Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 марта 2024 активны на платформе
54 615 +17
Преподавателей
591 345 +196
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Панельная дискуссия «Индивидуализация и персонализация в современном образовании»

Дата публикации
29 октября 2021
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
1629

27 октября прошла панельная дискуссия в рамках онлайн-конференции  «Индивидуализация и персонализация в современном образовании». 

Руководители высших учебных заведений и представители Ed-tech поделились опытом внедрения индивидуализированного образования в университетах, рассказали о плюсах и минусах персонализированного образования и поделились, какие могут быть риски при внедрении такой модели обучения. 

 

Модерировала дискуссию Альбина Бикбулатова, проректор по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета пищевых производств, к. т. н., доцент.

Эксперты:

Марина Калашникова, кандидат филологических наук, декан факультета Liberal Arts College, Институт общественных наук, РАНХиГС, Москва;

Татьяна Ковалева, доктор педагогических наук, профессор, руководитель магистратур «Тьюторство в образовании» и «Тьюторство в цифровой образовательной среде» МГПУ и президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации;

Наталья Молоткова, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Тамбовского государственного технического университета;

Павел Музыка, главный архитектор платформы Modeus (ИТ-компания CUSTIS), руководитель отдела организационного консультирования;

Надежда Федорова, начальник управления индивидуальных образовательных траекторий Тюменского государственного университета.

 

1:52 Вступление Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Вопрос об индивидуализации в обучении стоит достаточно давно. Мы долго жили в консервативной системе и учили группами по образовательной “трубе”, и нельзя сказать, что практики индивидуализации образования достаточно широко применялись».

3:47 «Мы тоже запустили проект индивидуализации в образовании. Материально-техническая база вуза-предприятия позволила нам выстроить особый вектор в реализации образовательных программ». 

 

05:00 Вопрос Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Практики индивидуализированного образования трансформируют сам образовательный процесс? В чем это выражается, и каковы риски этих изменений? Не страдают ли ребята, которые не хотят выбирать этот путь?»

 

05:41 Начало выступления Надежды Федоровой (ТюмГУ): «Если рассматривать индивидуализацию как единственно возможный принцип организации деятельности учебного заведения, то всегда будут те, чьи интересы она не учитывает». 

 

07:46 «Всегда есть студенты, которые не хотят делать выбор. Мы вынужденно распределяем их на свободные места в уже сформировавшиеся группы».

 

10:08 Начало выступления Татьяны Ковалевой (МГПУ): «Сейчас мы обсуждаем индивидуализацию как базовый, естественный процесс человека. Сегодня ставить вопрос, есть ли индивидуализация или ее нет, — некорректно». 

 

10:41 «Мы можем не замечать индивидуализации, можем ей препятствовать, а можем поддерживать». 

 

11:19 «Когда мы вводили стандарт тьюторства, было важно, чтобы была опора на практики. В вузах тогда не было вообще такого опыта. Я рада, что сейчас мы догоняем и говорим о тьюторской практике». 

 

13:04 Альбина Бикбулатова (Московский государственный университет пищевых производств): «Мы для себя выделили три рамки, в которых развивается университет: индивидуализация, сетевое взаимодействие и практикоориентированность. Мы были благодарны, когда вышел закон о сетевых формах реализации программ, потому что он лежит в основе работы с партнерами». 

 

15:47 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Насколько необходима цифровая система для реализации индивидуального образования?»

 

16:50 Начало выступления Павла Музыка (Modeus): «При массовой индивидуализации без цифровых решений невозможно дать студенту сделать выбор. Это всегда будет конкурентная среда, это невозможно сделать на бумаге». 

 

17:43 «Мы видим, что существенное количество университетов делают расписание на ватманах. Индивидуализированная модель не позволит создать нормальное расписание, потому что всегда будут возникать конфликты из-за того, что нужно учесть особенности каждого студента». 

