Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
19 апреля 2024 активны на платформе
54 421 -42
Преподаватель
590 816 -351
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Десятилетие науки и технологий: от целей образования к действиям

Дата публикации
27 июля 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1956

29 июня, в третий день XI Летней школы преподавателя, руководители и эксперты из ведущих вузов России поговорили о привлечении талантливой молодежи в научную сферу, вовлечении исследователей в решение важнейших задач развития общества, повышении информированности граждан о достижениях и перспективах отечественной науки.

 

2022–2031 годы в России объявлены Десятилетием науки и технологий. Приоритетом программы названо вовлечение исследователей в задачи развития общества и страны. Насколько экономическая ситуация 2022 г. делает реалистичной перспективу социально-экономического развития с акцентом на технологическую модернизацию? Окупятся ли многолетние вложения в научно-технологическое развитие? На какие вызовы ученым нужно искать ответы прямо сегодня? 

 

Инновации и технологии сегодня — что поменяется? 

 

«В условиях внешнего санкционного давления тема импортозамещения и, что более важно, суверенизации отечественной системы образования и науки становится ключевой, и государство это прекрасно понимает» – отметил в начале дискуссии модератор Павел Селезнев, первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуни,каций Финансового университета при Правительстве РФ, председатель совета молодых ученых, доктор политических наук, доцент. 

 

Сергей Коновалов, доктор технических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Сибирского государственного индустриального университета, отмечает, что сегодня необходимо все больше внимания уделять науке и технологиям, но необходима совместная работа с бизнесом:

 

«Текущая мировая ситуация заставляет серьезно пересмотреть текущие тренды, как государству, так и бизнесу и ученым. Необходимо уделять больше внимание инновациям и разработкам. Это все окупится, единственное — необходима более тесная кооперация науки и индустрии». 

 

Эксперты обсудили потребует ли Десятилетие науки и технологий изменений в организации самой научной деятельности в университетах. 

 

«В каждом университете есть отработанная система сопровождения научных исследований. В Тверском государственном университете это Управление научных исследований, которое не только контролирует, учитывает, но и сопровождает научные исследования. Эта база не поменяется», – подчеркнул Андрей Зиновьев, доктор биологических наук, заведующий кафедрой зоологии и физиологии, проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета. 

 

Спикер добавил каких ждать изменений и на что в университетах стоит обращать внимание: «В большинстве высших учебных заведений раньше не было студенческой инициативы, когда студенты предлагают собственные проекты. Раньше они не знали, куда пойти с этими проектами. Сегодня эти инициативы будут играть все большую роль в университетских научных исследованиях». 

 

Кому развивать науку: университетам или НИИ? 

 

Остается очень актуальным вопрос, кто должен выступать драйвером и двигателем науки — сильные и мощные университеты или это нужно отдать профильным научным институтам. 

 

«Должна быть кооперация вузов и НИИ. Университет — это кузница кадров. Если в университетах есть научное оборудование, возможность практического внедрения результатов — это хорошо, молодые смогут на месте работать с оборудованием», — считает Сергей Коновалов (СибГИУ).

 

Андрей Зиновьев (ТвГУ) отметил, что у университетов и НИИ разные функции, они редко пересекаются и должны заниматься своим делом: «Необходимо сохранить и НИИ, и университеты, потому что они выполняют собственные функции, пересекаясь отчасти только в области научных исследований, причем делая их по-своему. Финансирование исследований в университетах поможет увеличить выход научного продукта из высших учебных заведений». 

 

Спикер также добавил, что в университете должна быть градация на преподавателей и научных сотрудников. 

 

«Я считаю, что градация должна быть, это логично, потому что высшее учебное заведение — в первую очередь учебное заведение. Университеты готовят кадры для научных организаций, а научные организации по необходимости решают важные стратегические задачи для страны».

 

Привлечение молодых ученых 

 

Программа Десятилетия ориентирована на молодых ученых. Эксперты обсудили насколько возрастной фактор важен для развития науки и технологий, и нужно ли привлекать молодых ученых. 

 

«Молодых ученых, несомненно, нужно привлекать как в научные, так и во внедренческие проекты. За последние 10—15 лет произошел отток молодых кадров, это надо побороть и привлекать молодежь в науку», – отметил Сергей Коновалов (СибГИУ).

 

Спикер добавил, что роль старших коллег-ученых также очень важна: «Очень важна роль наставничества, чтобы было подрастающее поколение и был наставник — ученый со стажем, который обучает молодых и получает вознаграждение за вклад в развитие молодых ученых».  

 

Александр Сафонов, академический директор Образовательной платформы «Юрайт», отметил, что студентам также необходимо реагировать на свое желание заниматься наукой и вовремя выбрать трек развития: «Чем раньше студент, понимающий, что он хочет развиваться в рамках академической карьеры, выберет себе трек — фундаментальные или прикладные исследования, тем больше он сможет сделать правильных шагов на пути академической реализации». 

 

Павел Селезнев (Финансового университета при Правительстве РФ) считает, что необходимо не только привлекать молодых ученых, но и поддерживать их: «Меры поддержки должны быть разными в зависимости от приоритетов. Если мы говорим, что мы хотим продвигать молодых ученых, повысить престиж профессии ученого, привлечь в вузы талантливых преподавателей и научных сотрудников, то надо создать для них достойные условия труда и решить квартирный вопрос».

 

Тема развития науки и технологий поднимается все чаще как университетами, так и государством. Мы продолжим обсуждать эти вопросы с экспертами как на однодневных онлайн-конференциях, так и на будущих мероприятиях Юрайт.Академии.