26 октября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Приоритетные научные направления и индивидуальные научные интересы», на которой спикеры обсудили как определять приоритетные научные направления, насколько преподаватель или научный работник свободен в выборе темы для своей исследовательской деятельности.
Опытом Оренбургского государственного педагогического университета поделилась Елена Бурлуцкая, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе.
Должны ли приоритетные научные направления быть институализированы в какие-то особенные структурные подразделения?
«Мы отталкиваемся от задач, которые ставит перед нами наш непосредственный учредитель — Министерство просвещения, то есть от задач, связанных с решением проблем системы образования, прежде всего региональной. В вузе сложно зафиксировать эти задачи в рамках только одной лаборатории, одной кафедры, потому что практически все задачи требуют междисциплинарности. Поэтому важно объединять усилия и создавать межкафедральные научные исследовательские коллективы».
Насколько преподаватель или научный работник свободен в выборе темы для своей исследовательской деятельности?
«Сегодня одна из наших проблем заключается в том, что в педагогическом вузе далеко не все преподаватели — это кандидаты и доктора именно педагогических наук. Поэтому зачастую то, что хотят исследовать преподаватели в рамках индивидуальных научных интересов, не слишком интересно учредителю вуза».
«Самый гуманный способ — оставить преподавателей в покое и дать им исследовать то, что они хотят. С другой стороны, перед нами поставлены вполне определенные научные задачи, которые мы должны решать. Не очень понятно, как соединить эти научные интересы. Было бы хорошо иметь возможность в педагогических вузах все же поддерживать непедагогические научные направления при условии их результативности и признания в российском и международном научном сообществе».
Что для вуза стратегически важнее: выделить свою нишу исследований, либо разрабатывать общие направления совместно с другими вузами?
«С глобальной точки зрения выигрышной является стратегия объединения ресурсов. У каждого университета есть свое «коронное блюдо», но ресурсы каждого из нас ограничены. Если решать глобальные задачи — необходимо объединять усилия».
Что нас ждет в будущем с точки зрения приоритетных направлений исследования?
«Я думаю, что возрастающие ожидания, которые государство и общество возлагает на науку, приведут к тому, что из науки уйдут люди, которые там оказались случайно. Объем задач, который стоит перед нами, оставит в науке только тех, кто умеет этим заниматься, и кто хочет этим заниматься, и вот тогда наша наука станет очень эффективной, продуктивной и результативной».
Уже на следующей неделе, 2 ноября, пройдет онлайн-дискуссия «Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы», зарегистрироваться можно по ссылке: https://urait.ru/events/2499.