Показать виджеты
Скрыть виджеты
22 декабря 2024 активны на платформе
51 400 -53
Преподавателей
640 661 -1166
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

ChatGPT дал нам надежду: искусственный интеллект в образовании

Дата публикации
14 апреля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2584

12 апреля в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Влияние чат-ботов на образование: надежды, опасения, реальность», на которой эксперты обсудили сферы применения чат-ботов в учебных заведениях, перспективы развития нейросетей и роль систем искусственного интеллекта в профессиональной жизни преподавателя. 



Системы искусственного интеллекта буквально вчера казались выдумками из фантастических книг, а сегодня становятся неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни. По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и АНО «Национальные приоритеты» за 2021 и 2022 гг., с каждый годом все больше людей узнают о нейросетях – в 2021 году 81% россиян были знакомы с термином «Искусственный интеллект», а в 2022 – 87%

 

Доверие граждан к новым технологиях также растет. Количество положительно ответивших на вопрос о доверии выросло с 48% до 55% за год. Россиянам важно, что искусственный интеллект может заменить человека на опасных производствах, нейросеть отличается объективностью восприятия, а также может упростить жизнь во многих сферах. 

 

Сегодня, очевидно, возникает необходимость учить и разработчиков, и пользователей систем искусственного интеллекта.

Как появление новых технологий влияет на сферу образования? Выясняем с экспертами. 

 

Чат-боты – хорошая возможность снизить нагрузку специалистов

 

Эксперты рассказали, как в их учебных заведениях используются чат-боты и как это влияет на жизнь студентов и сотрудников. 

 

Директор образовательного департамента международного колледжа IThub Софья Лагутина поделилась, что в ее учебном заведении системы искусственного интеллекта помогают понимать, какие проблемы наиболее волнуют студентов: «Мы широко используем чат-боты в разных сферах. У нас есть бот по сбору и систематизации обратной связи. Мы без дополнительных усилий можем анализировать информацию, полученную от студентов, и использовать ее для оперативных изменений внутри колледжа».

 

Новые технологии – возможность находиться рядом в одногруппниками, сидя дома. Эксперт дополнила, что боты позволяют студентам даже устраивать совместные мероприятия онлайн: «Мы активно используем чат-бот, который может проводить квесты для обучающихся. У нас есть студенты на очной форме обучения, но с применением дистанционных технологий. Этот бот дает им возможность сближаться с командами, присутствовать на мероприятиях колледжа и участвовать в интерактивных играх». 

 

Заведующий лаборатории «Технологии искусственного интеллекта» технопарка универсальных педагогических компетенций Новосибирского государственного педагогического университета Борис Шрайнер рассказал о положительном опыте работы чат-бота при обработке запросов абитуриентов в период приемной комиссии: «Чат-боты – хорошая возможность снизить нагрузку специалистов, которые отвечают на типовые вопросы. Например, бот приемной комиссии показал хорошие результаты, потому что абитуриенты часто задают стандартные вопросы, и система легко с ними справлялась». 

 

Проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Фадеев отметил, что, с одной стороны, искусственный интеллект сильно упрощает жизнь сотрудникам университета – ведь он дает возможность легко провести проверку знаний студентов. А с другой – забирая типовые, рутинные задачи, нейросети ставят перед преподавателями новые вызовы: «Внедрение искусственного интеллекта уменьшит количество задач для преподавателя, но сделает их гораздо сложнее. Например, система позволяет сделать так, чтобы студенты решали тысячи уникальных задач, а затем ответы автоматически проверялись. Но вот разработать фонд задач – серьезная, комплексная задача». 

 

Эпоха эссе и рефератов уходит в прошлое

 

У каждого изобретения всегда есть «темная» сторона, и искусственный интеллект не стал исключением. Новые технологии значительно облегчают написание любой текстовой работы для студента, и усложняют оценку его компетенций. Что делать, чтобы предупредить академическое мошенничество?

 

Заведующий кафедрой прикладной информатики Новосибирского государственного университета экономики и управления Сергей Терещенко уверен, что сегодняшний качественный скачок в развитии новых технологий действительно опасен для сферы образования. Педагогу необходимо быть начеку и внимательно изучать существующие системы искусственного интеллекта: «Искусственный интеллект представляет серьезную угрозу для системы образования. Чаще всего студенты используют нейросети для написания коротких письменных работ: эссе, рефераты. Преподаватель должен знать о существующих чат-ботах, уметь ими пользоваться. Только в таком случае педагог сможет отличить сгенерированную работу от самостоятельной».

 

Александр Фадеев (ТПУ) считает, что студенты во время написания диплома должны проводить такую работу, которую нейросеть не сможет сделать за него: «В рамках написания диплома выпускник университета должен создать что-то совершенно новое. Когда необходимо провести серьезное исследование и создать проект “с нуля” – никакая система искусственного интеллекта не проделает эту работу за студента. В таком случае условный ChatGPT и другие нейросети будут просто хорошими помощниками для студента». 
 

