1 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Горизонтальные связи: взаимодействие университетов и наукоемких предприятий». Проректоры высших учебных заведений обсудили развитие науки в университетах, взаимодействие университетов и организаций и спрос бизнеса на исследования.
Предприятия заказывают, университеты разрабатывают
Сегодня взаимодействие университетов и предприятий актуально как никогда. Кроме специалистов, которых готовят университеты для предприятий, сотрудничество развивается и в части разработок.
Ольга Лягинова, проректор по научной работе Череповецкого государственного университета, рассказала, насколько наличие крупного предприятия в регионе определяет специфику научных разработок университета.
«Наш университет развивает направления исследований, связанные не только с черной металлургией или химией. У нас много IT-направлений, которые обслуживают предприятия, мы не забываем о гуманитарной подготовке, развиваем биологию, педагогическое образование, направление искусственного интеллекта и др.».
Наталья Купчикова, проректор по научной работе и международной деятельности, заведующая кафедрой экспертизы, эксплуатации и управления недвижимостью Астраханского государственного архитектурно-строительного университета, поделилась, с какими предприятиями предпочитает работать университет — с крупными, средними или малыми.
«Наш университет специализированный, мы выпускаем архитекторов, проектировщиков, строителей, геодезистов. Мы входим в специализированные консорциумы, как российские, так и международные, например Международную ассоциацию строительных высших учебных заведений, и работа на совместных площадках способствует интеграции образовательной среды в научную. На подобных площадках присутствуют представители как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Мы работаем со всеми уровнями в зависимости от спроса».
Эксперт рассказала, как происходит распределение проектов между университетами внутри консорциума: «Централизация происходит за счет плана или стратегии работы консорциума. Как правило, руководители организаций и предприятий формируют его за год до начала работы. В план обязательно входит организация выставочных инновационных площадок. Образовательные учреждения представляют свои инновационные проекты, услуги, уникальные продукты и сюда же централизованно приглашают представителей бизнеса, которые заинтересованы в этих разработках».
Должны ли ученые быть бизнесменами?
Эксперты обсудили, должна ли быть бизнес-жилка у ученых, чтобы они сами могли продавать свои разработки, есть ли проблема разрыва между учеными и практиками.
Ольга Лягинова (ЧГУ) считает, что каждый должен заниматься тем, что ему нравится: ученые — разработками, отдельные люди — продвижением этих разработок.
«Это не проблема. Каждый занимается тем, чем он хочет и может заниматься. Если у профессора хорошо получается развивать фундаментальные науки и получать новые знания, этим он и должен заниматься. В исследованиях не нужна предпринимательская жилка, нужно быть хорошим ученым».
Спикер рассказала про отдел в университете, который занимается продвижением разработок и поиском партнеров: «У нас в университете есть отдел контрактных исследований, в функционал которого входит как раз найти партнеров, понять, какие у них “боли”, как мы можем помочь вылечить эти боли, и подобрать коллектив, который не будет взаимодействовать с конкретным инвестором».
Наталья Купчикова (АГАСУ) рассказала, как ученые-исследователи взаимодействуют с представителями бизнеса на выставках и представляют свои разработки: «На выставке работает группа исследователей-ученых под руководством научного руководителя. Они рекламируют свою продукцию представителям бизнеса и могут заключать договорные отношения либо сами напрямую, либо через университет. Есть несколько форм правовых взаимодействий».
Будущее взаимодействия университетов и предприятий
Спикеры сошлись во мнении, что предприятия начнут искать новые решения и будут плотнее сотрудничать с университетами по части исследований и разработок.
«События, происходящие на российском экономическом рынке, заставили задуматься бизнес, и они начали искать новые ниши, где можно получить прибыль. Количество запросов на разработки не снизилось, взаимодействия с предприятиями есть», — отмечает Наталья Купчикова (АГАСУ).
Ольга Лягинова (ЧГУ) рассказала, как выстроить долгосрочное сотрудничество с предприятиями, чтобы заказы на исследования были не разовыми: «Нужно выстраивать комплексные отношения. Предприятиям нужны специалисты, предприятия хотят получать прибыль. Если мы сможем дать им нужного специалиста и поможем увеличить прибыль, отношения будут долгими».
«Любой кризис — это возможность дальше развиваться. Сейчас такая возможность представилась для российских вузов, мы действительно нужны компаниям, на университет смотрят как на серьезного партнера, который поможет решить проблемы», — добавила в завершение дискуссии Ольга Лягинова (ЧГУ).
Уже завтра в Юрайт.Академии пройдет онлайн-дискуссия «Вуз как МФЦ: от электронного документооборота к цифровому деканату», на которой мы вместе с ведущими экспертами обсудим цифровую трансформацию внутривузовского документооборота. Регистрация на дискуссию доступна по ссылке. Ждем вас!