Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 марта 2024 активны на платформе
54 615 +17
Преподавателей
591 345 +196
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Приоритет 2030: первые результаты

Дата публикации
27 октября 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
483

19 октября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Приоритет 2030: первые результаты», на которой проректоры высших учебных заведений рассказали о первом годе участия в программе «Приоритет 2030», поделились, что удалось сделать и какие дальнейшие планы. 

 

Программа «Приоритет 2030» стартовала в 2021 году. Цель программы — к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

 

Год с начала программы

 

Спустя год после старта программы «Приоритет 2030» эксперты рассказали, как оценивают программу, что удалось уже сделать. 

 

Светлана Мустафина, доктор физико-математических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе Башкирского государственного университета, рассказала, что участие в проекте позволило вузу создавать новые продукты, которые уже начали доводить до работодателя. 

 

«Участие в программе Приоритет 2030 дало возможность провести существенные мероприятия. Например, объединить некоторые междисциплинарные научные темы, в результате начали появляться новые продукты на рынке, которые мы доводим до работодателя».

 

Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета им. В.Н.Татищева, рассказал, что базовые ценности программы выполнены. 

 

«Базовые ценности, которые были прописаны авторами программы Приоритет 2030, в частности научно-техническая фокусировка университета, достигнуты. В университете были сформированы пять разноплановых приоритетных проектов». 

 

Эксперт добавил, что благодаря участию в программе в вузе смогли усилить недостающие компетенции, привлечь необходимых специалистов и дополнительные ресурсы:  

 

«Программа Приоритет 2030 стала для нас акселератором. Мы смогли усилить те компетенции, которых нам не хватало, привлекли дополнительных исследователей, провели экспертизу и аудит по всем блокам и смогли вовлечь ресурсы других федеральных проектов, которые формируют общую стратегию развития Каспийского открытого университета». 

 

Сергей Большаков, проректор по учебно-методической работе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор наук, профессор, эксперт Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ, ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ; эксперт QS World University Rankings, рассказал, что университеты начали объединяться в консорциумы, чтобы проводить совместно исследования. 

 

«Совместные исследования и проекты в рамках консорциума вузов показывают хорошие результаты. Одному университету сложно вытянуть в большую и сложную программу, взяты большие обязательства перед регионом и Министерством образования и науки».

 

Программа Приоритет 2023 — это не про деньги

 

Изначально программа «Приоритет 2030» задумывалась как поддержка региональных университетов. Эксперты поделились мнением, насколько она действительно помогает региональным вузам. 

 

Сергей Большаков (ЛГУ имени А.С.Пушкина) подчеркнул, что основная цель программы — трансформация вуза. 

 

«Программа Приоритет 2023 — это не про деньги, а про смену менталитета в системе стратегического управления вузом, идет активный переход на проектный менеджмент, в котором мы говорим о создании наукоемкого продукта, меняется стратегия маркетингового продвижения».

 

Александр Пилипенко, проректор по развитию Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, кандидат технических наук, доцент, PhD, рассказал как вуз взаимодействует с региональными программами, насколько плотное сотрудничество. 

 

«Мы встраиваемся в региональную политику, участвуем в реализации региональных проектов, входим соучредителем во все кластеры, которые созданы Правительством региона. Так мы можем оставаться на расстоянии вытянутой руки с работодателем, жителем и органами власти».

 

Изменения в учебном процессе и научной деятельности 

 

Эксперты рассказали, поменялся ли учебный процесс из-за участия в программе «Приоритет 2030» и повлияла ли программа на научную деятельность.
 

Светлана Мустафина (БашГУ) отметила, что сразу отследить изменения в учебном процессе сложно, однако регион помогает университетам, создает меры поддержки. 

 

«Сложно увидеть сразу первые результаты от изменений в образовательной политике, в учебном процессе. Мы меняемся сами, следуем требованиям и региона. Созданы меры поддержки вузов, глава региона выделил средства на гранты, субсидирование жилищных условий, субсидирование стажировок — все это создает условия для молодых преподавателей. Мы, как вуз, используем это для привлечения и удержания талантливой молодежи».

 

Сергей Большаков (ЛГУ имени А.С.Пушкина) отметил, что в научной деятельности необходимо развивать цифровые технологии и внедрять их в образовательные программы: «Все, что касается программ и проектов подчеркивается актуальность новых цифровых технологий, их имплементация в образовательные программы, то есть налицо углубление интеграции науки и образования — это очень важно».

 

Спикер добавил, что университетам необходимо совместно заниматься наукой — это приведет к развитию региона: «В рамках регион важно развитие не только образовательных программ, но и накопление научного потенциала, что возможно через интеграцию усилий университетского сообщества, поскольку для любого региона это его будущее».

 

Программа развития университета: менять или не менять? 

 

У вузов уже было две возможности поменять или дополнить программу развития университета. Александр Пилипенко (ОГУ имени И.С. Тургенева) поделился мнением необходимо ли постоянно менять программу развития. 

 

«Я считаю, что хватит менять программы развития. За год два раза была уже возможность ее поменять, многие хотят третий раз менять. Когда мы так часто меняем программу развития, она становится не стратегическим документом, а дорожной картой. То, что закладывается в программу развития является фундаментальным и не делается за один день, это достигается годами».

 

Приоритет 2030 — что дальше? 

 

В завершении спикеры рассказали, как смотрят на перспективу проекта и участие вуза в проекте. 

 

«Мы хотим ставить амбициозные цели, 2030 год — точка, к которой нужно достичь амбициозных показателей. Мы хотим выполнить эти показатели, для этого нужна государственная поддержка, региональная поддержка, понимание наших преподавателей и студентов. Мы хотим быть открытым прогрессивным университетом, в котором много молодых научных сотрудников, профессоров и докторов», — поделилась Светлана Мустафина (БашГУ). 

 

Алексей Титов (АГУ) рассчитывает, что первый год был только началом, дальше вузы будут больше открываться: 

 

«Я ожидаю, что первый год Приоритета 2030 был разогревочный. Сейчас вузы готовы к интеграционным взаимодействиям, открывать собственные двери и реализовать совместные проекты».

 

Александр Пилипенко (ОГУ имени И.С. Тургенева) рассчитывает на победу вуза в конкурсе и участие в проекте до 2030 года. 

 

«Будущее программы развития мы видим в создании кампуса и в победе в конкурсе по передовым инженерным школам. Рассчитываем, что в программе Приоритет будем участвовать до 2030 года».

 

Сергей Большаков (ЛГУ имени А.С.Пушкина) отметил, что вузы будут делать все, чтобы достичь поставленных целей: «Университеты будут делать все, что могут, чтобы отвечать вызовам и рискам накоплением социального капитала. Нам придется выполнять цели и отвечать за взятые на себя обязательства».

 

Уже 23 ноября пройдет онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия». Регистрация уже открыта.