. Внедряете вы конкретную модель, а она нуждается в детальной разработке».

 

38:55 Альбина Бикбулатова (Московский государственный университет пищевых производств): «Важно обратить людей в свою веру. Мне, как проректору, пришлось проводить мотивирующие лекции для студентов, где объясняли, зачем им это нужно, какие получат преимущества».

 

41:18 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «С точки зрения психологии, настолько инфантильны студенты сегодня, насколько им нужны тьюторы, что мы под этим понимаем?»

 

44:34 Татьяна Ковалева (МГПУ): «Тьютор как профессия очень трудно вживается в старые институциональные форматы. Чтобы в вузе появился тьютор, нужно сделать перегруппировку и понять, как он соотносится с координатором, модератором, научным руководителем». 

 

45:34 «Я не считаю, что в университете должны быть отдельные тьюторы. Если у вас есть кураторы с тьюторской компетенцией или методисты-тьюторы — это тоже очень хорошо». 

 

47:58 Вопрос из чата: «Тьютор и наставник — это синонимы? Индивидуализация и персонализация — это одинаковые термины?»

 

49:42 Надежда Федорова (ТюмГУ): «Мы между собой договорились, что для нас тьютор — это навигатор в образовательном пространстве, который поддерживает студента, но не направляет. Тьютор задает вопросы, помогает ему разобраться с собой».  

 

50:35 «Индивидуализация — это все, что связано с организацией движения студента. Персонализация — это когда внутри модуля учебного процесса реализуется персональный подход. От студента и его компетенций строится индивидуальное движение к образовательному результату». 

 

53:29 Марина Калашникова (РАНХиГС): «Тьюторы и их функции могут быть разными. У нас есть тьюторы, которые работают с учебными группами над командными задачами, чтобы первокурсники комфортно чувствовали себя в вузе, разбирают конфликты, участвуют в переговорах с преподавателями и администрацией. Есть академические тьюторы, которые работают над предметной проблематикой. Есть карьерный тьютор. Это разные люди, но все они работают на мотивацию студента».

 

55:51 «Я бы относилась к студентам как к партнерам, которые нуждаются в нашей поддержке, а не общалась бы с ними, как с детьми, — это лишнее».

 

59:20 Наталья Молоткова (Тамбовский государственный технический университет): «Наставники — это те, кто ведут содержательно, тьютор — тот, кто соорганизовывает взаимодействие субъектов процесса».

 

1:00:24 «Когда мы говорим про индивидуализацию и персонализацию, важно, чтобы рядом со студентами были люди, которые формируют их образовательную потребность, поскольку на первом курсе она еще неосознанная. Студент понимает, кем он хочет стать, а что для этого нужно, какие программы — до конце не представляет».

 

1:03:27 Павел Музыка (Modeus): «Мы стараемся обсуждать не название должностей, а конкретные функции в деятельности. Гораздо важнее, какие функции человек будет выполнять, что по смыслу он будет делать, а что не будет делать внутри нового образовательного процесса».

 

1:06:20 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Должно ли воспитание быть частью образовательного процесса? Как вы относитесь к индивидуализации внеучебной деятельности, самостоятельной работы?»  

 

1:07:01 Надежда Федорова (ТюмГУ): «Любая форма высшего образования — это про воспитание». 

 

1:08:44 Татьяна Ковалева (МГПУ): «Тьюторство исторически возникло как оппозиция размышлению о том, что образование, обучение и воспитание — это отдельные процессы». 

 

1:11:16 «Когда человек входит в мир образования, он считает, что главное — это получить отметку. Исторически фигура тьютора задала нам совершенно другой тип — педагогическое взаимодействие может быть без отметок. Тьютор работает с расширением ресурсов и навигацией».

 

1:12:33 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «С экономической точки зрения, трансформация — это дорого?»

 

1:14:29 Надежда Федорова (ТюмГУ): «Для того чтобы провести любую трансформацию, инвестировать придется много. Если стратегия выбрана верно и правильно сконструирована модель — в определенные сроки инвестиции окупятся».

 

1:21:08 Марина Калашникова (РАНХиГС): «Индивидуализация востребована у студентов. Они открыты к образовательным программам, которые открыты к самим студентам с точки зрения формирования их профессионального портрета. Открывая такие возможности, мы привлекаем к себе очень хороших студентов». 

Обсуждение спикеров было тепло встречено слушателями конференции, многие преподаватели разделяли позиции экспертов. Подобные дискуссии открывают перспективы сетевого взаимодействия и партнерства между ведущими университетами страны! 

Напоминаем вам, что уже в конце января стартует ежегодный пятидневный онлайн-интенсив — Х Зимняя школа преподавателя! Регистрация уже открыта!

 

Другие новости