26 октября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Приоритетные научные направления и индивидуальные научные интересы», на которой спикеры обсудили как определять приоритетные научные направления, насколько преподаватель или научный работник свободен в выборе темы для своей исследовательской деятельности.
Галина Парникова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Английская филология» Северо-Восточного федерального университета, выступила в качестве спикера дискуссии.
Как часто нужно пересматривать список научных приоритетных направлений?
«У нас достаточно большой классический университет, мы обучаем студентов по различным направлениям. С другой стороны — мы представляем северо-восток страны, и два из трех стратегических проектов в рамках Приоритета-2030 посвящены именно северу и Арктике».
«Приоритетные направления экономики — это, конечно, очень хорошо. Сегодня в принципе весь акцент внимания смещен на IT-специалистов и инженеров, но мы забываем о гуманитариях — целом широком пласте лингвистов, педагогов, социологов, философов. В целом, считаю, что именно рынок труда должен диктовать приоритетные направления и те компетенции, которые мы должны развивать у студентов, чтобы быть востребованными».
Что для вуза стратегически важнее: выделить свою нишу исследований, либо разрабатывать общие направления совместно с другими вузами?
«Каждый вуз имеет свою историю и традиции. Баланс между прошлым, настоящим и будущим должен лежать в основе. Идентичность и узнаваемость вуза служат его репутации — придут ли именно сюда студенты и преподаватели, признает ли его профессиональное сообщество. Должна быть глубокая внутренняя мотивация продвигать именно свой университет».
«Сегодня стратегический вектор университетов направлен на опережение. Это подразумевает и цифровую трансформацию процессов вуза, и кратное увеличение сетевых программ, и многое другое, что невозможно сделать в одиночку. Как федеральный вуз мы и конкурируем, и дружим с другими вузами, открыты и откликаемся на предложения о сотрудничестве».
Что нас ждет в будущем с точки зрения приоритетных направлений исследования?
«Считаю, что будущее за сотрудничеством и коллаборацией. Один в поле — не воин, каким бы вуз сильным не был, он будет еще сильнее и успешнее только в коллаборации с кем-то».
Уже 23 ноября пройдет онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия». Регистрация уже открыта.