 

18:54 «Третий аспект — успеваемость. Невозможно сводить успеваемость по академическим группам. Непонятно, к какому институту приложить ведомость смешанной группы. Нужны цифровые журналы в онлайне в зависимости от того, куда записались студенты».

 

20:16 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Как сделать комфортным и гибким трансформацию университета, чтобы не сломать то, что ранее было построено в университете?»

 

21:37 Павел Музыка (Modeus): «Важно идти от задачи. Важно понимать, каких эффектов ожидает вуз и каких результатов хочет получить от перехода к индивидуализированному образованию. Трансформация будет достаточно тяжелой, и важно это понимать на старте». 

 

23:53 «Не существует универсальной модели индивидуализации. У каждого университета свои особенности, своя региональная ситуация, свои индустриальные партнеры. Нужно из шаблонов собирать модель под каждый университет». 

 

26:10 Начало выступления Марины Калашниковой (РАНХиГС): «Индивидуализация может быть встроена в современный учебный план. Это трудно, это требует большого количества администраторов и методистов для сопровождения процесса, но это не означает, что этого невозможно сделать».

 

25:51 «Всегда нужно понимать, зачем мы это делаем. Если мы это делаем ради тренда, то это очень дорогая игрушка. Если мы это делаем, потому что все участники — руководство, преподаватели, студенты —  понимают важность индивидуализации, то мы вместе сформируем человека, который выйдет на рынок труда и будет отличаться от своего коллеги-однокурсника, их возможности будут уникальными».

 

26:31 «Сильная сторона в том, чтобы студенты отличались друг от друга. Это разные люди, у них разные задачи».

 

28:53 Начало выступления Натальи Молотковой (Тамбовский государственный технический университет): «Мы — политехнический вуз, который реализует свыше 20 направлений подготовки, и это создает особые условия, которые связаны с тем, что идя от желания студента, надо учитывать ресурсные ограничения  — кадровые, аудиторные, лабораторного оборудования». 

 

29:31 «В построении образовательных программ нам помог модульный подход. На первый и второй год обучения мы вынесли базовые компетенции и сквозные технологии. Третий и четвертый насыщены более специализированными курсами, основная нагрузка падает на профилирующие кафедры с соответствующим лабораторным оборудованием. Там идет точечное выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с учетом специализации программ». 

 

32:26 «Важно использовать и потенциал дополнительного образования. Кроме того, нас поддержали работодатели, организации-предприятия, которые с удовольствием встраиваются в программу третьего-четвертого курсов. За счет сетевого взаимодействия практические вещи мы можем вынести на площадки наших партнеров». 

 

34:06 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Есть ли определенные особенности в построении системы индивидуализированного образования, связанные с направлением подготовки, — гуманитарное или техническое?»

 

35:02 Надежда Федорова (ТюмГУ): «Реализовать можно все на всех направлениях. Все зависит от уровня готовности или неготовности людей вступать в эту трансформацию». 

 

36:56 «Кроме ресурсов и готовности, нужна также концепция. Индивидуализация — это очень широко. Внедряете вы конкретную модель, а она нуждается в детальной разработке».

 

38:55 Альбина Бикбулатова (Московский государственный университет пищевых производств): «Важно обратить людей в свою веру. Мне, как проректору, пришлось проводить мотивирующие лекции для студентов, где объясняли, зачем им это нужно, какие получат преимущества».

 

41:18 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «С точки зрения психологии, настолько инфантильны студенты сегодня, насколько им нужны тьюторы, что мы под этим понимаем?»

 

44:34 Татьяна Ковалева (МГПУ): «Тьютор как профессия очень трудно вживается в старые институциональные форматы. Чтобы в вузе появился тьютор, нужно сделать перегруппировку и понять, как он соотносится с координатором, модератором, научным руководителем». 

 

45:34 «Я не считаю, что в университете должны быть отдельные тьюторы. Если у вас есть кураторы с тьюторской компетенцией или методисты-тьюторы — это тоже очень хорошо». 

