Горячая линия
10 июня 2023 активны на платформе
49 785 -32
Преподавателей
473 193 -571
Студента
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы

Дата публикации
09 ноября 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
619

2 ноября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы», на которой проректоры высших учебных заведений обсудили проекты по внедрению университетах искусственного интеллекта, может ли университет внедрять их в одиночку, и какие прикладные задачи решаются через чат-боты и виртуальные помощники. 

 

Искусственный интеллект в университетах 

 

В начале дискуссии спикеры обсудили каковы основные тенденции и перспективы развития искусственного интеллекта в образовательной сфере. 

 

Александр Пилипенко, проректор по развитию Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, кандидат технических наук, доцент, PhD, поделился чего не хватает в университете и как может помочь искусственный интеллект. 

 

«В моем понимании в образовании самая большая проблема — контроль состояния студентов, в том числе психологического. Мне симпатизирует идея анализа психологического состояния студента с использованием ИИ по мимике лица, сетчатки глаза. Камеры во всем вузе есть, на всех компьютерах тоже. Если бы нам подтянуть ИИ для этой задачи — это было бы разгрузило и повысило бы качество работы вузовских психологов, обеспечило анонимность, непредвзятость и своевременность помощи студенту».

 

Аделия Павлова, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе и цифровой трансформации Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, рассказала, что в университете копится большая база данных обследуемых спортсменов. Возникает потребность в искусственном интеллекте, чтобы ускорить процессы. 

 

«Основная наука у нас зиждется на физиологии и генетике, которую мы используем в интересах тренировочного процесса. Сегодня у нас формируется большая база обследуемых, как студентов, так и спортсменов, данные которых ложатся в основу дальнейших исследований. Чем больше эта база, тем больше у нас возникает потребность в ускорении этого процесса и использовании искусственного интеллекта».

 

Эксперт рассказала о внедрении цифровых паспортов спортсменов. Для их эффективной работы также необходим искусственный интеллект и алгоритмы big data.

 

«У нас был сформирован цифровой паспорт спортсмена, который с одной стороны персональный — в нем есть вся информация для тренера и врачей, с другой стороны, он обезличен и позволяет выявлять тенденции при изменении нагрузок и состояния. Вручную это анализировать становится все сложнее, поэтому потребность в использованиях алгоритмов big data и ИИ возрастает».

 

Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета им. В.Н.Татищева, поделился, что университет совместно с Астраханским медицинским университетом обследовали спортсменов, теперь система может прогнозировать болезни у спортсменов и модель реабилитации.  

 

«У нас в университете 10 лет назад появился Центр коллективного пользования «Трёхмерное исследование биомеханики движения» и за этот период в кооперации с Астраханским государственным медицинским университетом мы провели обследование всех профессиональных спортсменов по всем видам спорта и составили их профили по результативности относительно спортсмена и по наличию болезней, которые появляются из-за конкретного вида спорта. А дальше вышли в модель реабилитации спортсменов».  

 

Эксперт также поделился внедрением искусственного интеллекта в университете, и рассказал, как это восприняли студенты: «В 2018 году у нас появился Центр искусственного интеллекта для применения и внедрения инструментов искусственного интеллекта. Студенты отнеслись к этому проекту, как к распознаванию эмоций в аудитории, когда проходит лекция. Это позволяет оценить качество обучения на потоковых лекциях». 

 

Спикер также рассказал, как в вузе внедрили чат-боты и как они помогают в работе: «Мы внедрили голосовой бот для обзвонов студентов, которые учатся на коммерческой основе и забывают оплачивать обучение. Бот напомнил об этом, и студенты оплатили обучение, это эффективно. Чат-боты мы используем во время приемной кампании и для сопровождения учебного процесса».
 

Может ли университет самостоятельно внедрять ИИ?

 

Эксперты поделились мнением с кем в первую очередь университету интересно развивать и внедрять искусственный интеллект. Все единогласно отметили, что самостоятельно ИИ внедрять и развивать невозможно. 

 

«Когда мы говорим про данные, это в первую очередь про кооперацию, потому что данные формируются в разных местах и университет не всегда является носителем всех данных», — отмечает Алексей Титов (АГУ).

 

Спикер добавил, что университет сотрудничает с другими вузами через консорциум, чтобы внедрять искусственный интеллект: «Самостоятельно университет разрабатывать искусственный интеллект не может. У нас существует университетский консорциум исследователей больших данных и через эту коллаборацию наш университет стал выстраивать взаимоотношения по внедрению инструментов искусственного интеллекта в образовательное пространство». 

 

Александр Пилипенко (ОГУ имени И.С. Тургенева) поделился двумя вариантами развития информационной системы — наука и экономика. 

 

«Я вижу два варианта развития любой информационной системы: первый — научная тема — это гранты и другие проекты, субсидированные из разных бюджетов, под реальную задачу, выполняемую в научной коллаборации ученых. Второй вариант — экономическая тема — коллаборация университетов в рамках создания (заказа) единого продукта, который будет внедрен во всех вузах-партнерах, что обеспечить уменьшение стоимости разработки».

 

Будущее искусственного интеллекта в образовании 

 

Эксперты поделились, что нас ждет в зоне ближайшего развития искусственного интеллекта. 

 

Аделия Павлова (Поволжский ГУФКСиТ) отметила, что внедрять ИИ можно только в коллаборации с другими вузами: «Путь объединения, коллаборации и консорциумов — наиболее эффективный. Ни один вуз не может выступать исключительным источником компетенций и знаний, получить значимые результаты можно только совместно».

 

Александр Пилипенко (ОГУ имени И.С. Тургенева) надеется, что будет четкая система, которая будет обеспечивать коммуникацию между университетом, регионом и государтством: «У каждого вузы есть своя программа развития, у региона и страны есть программы и стратегические документы. Самое главное, что нас должно ждать — четкая система, в виде нормативно-правовых документов, обеспечивающих связывание и коммуникацию всех исполнителей этих программ развития».

 

Уже 23 ноября пройдет онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия», на которой мы обсудим методики адаптивного обучения, игровые сценарии обучения, и как успешно коммуницировать с онлайн-аудиторией. Регистрация уже открыта

Другие новости