Доцент кафедры «Системы искусственного интеллекта» Института космических информационных технологий Сибирского федерального университета Дмитрий Перфильев убежден, что под влиянием нейросетей должны меняться требования к выпускным квалификационным работам студентов: «Не нужно бояться новых технологий. Новые технологии – это всегда качественный скачок в развитии технологий и мировоззрении, дающий новые возможности повышения зрелости решений. В частности, необходим быстрый переход к новой концепции оценки качества и зрелости выпускных квалификационных работ студентов. Диплом должен стать комплектом технической документации сопровождения проекта по задачи внешнего заказчика. Работа, выполненная на профессиональном языке, существенно снизит риски возможности студента использовать чат-бот технологию и средства на сегодняшнем этапе их развития».

 

Борис Шрайнер (НГПУ) отметил, что сегодня важно уделять достаточное внимание процессу защиты дипломов – только в таком случае можно наиболее полно оценить,  какую работу проделал выпускник: «Сейчас фокус внимания должен быть смещен с текста дипломной работы на процесс защиты. Важно оценить понимание студентом своего вклада, основных понятий и базовой терминологии, касающихся темы его ВКР. По тексту часто практически невозможно определить, насколько высокая у выпускника квалификация». 

 

Многие формы письменных работ перестают быть актуальными, им на замену должны приходить другие форматы.  «В современном мире необходимо менять виды работ и методическую составляющую. Включать в программу больше практических заданий, работы над реальных продуктами и проектов в команде. Эпоха эссе и рефератов уходит в прошлое», – подчеркнула Софья Лагутина (IThub). 

 

Должен быть включен курс об искусственном интеллекте

 

Использование систем искусственного интеллекта в различных сферах имеет свои особенности и сложности. Кроме того, сегодня новые разработки появляются практически ежедневно. Как это повлияет на учебный план?

 

Сергей Терещенко (НГУЭУ) считает, что сегодня обучающиеся всех направлений должны быть ознакомлены с нейросетями, актуальными для их профессии: «Сегодня в программу практически всех специалистов должен быть включен курс, посвященный обзорам различных систем искусственного интеллекта».

 

Нейросети помогают сделать уникальный контент для различных групп студентов – их учебная программа становится интереснее и эффективнее. «Системы искусственного интеллекта помогают индивидуализировать образовательную программу. Нейросеть дает возможность написать тексты, подходящие для конкретной группы студентов в зависимости от его уровня и специализации», – поделился Борис Шрайнер (НГПУ). 

 

Дмитрий Перфильев (СФУ) подчеркнул, что сегодня студенты должны больше работать с реальными задачами и проектами, чтобы повышать уровень компетенций: «Полагаю, что все дисциплины учебного плана магистратуры должны быть ориентированы на выполнение актуальных задач муниципальных и региональных проектов. Причем задачи должны быть бесконечные, требующие постоянного решения».

 

Незаметно станет частью нашей жизни

 

Эксперты обсудили, каким видят дальнейшее развитие ситуации, связанной с искусственным интеллектом. 

 

Александр Фадеев (ТПУ) предположил, что нейросети будут совершенствоваться и их возможности будут расширяться: «В ближайшем будущем должны появиться системы, позволяющие проводить глубокий смысловой анализ рефератов и заданий с развернутым ответом. Сейчас очень не хватает сервисов, помогающих определить, правильно ли студент ведет мысль, о каких смыслах пишет и как они связаны друг с другом».

 

Дмитрий Перфильев (СФУ) считает, что следующий качественный скачок в развитии новых технологий может сделать ситуацию более опасной, поэтому все должно происходить под контролем: «Пока нейронные технологии не преодолели барьер зрелости начального школьного образования. Однако если случится возможность качественного прорыва, перехода интеллектуальной системы к самоорганизации, тут необходимо пристальное внимание».

 

Софья Лагутина (IThub) рассказала, что в ее учебном заведении планируют и дальше развивать чат-боты, потому что система облегчает жизнь и сотрудникам, и сегодняшним студентам: «Для современного студента проблематично составить правильный текст для письма так, чтобы его запрос сразу поняли и оперативно решили проблему. Чат-бот позволяет быстро определить вопрос обучающегося и перенаправить его ответственному лицу. Это значительно экономит время преподавателей и руководства колледжа. Мы стремимся к тому, чтобы решать максимум студенческих запросов именно через систему чат-бота».

 

Подводя итоги, Сергей Терещенко (НГУЭУ) подчеркнул, что все инновации быстро становятся неотъемлемой частью жизни людей: «ChatGPT дал нам надежду. Ведь в последние годы мы приостановились в освоении систем искусственного интеллекта. Человек быстро адаптируется к новым условиям – мы не заметили, как стали пользоваться мессенджерами и программами для видеосвязи, как различные онлайн-службы доставки стали нормой. Возможно, так произойдет и с искусственным интеллектом – он незаметно станет частью нашей жизни». 
 

Что интересует преподавателей?

 

«Насколько чат-бот может заменить преподавателя и нужно ли это?»

 

«Интересен вопрос использования чат-ботов для организации и контроля самостоятельной работы студентов, в каком ресурсе их использовать (Телеграм или другое)?»

 

Юрайт.Академия продолжит поднимать вопросы развития искусственного интеллекта! Присоединяйтесь к нашему обсуждению!