Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
23 сентября 2023 активны на платформе
51 583 +94
Преподавателя
506 046 +1964
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

ChatGPT дал нам надежду: искусственный интеллект в образовании

Дата публикации
14 апреля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2117

12 апреля в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Влияние чат-ботов на образование: надежды, опасения, реальность», на которой эксперты обсудили сферы применения чат-ботов в учебных заведениях, перспективы развития нейросетей и роль систем искусственного интеллекта в профессиональной жизни преподавателя. 



Системы искусственного интеллекта буквально вчера казались выдумками из фантастических книг, а сегодня становятся неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни. По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и АНО «Национальные приоритеты» за 2021 и 2022 гг., с каждый годом все больше людей узнают о нейросетях – в 2021 году 81% россиян были знакомы с термином «Искусственный интеллект», а в 2022 – 87%

 

Доверие граждан к новым технологиях также растет. Количество положительно ответивших на вопрос о доверии выросло с 48% до 55% за год. Россиянам важно, что искусственный интеллект может заменить человека на опасных производствах, нейросеть отличается объективностью восприятия, а также может упростить жизнь во многих сферах. 

 

Сегодня, очевидно, возникает необходимость учить и разработчиков, и пользователей систем искусственного интеллекта.

Как появление новых технологий влияет на сферу образования? Выясняем с экспертами. 

 

Чат-боты – хорошая возможность снизить нагрузку специалистов

 

Эксперты рассказали, как в их учебных заведениях используются чат-боты и как это влияет на жизнь студентов и сотрудников. 

 

Директор образовательного департамента международного колледжа IThub Софья Лагутина поделилась, что в ее учебном заведении системы искусственного интеллекта помогают понимать, какие проблемы наиболее волнуют студентов: «Мы широко используем чат-боты в разных сферах. У нас есть бот по сбору и систематизации обратной связи. Мы без дополнительных усилий можем анализировать информацию, полученную от студентов, и использовать ее для оперативных изменений внутри колледжа».

 

Новые технологии – возможность находиться рядом в одногруппниками, сидя дома. Эксперт дополнила, что боты позволяют студентам даже устраивать совместные мероприятия онлайн: «Мы активно используем чат-бот, который может проводить квесты для обучающихся. У нас есть студенты на очной форме обучения, но с применением дистанционных технологий. Этот бот дает им возможность сближаться с командами, присутствовать на мероприятиях колледжа и участвовать в интерактивных играх». 

 

Заведующий лаборатории «Технологии искусственного интеллекта» технопарка универсальных педагогических компетенций Новосибирского государственного педагогического университета Борис Шрайнер рассказал о положительном опыте работы чат-бота при обработке запросов абитуриентов в период приемной комиссии: «Чат-боты – хорошая возможность снизить нагрузку специалистов, которые отвечают на типовые вопросы. Например, бот приемной комиссии показал хорошие результаты, потому что абитуриенты часто задают стандартные вопросы, и система легко с ними справлялась». 

 

Проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Фадеев отметил, что, с одной стороны, искусственный интеллект сильно упрощает жизнь сотрудникам университета – ведь он дает возможность легко провести проверку знаний студентов. А с другой – забирая типовые, рутинные задачи, нейросети ставят перед преподавателями новые вызовы: «Внедрение искусственного интеллекта уменьшит количество задач для преподавателя, но сделает их гораздо сложнее. Например, система позволяет сделать так, чтобы студенты решали тысячи уникальных задач, а затем ответы автоматически проверялись. Но вот разработать фонд задач – серьезная, комплексная задача». 

 

Эпоха эссе и рефератов уходит в прошлое

 

У каждого изобретения всегда есть «темная» сторона, и искусственный интеллект не стал исключением. Новые технологии значительно облегчают написание любой текстовой работы для студента, и усложняют оценку его компетенций. Что делать, чтобы предупредить академическое мошенничество?

 

Заведующий кафедрой прикладной информатики Новосибирского государственного университета экономики и управления Сергей Терещенко уверен, что сегодняшний качественный скачок в развитии новых технологий действительно опасен для сферы образования. Педагогу необходимо быть начеку и внимательно изучать существующие системы искусственного интеллекта: «Искусственный интеллект представляет серьезную угрозу для системы образования. Чаще всего студенты используют нейросети для написания коротких письменных работ: эссе, рефераты. Преподаватель должен знать о существующих чат-ботах, уметь ими пользоваться. Только в таком случае педагог сможет отличить сгенерированную работу от самостоятельной».

 

Александр Фадеев (ТПУ) считает, что студенты во время написания диплома должны проводить такую работу, которую нейросеть не сможет сделать за него: «В рамках написания диплома выпускник университета должен создать что-то совершенно новое. Когда необходимо провести серьезное исследование и создать проект “с нуля” – никакая система искусственного интеллекта не проделает эту работу за студента. В таком случае условный ChatGPT и другие нейросети будут просто хорошими помощниками для студента». 
 

