2 ноября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы», на которой проректоры высших учебных заведений обсудили проекты по внедрению в университетах искусственного интеллекта, может ли университет внедрять их в одиночку, и какие прикладные задачи решаются через чат-боты и виртуальные помощники.
Опытом Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма поделилась Павлова Аделия Вадимовна, доктор экономических наук, проф. проректор по учебной работе и цифровой трансформации.
Каковы основные тенденции и перспективы развития искусственного интеллекта в образовательной сфере?
«Основная наука у нас зиждется на физиологии и генетике, которую мы используем в интересах тренировочного процесса. Сегодня у нас формируется большая база обследуемых, как студентов, так и спортсменов, данные которых ложатся в основу дальнейших исследований. Чем больше эта база, тем больше у нас возникает потребность в ускорении этого процесса и использовании искусственного интеллекта».
«У нас был сформирован цифровой паспорт спортсмена, который с одной стороны персональный — в нем есть вся информация для тренера и врачей, с другой стороны, он обезличен и позволяет выявлять тенденции при изменении нагрузок и состояния. Вручную это анализировать становится все сложнее, поэтому потребность в использованиях алгоритмов big data и ИИ возрастает».
«Данные цифрового паспорта спортсмена абсолютно публичными быть не могут, потому что это данные о состоянии здоровья. При этом, при отборе в команду каждый спортсмен приносит данные о состоянии здоровья, входящие в паспорт, которые тренер внимательно изучает. С профессиональной точки зрения паспорт полезен».
Какие прикладные организационные задачи можно решить с помощью автоматизации?
«Есть несколько задач, которые решаются вузом с помощью автоматизации. Первая задача — у нас в год учатся порядка 200 студентов, которые являются членами сборных страны. Часть таких студентов обучаются по индивидуальному учебному плану, а соответственно возникает задача иного контроля их успеваемости. Система поддержки дистанционного образования на базе Moodle позволяет нам отслеживает выполнение заданий и освоения дисциплин в то время, когда студент находится на соревнованиях. Дистанционная образовательная среда используется и студентами, обучающимися в обычном режиме, оцифровано 100 % дисциплин, преподаваемых в вузе. Вторая задача — контроль посещаемости, мы понимаем, что живое обучение не заменить, какие бы системы поддержки дистанционного обучения не были».
Что нас ждет в зоне ближайшего развития искусственного интеллекта?
«Путь объединения, коллаборации и консорциумов — наиболее эффективный. Ни один вуз не может выступать исключительным источником компетенций и знаний, получить значимые результаты можно только совместно».
Уже 23 ноября пройдет онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия», на которой мы обсудим методики адаптивного обучения, игровые сценарии обучения, и как успешно коммуницировать с онлайн-аудиторией. Регистрация уже открыта.