Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы

Дата публикации
09 ноября 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
821

2 ноября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы», на которой проректоры высших учебных заведений обсудили проекты по внедрению университетах искусственного интеллекта, может ли университет внедрять их в одиночку, и какие прикладные задачи решаются через чат-боты и виртуальные помощники. 

 

Искусственный интеллект в университетах 

 

В начале дискуссии спикеры обсудили каковы основные тенденции и перспективы развития искусственного интеллекта в образовательной сфере. 

 

Александр Пилипенко, проректор по развитию Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, кандидат технических наук, доцент, PhD, поделился чего не хватает в университете и как может помочь искусственный интеллект. 

 

«В моем понимании в образовании самая большая проблема — контроль состояния студентов, в том числе психологического. Мне симпатизирует идея анализа психологического состояния студента с использованием ИИ по мимике лица, сетчатки глаза. Камеры во всем вузе есть, на всех компьютерах тоже. Если бы нам подтянуть ИИ для этой задачи — это было бы разгрузило и повысило бы качество работы вузовских психологов, обеспечило анонимность, непредвзятость и своевременность помощи студенту».

 

Аделия Павлова, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе и цифровой трансформации Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, рассказала, что в университете копится большая база данных обследуемых спортсменов. Возникает потребность в искусственном интеллекте, чтобы ускорить процессы. 

 

«Основная наука у нас зиждется на физиологии и генетике, которую мы используем в интересах тренировочного процесса. Сегодня у нас формируется большая база обследуемых, как студентов, так и спортсменов, данные которых ложатся в основу дальнейших исследований. Чем больше эта база, тем больше у нас возникает потребность в ускорении этого процесса и использовании искусственного интеллекта».

 

Эксперт рассказала о внедрении цифровых паспортов спортсменов. Для их эффективной работы также необходим искусственный интеллект и алгоритмы big data.

 

«У нас был сформирован цифровой паспорт спортсмена, который с одной стороны персональный — в нем есть вся информация для тренера и врачей, с другой стороны, он обезличен и позволяет выявлять тенденции при изменении нагрузок и состояния. Вручную это анализировать становится все сложнее, поэтому потребность в использованиях алгоритмов big data и ИИ возрастает».

 

Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета им. В.Н.Татищева, поделился, что университет совместно с Астраханским медицинским университетом обследовали спортсменов, теперь система может прогнозировать болезни у спортсменов и модель реабилитации.  

 

«У нас в университете 10 лет назад появился Центр коллективного пользования «Трёхмерное исследование биомеханики движения» и за этот период в кооперации с Астраханским государственным медицинским университетом мы провели обследование всех профессиональных спортсменов по всем видам спорта и составили их профили по результативности относительно спортсмена и по наличию болезней, которые появляются из-за конкретного вида спорта. А дальше вышли в модель реабилитации спортсменов».  

 

Эксперт также поделился внедрением искусственного интеллекта в университете, и рассказал, как это восприняли студенты: «В 2018 году у нас появился Центр искусственного интеллекта для применения и внедрения инструментов искусственного интеллекта. Студенты отнеслись к этому проекту, как к распознаванию эмоций в аудитории, когда проходит лекция. Это позволяет оценить качество обучения на потоковых лекциях». 

 

Спикер также рассказал, как в вузе внедрили чат-боты и как они помогают в работе: «Мы внедрили голосовой бот для обзвонов студентов, которые учатся на коммерческой основе и забывают оплачивать обучение. Бот напомнил об этом, и студенты оплатили обучение, это эффективно. Чат-боты мы используем во время приемной кампании и для сопровождения учебного процесса».
 

Может ли университет самостоятельно внедрять ИИ?

 

Эксперты поделились мнением с кем в первую очередь университету интересно развивать и внедрять искусственный интеллект. Все единогласно отметили, что самостоятельно ИИ внедрять и развивать невозможно. 

 

«Когда мы говорим про данные, это в первую очередь про кооперацию, потому что данные формируются в разных местах и университет не всегда является носителем всех данных», — отмечает Алексей Титов (АГУ).

 

Спикер добавил, что университет сотрудничает с другими вузами через консорциум, чтобы внедрять искусственный интеллект: «Самостоятельно университет разрабатывать искусственный интеллект не может. У нас существует университетский консорциум исследователей больших данных и через эту коллаборацию наш университет стал выстраивать взаимоотношения по внедрению инструментов искусственного интеллекта в образовательное пространство». 

 

Александр Пилипенко (ОГУ имени И.С. Тургенева) поделился двумя вариантами развития информационной системы — наука и экономика. 

 

«Я вижу два варианта развития любой информационной системы: первый — научная тема — это гранты и другие проекты, субсидированные из разных бюджетов, под реальную задачу, выполняемую в научной коллаборации ученых. Второй вариант — экономическая тема — коллаборация университетов в рамках создания (заказа) единого продукта, который будет внедрен во всех вузах-партнерах, что обеспечить уменьшение стоимости разработки».

 

Будущее искусственного интеллекта в образовании 

 

Эксперты поделились, что нас ждет в зоне ближайшего развития искусственного интеллекта. 

 

Аделия Павлова (Поволжский ГУФКСиТ) отметила, что внедрять ИИ можно только в коллаборации с другими вузами: «Путь объединения, коллаборации и консорциумов — наиболее эффективный. Ни один вуз не может выступать исключительным источником компетенций и знаний, получить значимые результаты можно только совместно».

 

Александр Пилипенко (ОГУ имени И.С. Тургенева) надеется, что будет четкая система, которая будет обеспечивать коммуникацию между университетом, регионом и государтством: «У каждого вузы есть своя программа развития, у региона и страны есть программы и стратегические документы. Самое главное, что нас должно ждать — четкая система, в виде нормативно-правовых документов, обеспечивающих связывание и коммуникацию всех исполнителей этих программ развития».

 

Уже 23 ноября пройдет онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия», на которой мы обсудим методики адаптивного обучения, игровые сценарии обучения, и как успешно коммуницировать с онлайн-аудиторией. Регистрация уже открыта