Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Университеты и Ed Tech: конкуренция и партнерство

Дата публикации
13 сентября 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1200

7 сентября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Университеты и Ed Tech: конкуренция и партнерство». Проректоры и эксперты из высших учебных заведений обсудили конкурентные преимущества университетов и Ed Tech-сектора, конкуренцию университетов и Ed Tech за аудиторию образовательных программ и готовность университетов к внедрению цифровых Ed Tech-решений.


 

 

Конкурентные преимущества университетов и Ed Tech

В начале дискуссии спикеры поделились мнением, какие есть конкурентные преимущества у университетов и у Ed Tech-компаний. 

 

Наталия Молоткова, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Тамбовского государственного технического университета, рассказала, что основное конкурентное преимущество у университетов — кадры. 

«У университетов есть кадры, для которых формат образовательных программ, консалтинг — основной вид деятельности, которой они занимаются каждый день. Но есть и ограничения: вузы привыкли жить в рамках нормативных ограничений, определяющих их деятельность, и этот же взгляд они переносят и на остальные программы и направления деятельности». 

Также эксперт пояснила, какие основные преимущества у сектора Ed Tech. 

 

«Рынок быстрых программ, иммерсивного обучения, микрообучения имеет свои преимущества: нет барьеров при входе на рынок, есть свобода выбора действий и форматов по отношению к тому, как организовать этот процесс». 

 

 

Конкуренция университетов и Ed Tech

 

Эдуард Абанеев, проректор по цифровой трансформации, старший преподаватель кафедры АСУ Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, сертифицированный инструктор сетевой академии Cisco, сертифицированный инструктор академии Альт Линукс, рассказал, что основная конкуренция между университетами и Ed Tech проходит за аудиторию. 

 

«У многих вузов есть свои коммерческие программы, ДПО и они тоже борются за платежеспособную аудиторию, поэтому это очень жесткая конкуренция между вузами и Ed Tech». 

 

Также спикер отметил, что с точки зрения цифровой среды вузы уступают сектору Ed Tech: «Если говорить о конкурентоспособности цифровой среды Ed Tech-компаний, то они на шаг впереди по отношению к вузам».

 

Помимо цифровой среды университеты и Ed Tech конкурируют за преподавателей. 

 

Наталия Молоткова (ТГТУ) отметила, что в вузах необходимо создать такую среду, при которой преподаватели будут оставаться в высших учебных заведениях и не будут уходить в коммерческие компании. 

 

«Очень жаль, когда перспективные, молодые, активные преподаватели переносят свои акценты именно в сторону коммерческих компаний. Перед вузами стоит задача иметь такую среду и возможности, чтобы удержать этих преподавателей, стимулировать их желание все новое и передовое внедрять в основную работу». 

 

Александр Пилипенко, проректор по развитию Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, кандидат технических наук, доцент, PhD, поделился, что положительно относится к внешним преподавателям, которые работают «в поле», при этом преподают — это важно. При этом спикер отрицательно относится к совместительству преподавателей в нескольких вузах. 

 

«Если говорить про совместителей преподавателей, которые преподают в разных вузах — мне это не очень нравится. Начинается путаница в эффективном контракте, ряд направлений в вузе вымирает из-за того, что лидеры этих программ, преподаватели, ушли работать в другие организации, у них не хватает времени растить свои кадры на замену». 

 

Эксперт также отметил, что конкуренция между университетами и Ed Tech будет всегда, но сектор Ed Tech до сих пор не может учить врачей и инженеров, тут вузы опережают. 

 

«Конкуренция есть и будет всегда, мы ее не боимся. Надеюсь, что компании Ed Tech смогут развить компетенции, чтобы учить врачей или инженеров, переподготавливать их, потому что вуз не успевает выпускать столько врачей и инженеров, сколько нужно стране и региону». 

 

Александр Пилипенко (ОГУ им. И.С. Тургенева) также рассказал, что помимо конкуренции, у университетов и Ed Tech разные задачи по работе со студентами. 

 

«Ed Tech компании нацелены на работу с теми, кто хочет получить знания, а вузы работают с теми, кому надо дать знания. Наша задача из подростка сделать человека, а их задача из человека сделать более узкого специалиста».

 

 

Партнерство университетов и Ed Tech

 

Василий Аитов, начальник управления информационных технологий Московского государственного университета пищевых производств, считает, что партнерство между университетами и Ed Tech-компаниями происходит на словах, на деле — все подглядывают друг за другом. 

 

«Есть определенная конкуренция между вузами и рынком Ed Tech. На словах может быть сотрудничество, а на деле речь идет о подглядывании и подсматривании кто что делает, какие технологии используют». 

 

При этом, спикер предположил какие формы сотрудничества все-таки возможны: 

 

«Университеты могут предлагать Ed Tech компаниям свои площади, базы, лаборатории. Слушателей коммерческих компаний можно отвести на производство, например, выдать им дополнительный диплом. Сложно предположить, что будет прямое экономическое сотрудничество с Ed Tech компаниями».

 

 

Должен ли университет делать свои разработки? 

 

Эксперты обсудили, насколько университету интересно участвовать в разработке контента, методик, сервисов или проще отдать это внешним разработчикам. 

 

Наталия Молоткова (ТГТУ) отметила, что именно университет та среда, где должны развиваться технологии: 

 

«Университет — среда, которая призвана развивать технологии и доводить их до внедрения. Если вуз не делает сам, то как он может научить этому. Университету обязательно нужно быть включенным в процесс разработок и внедрения».

 

Эдуард Абанеев (ТУСУР) подчеркнул, что в разных вузах все работает по-разному, но универсальные вещи проще отдать внешним разработчикам: 

 

«Все вузы разные, деятельность ведется по-разному. Что работает в одном университете, не факт, что заработает в другом. В некоторых проектах, которые универсальны, проще отдать на сторону, сделать техническое задание и получить готовый продукт».

 

Уже 27 сентября пройдет однодневная онлайн-конференция «Компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации». Регистрация уже открыта, ждем вас.