16 ноября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Взаимный интерес: работа университетских библиотек с преподавателями», на которой директора и заместители директоров библиотек учебных заведений обсудили, насколько часто преподаватели пользуются библиотекой, нужно ли стимулировать преподавателей и студентов пользоваться библиотечными ресурсами и каковы новые подходы комплектования библиотек под образовательные программы.
Библиотека и преподаватели
В начале дискуссии эксперты рассказали, насколько часто преподаватели пользуются библиотекой не только с профессиональной точки зрения, для подготовки РПД, например, но и как читатели.
Константин Кокарев, заведующий лабораторией академических компетенций и управления знаниями — директор Библиотеки Тюменского государственного университета, отметил, что преподаватели пользуются библиотекой так часто, как им нужно.
«Преподаватели пользуются библиотекой так часто, как им нужно, исходя из читательской и человеческой потребности, однако не стоит недооценивать регулярные требования обновлять РПД».
«Как клиент библиотеки преподаватель очень сильно похож на студента. Преподавателям также как и студентам нужны учебники, и все то, что обогащает учебный процесс. Им также нужны консультации, как работать с сервисами», — добавил спикер.
Сергей Соловьев, директор Научной библиотеки Дальневосточного федерального университета, рассказал, что как минимум раз в год библиотека и преподаватели взаимодействуют тесно:
«Как минимум раз в год сотрудничество библиотеки и преподавателей проявляется наиболее тесно: это происходит на уровне комплектования библиотеки на следующий год, потому что никто кроме как преподаватели не могут оценить, какая нужна литература».
Новые подходы комплектования библиотек
Эксперты рассказали о новых подходах к комплектованию библиотек. Вера Масалимова, директор Информационно-консультационного центра им. Р.Г. Кузеева Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, поделилась, чем руководствуется библиотека при закупке учебников.
«Комплектование библиотеки — одно из важнейших направлений нашей работы. Издания, которые мы приобретаем, должны соответствовать рабочим программам. Что касается комплектования "нулевых дисциплин", для которых нет учебников, мы пытаемся убедить преподавателей в необходимости написания учебных пособий».
Эксперт добавила, что сегодня больший упор делается на электронные ресурсы, а не бумажные учебники: «Сегодня основной упор мы делаем на электронные ресурсы, потому что площадь библиотеки сократилась и сложнее доказать необходимость закупки материальных учебников, которые необходимы для образовательного процесса».
Светлана Морозова, заместитель директора фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, рассказала о модуле книгообеспеченности, который внедрили в университете, как он помогает библиотеке и как можно отслеживать заявки на приобретение учебников.
«В 2016 году для нашей библиотеки и по нашим требованиям был разработан модуль книгообеспеченности, поскольку ни один из входящих в состав АБИС не отвечал тому, чтобы библиотекари не должны были вводить и обновлять вручную информацию об образовательной деятельности. Соответственно, в нашем модуле информация из учебно-методического управления поступает по каналам синхронизации данных, второй канал передает данные из электронного каталога, модуль является онлайновым монитором, сопоставляющим и анализирующим эти сведения по заданным алгоритмам. В обратном порядке модуль передает сведения в онлайновую систему подачи заявок на приобретение печатных и электронных изданий, в модуль формирования издательского плана в системе документооборота. И эти возможности могут быть расширены в зависимости от потребностей вуза и библиотеки».
Эксперт добавила, что библиотеке необходимо быть в постоянном тесном контакте с преподавателями: «Для того, чтобы раз в год (полгода) взаимодействовать с преподавателями по вопросу пополнения фондов печатными изданиями и электронными ресурсами, необходимо до этого взаимодействовать с ними ежедневно и ежечасно, иначе ежегодное взаимодействие не случится».
Качество и актуальность контента: кто определяет?
Эксперты поделились мнением, кто определяет качество, актуальность и применимость контента к задачам учебного процесса. Константин Кокарев (ТюмГУ) отметил, что качество должны оценивать студенты, однако они редко могут его оценить.