 

47:58 Вопрос из чата: «Тьютор и наставник — это синонимы? Индивидуализация и персонализация — это одинаковые термины?»

 

49:42 Надежда Федорова (ТюмГУ): «Мы между собой договорились, что для нас тьютор — это навигатор в образовательном пространстве, который поддерживает студента, но не направляет. Тьютор задает вопросы, помогает ему разобраться с собой».  

 

50:35 «Индивидуализация — это все, что связано с организацией движения студента. Персонализация — это когда внутри модуля учебного процесса реализуется персональный подход. От студента и его компетенций строится индивидуальное движение к образовательному результату». 

 

53:29 Марина Калашникова (РАНХиГС): «Тьюторы и их функции могут быть разными. У нас есть тьюторы, которые работают с учебными группами над командными задачами, чтобы первокурсники комфортно чувствовали себя в вузе, разбирают конфликты, участвуют в переговорах с преподавателями и администрацией. Есть академические тьюторы, которые работают над предметной проблематикой. Есть карьерный тьютор. Это разные люди, но все они работают на мотивацию студента».

 

55:51 «Я бы относилась к студентам как к партнерам, которые нуждаются в нашей поддержке, а не общалась бы с ними, как с детьми, — это лишнее».

 

59:20 Наталья Молоткова (Тамбовский государственный технический университет): «Наставники — это те, кто ведут содержательно, тьютор — тот, кто соорганизовывает взаимодействие субъектов процесса».

 

1:00:24 «Когда мы говорим про индивидуализацию и персонализацию, важно, чтобы рядом со студентами были люди, которые формируют их образовательную потребность, поскольку на первом курсе она еще неосознанная. Студент понимает, кем он хочет стать, а что для этого нужно, какие программы — до конце не представляет».

 

1:03:27 Павел Музыка (Modeus): «Мы стараемся обсуждать не название должностей, а конкретные функции в деятельности. Гораздо важнее, какие функции человек будет выполнять, что по смыслу он будет делать, а что не будет делать внутри нового образовательного процесса».

 

1:06:20 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «Должно ли воспитание быть частью образовательного процесса? Как вы относитесь к индивидуализации внеучебной деятельности, самостоятельной работы?»  

 

1:07:01 Надежда Федорова (ТюмГУ): «Любая форма высшего образования — это про воспитание». 

 

1:08:44 Татьяна Ковалева (МГПУ): «Тьюторство исторически возникло как оппозиция размышлению о том, что образование, обучение и воспитание — это отдельные процессы». 

 

1:11:16 «Когда человек входит в мир образования, он считает, что главное — это получить отметку. Исторически фигура тьютора задала нам совершенно другой тип — педагогическое взаимодействие может быть без отметок. Тьютор работает с расширением ресурсов и навигацией».

 

1:12:33 Вопрос от Альбины Бикбулатовой (Московский государственный университет пищевых производств): «С экономической точки зрения, трансформация — это дорого?»

 

1:14:29 Надежда Федорова (ТюмГУ): «Для того чтобы провести любую трансформацию, инвестировать придется много. Если стратегия выбрана верно и правильно сконструирована модель — в определенные сроки инвестиции окупятся».

 

1:21:08 Марина Калашникова (РАНХиГС): «Индивидуализация востребована у студентов. Они открыты к образовательным программам, которые открыты к самим студентам с точки зрения формирования их профессионального портрета. Открывая такие возможности, мы привлекаем к себе очень хороших студентов». 

Обсуждение спикеров было тепло встречено слушателями конференции, многие преподаватели разделяли позиции экспертов. Подобные дискуссии открывают перспективы сетевого взаимодействия и партнерства между ведущими университетами страны! 

Напоминаем вам, что уже в конце января стартует ежегодный пятидневный онлайн-интенсив — Х Зимняя школа преподавателя! Регистрация уже открыта!