Горячая линия
03 июля 2022 активны на платформе
38 451 -15
Преподаватель
322 615 -56
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Гарантия компетенций: внутренняя система оценки качества образования

Дата публикации
23 мая 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1267

18 мая в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Гарантия компетенций: внутренняя система оценки качества образования», на которой эксперты из высших учебных заведений обсудили внутреннюю оценку качества образования, вопрос о том, что представляет из себя система ВСОКО, и о том, какова в ней роль преподавателей.

 

Что такое ВСОКО?

 

Наталья Сердитова, проректор по образовательной деятельности и молодежной политике Тверского государственного университета, доктор географических наук, профессор, рассказала, на какие нормативно-правовые акты стоит обратить внимание, чтобы узнать, что говорится в законе об оценке качества обучения. 

 

«Вопрос важный и актуальный, особенно в преддверии того, что нас ждут новые правила игры по государственной аккредитации, аккредитационному мониторингу и контролю и надзору. Первый нормативно-правовой акт, который стоит посмотреть, — № 273-ФЗ “Об образовании”. Там сразу в нескольких статьях можно найти определения, которые связаны с системой качества образования и с внутренней оценкой качества в организациях. Второй важный нормативный источник — федеральные образовательные государственные стандарты, которые говорят о требованиях, предъявляемых к образовательным программам».

 

Эксперт пояснила, для чего вообще нужна внутренняя оценка качества образования в учебном заведении: «Внутренняя система оценки качества образования нужна для того, чтобы образовательные программы, которые реализуются в университете, были актуальными, чтобы мы понимали, насколько выпускники программ востребованы на рынке труда, чтобы быть уверенными в том, кого мы выпускаем». 

 

Елена Зима, кандидат технических наук, доцент, директор Центра качества образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, рассказала, почему ВСОКО — неотъемлемая и важная часть внутренней работы вуза. 

 

«Внутренняя система оценки качества образования — неотъемлемая часть внутренней системы гарантии качества образования, которая должна быть создана в каждом вузе. Это подсистема обратной связи, которая обеспечивает ее работоспособность и дает необходимую информацию для принятия управленческих решений».

 

Наталья Кислова, проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарского государственного социально-педагогического университета, кандидат филологических наук, доцент, обратила внимание на отличие понятий оценки качества образования от качества оценки образовательной деятельности. 

 

«Я бы сделала акцент на том, что раньше мы больше говорили об оценке качества образования, а в нормативных документах появилось понятие качества оценки образовательной деятельности. Здесь говорится о процессном подходе, это не только результат обучения, но и процесс организации обучения». 

 

Как регулировать ВСОКО

 

Внутренняя оценка качества образования — один из показателей в новой аккредитации высших учебных заведений, которая вступила в силу с 1 марта 2022 г. 

 

Наталья Сердитова (ТвГУ) отмечает, что самая главная задача вуза — отобразить всю необходимую информацию для аккредитации на сайте, следить за изменениями и вовремя все обновлять. 

 

«Наша самая главная задача — чтобы вся информация была на сайте вуза. Задача руководителя образовательной программы — ежедневно мониторить актуальность этой информации».

 

Кроме этого, учебному заведению важно регулировать локальные нормативные акты, чтобы сделать внутреннюю систему оценки качества образования логичной.

 

«Понятие “качество образования” в Федеральном законе четко распадается на два понятия — качество образовательной деятельности и качество подготовки обучающихся. Именно эти две составляющие должны быть отражены в наших документах. Безусловно, должен быть рамочный документ о политике в области качества, который определяет общие принципы и подходы. Должны быть документы, подтверждающие, что есть соответствующие структуры, которые осуществляют эти процессы. А дальше мы можем регламентировать только процедуры, которые мы проводим, т. е. регламентация может осуществляться только процессуально. Мы не можем гарантировать какой-то результат, потому что он зависит от многих обстоятельств: от вовлечения всех участников в процесс, от того, какие задачи или проблемы станут причиной той или иной процедуры мониторинга или оценки, от влияния внешних факторов», — подчеркивает Елена Зима (СПбПУ). 

 

Роль преподавателей в ВСОКО

 

Преподаватели — главные помощники в построении внутренней системы оценки качества образования. 

 

Наталья Кислова (СГСПУ) рассказала, как успокоить преподавателей и замотивировать их участвовать в оценке качества.

 

«Каждый преподаватель разрабатывает оценочные материалы. Есть необходимость со стороны университета в организации повышения квалификации по их разработке, чтобы преподаватели максимально учли образовательные результаты, которые заложены в дисциплине».

 

Спикер поделилась опытом повышения квалификации преподавателей и отметила положительные стороны обучения: «Когда мы начали проводить внутривузовское корпоративное обучение, я заметила, что некоторые преподаватели при разработке оценочных материалов начинали по-иному видеть содержание своей дисциплины и ее задачи».

 

Будущее ВСОКО 

 

Остается актуальным вопрос будущего системы оценки качества образования. Эксперты поделились своим мнением, что с этой системой будет в будущем и как это отразится на высших учебных заведениях. 

 

Наталья Кислова (СГСПУ) считает, что оценка качества поможет наметить области, в которых вузу необходимо развиваться в будущем: «Оценка качества образования не должна заканчиваться только тем, что мы имеем. Мы должны наметить области для улучшения, договориться о том, что будем делать дальше, и двигаться в этом направлении».

 

Елена Зима (СПбПУ) отмечает, что система оценки качества поможет выстроить системный подход к обеспечению качества образования: «Вузы, получая свободу, начнут чувствовать ответственность за качество основных процессов и перестанут бояться. Мне кажется, через пять лет в каждой организации должен сложиться системный подход к обеспечению качества образования».

 

«Если мы будем продолжать развиваться, как развивались до этого, мы будем конкурентоспособными — этим все сказано», — отметила в завершение дискуссии Наталья Сердитова (ТвГУ). 

 

Уже 25 мая Юрайт.Академия проведет однодневную онлайн-конференцию «Оценка компетенций в высшем и среднем профессиональном образовании: проблемы, решения, перспективы», регистрация уже открыта. Ждем вас!








 

Другие новости

)