Доцент кафедры «Системы искусственного интеллекта» Института космических информационных технологий Сибирского федерального университета Дмитрий Перфильев убежден, что под влиянием нейросетей должны меняться требования к выпускным квалификационным работам студентов: «Не нужно бояться новых технологий. Новые технологии – это всегда качественный скачок в развитии технологий и мировоззрении, дающий новые возможности повышения зрелости решений. В частности, необходим быстрый переход к новой концепции оценки качества и зрелости выпускных квалификационных работ студентов. Диплом должен стать комплектом технической документации сопровождения проекта по задачи внешнего заказчика. Работа, выполненная на профессиональном языке, существенно снизит риски возможности студента использовать чат-бот технологию и средства на сегодняшнем этапе их развития».

 

Борис Шрайнер (НГПУ) отметил, что сегодня важно уделять достаточное внимание процессу защиты дипломов – только в таком случае можно наиболее полно оценить,  какую работу проделал выпускник: «Сейчас фокус внимания должен быть смещен с текста дипломной работы на процесс защиты. Важно оценить понимание студентом своего вклада, основных понятий и базовой терминологии, касающихся темы его ВКР. По тексту часто практически невозможно определить, насколько высокая у выпускника квалификация». 

 

Многие формы письменных работ перестают быть актуальными, им на замену должны приходить другие форматы.  «В современном мире необходимо менять виды работ и методическую составляющую. Включать в программу больше практических заданий, работы над реальных продуктами и проектов в команде. Эпоха эссе и рефератов уходит в прошлое», – подчеркнула Софья Лагутина (IThub). 

 

Должен быть включен курс об искусственном интеллекте

 

Использование систем искусственного интеллекта в различных сферах имеет свои особенности и сложности. Кроме того, сегодня новые разработки появляются практически ежедневно. Как это повлияет на учебный план?

 

Сергей Терещенко (НГУЭУ) считает, что сегодня обучающиеся всех направлений должны быть ознакомлены с нейросетями, актуальными для их профессии: «Сегодня в программу практически всех специалистов должен быть включен курс, посвященный обзорам различных систем искусственного интеллекта».

 

Нейросети помогают сделать уникальный контент для различных групп студентов – их учебная программа становится интереснее и эффективнее. «Системы искусственного интеллекта помогают индивидуализировать образовательную программу. Нейросеть дает возможность написать тексты, подходящие для конкретной группы студентов в зависимости от его уровня и специализации», – поделился Борис Шрайнер (НГПУ). 

 

Дмитрий Перфильев (СФУ) подчеркнул, что сегодня студенты должны больше работать с реальными задачами и проектами, чтобы повышать уровень компетенций: «Полагаю, что все дисциплины учебного плана магистратуры должны быть ориентированы на выполнение актуальных задач муниципальных и региональных проектов. Причем задачи должны быть бесконечные, требующие постоянного решения».

 

Незаметно станет частью нашей жизни

 

Эксперты обсудили, каким видят дальнейшее развитие ситуации, связанной с искусственным интеллектом. 

 

Александр Фадеев (ТПУ) предположил, что нейросети будут совершенствоваться и их возможности будут расширяться: «В ближайшем будущем должны появиться системы, позволяющие проводить глубокий смысловой анализ рефератов и заданий с развернутым ответом. Сейчас очень не хватает сервисов, помогающих определить, правильно ли студент ведет мысль, о каких смыслах пишет и как они связаны друг с другом».

 

Дмитрий Перфильев (СФУ) считает, что следующий качественный скачок в развитии новых технологий может сделать ситуацию более опасной, поэтому все должно происходить под контролем: «Пока нейронные технологии не преодолели барьер зрелости начального школьного образования. Однако если случится возможность качественного прорыва, перехода интеллектуальной системы к самоорганизации, тут необходимо пристальное внимание».

 

Софья Лагутина (IThub) рассказала, что в ее учебном заведении планируют и дальше развивать чат-боты, потому что система облегчает жизнь и сотрудникам, и сегодняшним студентам: «Для современного студента проблематично составить правильный текст для письма так, чтобы его запрос сразу поняли и оперативно решили проблему. Чат-бот позволяет быстро определить вопрос обучающегося и перенаправить его ответственному лицу. Это значительно экономит время преподавателей и руководства колледжа. Мы стремимся к тому, чтобы решать максимум студенческих запросов именно через систему чат-бота».

 

Подводя итоги, Сергей Терещенко (НГУЭУ) подчеркнул, что все инновации быстро становятся неотъемлемой частью жизни людей: «ChatGPT дал нам надежду. Ведь в последние годы мы приостановились в освоении систем искусственного интеллекта. Человек быстро адаптируется к новым условиям – мы не заметили, как стали пользоваться мессенджерами и программами для видеосвязи, как различные онлайн-службы доставки стали нормой. Возможно, так произойдет и с искусственным интеллектом – он незаметно станет частью нашей жизни». 
 

Что интересует преподавателей?

 

«Насколько чат-бот может заменить преподавателя и нужно ли это?»

 

«Интересен вопрос использования чат-ботов для организации и контроля самостоятельной работы студентов, в каком ресурсе их использовать (Телеграм или другое)?»

 

Юрайт.Академия продолжит поднимать вопросы развития искусственного интеллекта! Присоединяйтесь к нашему обсуждению!