«Образование — это массовая услуга, у нас есть массовый потребитель. Единственный субъект, который может сказать, что хорошо или плохо — студент, который реально заинтересован в обучении. Их мало. К тому же до студентов сложно донести смысл всего процесса (особенно в начале обучения). Поэтому мы подключаем экспертные инструменты, которые есть в каждом университете — сообщества профессионалов (в случае университета преподаватели и исследователи), которые до конца понимают, что преподают, что важно в первую очередь».
Также спикер отметил, что есть дисциплины, где учебник не нужен, в этом случае сложно оценить качество и актуальность образовательных материалов:
«Есть масса дисциплин, где учебник в принципе не нужен, а необходимо работать с источниками. Здесь ответ на вопрос о качестве и актуальности образовательных материалов зависит от массы факторов: от принципов формирования групп, от потенциала студентов каждой конкретной группы, от того, какой у них настрой, какой это курс или даже семестр. Подбирать материал нужно очень точно. Надо признать, что это интересная, очень сложная по организации, творческая задача».
Библиотека — культурный центр?
Эксперты поделились мнением, должна ли библиотека выполнять роль культурного центра.
Сергей Соловьев (ДВФУ) отметил, что библиотека должна быть открыта: «Университетская академическая библиотека должна быть открыта, она должна быть порталом для любого гражданина. Потому что путь к развитию, науке и исследованию исходит из нас».
«Для преподавателей библиотека — это возможность встречаться как с горожанами, так и с коллегами из других университетов, чтобы говорить о науке и своем деле», — добавил эксперт.
Публикационная активность преподавателей
Вера Масалимова (БГПУ им. М. Акмуллы) поделилась, отслеживает ли библиотека публикационную активность преподавателей:
«Мы отслеживаем публикационную активность преподавателей. В течении года проходят различные мероприятия, конференции, круглые столы, после мероприятия преподаватели заинтересованы в размещении своих статей, приносят материалы для размещения. Кроме того, мы сами издаем сборники и передаем для размещения в РИНЦ».
Эксперт добавила, что публикационная активность включена в эффективный контракт, что дополнительно мотивирует преподавателей работать над публикациями.
«Мы формируем списки публикаций преподавателей, которые отсутствуют в наукометрических базах, затем самостоятельно добавляем их публикации. Это позволяет повысить оценку публикационной активности наших преподавателей. Разработана программа мотивации и поощрения преподавателей за публикационную активность, это прописано в эффективном контракте».
Нужно ли зазывать в библиотеку?
Нужно ли зазывать преподавателе и студентов в библиотеку, стимулировать ли пользоваться библиотечными ресурсами — рассказали эксперты дискуссии.
Константин Кокарев (ТюмГУ) считает, что если и стимулировать преподавателей пользоваться библиотекой, то с целью повышения качества преподавания: «Если мы говорим про преподавание как функцию, то стимулирование преподавателей должно быть таким, чтобы оно выливалось в повышение качества преподавания, а не работало на какую-то статистику или нормативы».
Вера Масалимова (БГПУ им. М. Акмуллы) отметила, что библиотека всегда открыта и готова помогать преподавателям и студентам: «Пространство библиотеки открыто для экспериментов. Это место встречи и место проведения различных мероприятий со студентами, мы всегда рады посетителям, мы работаем для вас и вместе с вами».
Светлана Морозова (РГПУ А.И. Герцена) рассказала, как лучше всего привлекать в библиотеку студентов: «Лучшее же информирование студентов о возможностях вузовской библиотеки — это слова преподавателя в аудитории, его задания и рекомендации, которые направят студентов к нам».
Сергей Соловьев (ДВФУ) подчеркнул, что в библиотеку не нужно зазывать, это итак очень важная структура: «Я не считаю, что нужно прям зазывать в библиотеку, очевидно, что мы крайне необходимая структура. Хотелось бы, чтобы и студенты и преподаватели понимали, что вузовская библиотека — это катализатор и ускоритель частиц, который ускоряет расстояние и время от гипотезы до научного открытия».
Уже в среду, 23 ноября, пройдет однодневная онлайн-конференция «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия». Мы обсудим методики адаптивного обучения, использование на занятиях медиаматериалов, игровые сценарии обучения и коммуникацию с онлайн-аудиторией. Регистрация еще открыта!