23 ноября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Интерактивные форматы в образовательных программах», на которой спикеры обсудили уже применяемые в образовательных программах высшего образования интерактивные форматы, а также определили перспективные направления на ближайшее будущее.
Опытом Самарского государственного социально-педагогического университета поделилась Ольга Брыксина, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Какое материально-техническое обеспечение необходимо для проведения интерактивного занятия?
«Эффективность любого уникального оборудования определяется методическим мастерством преподавателя, умением вписать его в образовательный процесс и ориентировать на те образовательные результаты, которые мы хотим получить».
«Материально-техническое обеспечение для проведения интерактивного занятия во многом определяется спецификой предметной или научной области, однозначного ответа тут нет. Для каких-то специальностей это программы моделирования, для других — виртуальные лаборатории, дополненные и виртуальные реальности, облачные технологии».
«Для меня интерактивное занятие — это перевод студента в активную позицию, его активная коммуникация с преподавателем и влияние на ход процесса обучения, то есть не линейная структура, а коррекция обучения».
«Можно использовать мел и доску, карточки, но полноценного интерактивного обучения без цифровых технологий на сегодняшний день невозможно организовать».
Как в рамках ограниченного аудиторного времени и высокой нагрузки преподавателей найти достаточное количество времени для интерактива?
«Одним из решением этого вопроса в нашем вузе мы видим использование социальных сетей. У нас есть внутривузовская соцсеть, кафедра или преподаватель создает закрытую группу со студентами и переносит дискуссию в сеть. Важно и тут говорить о мастерстве педагога — как он модерирует чат, какие вопросы задает».
«Сегодня наша задача состоит еще и в том, чтобы научить студентов работать с научной литературой. Обзор источников, подключение других участников к дискуссии. У нас разработаны критериальные листы для оценивания сетевой активности студента в процессе дискуссии».
«Мы считаем важным использование облачных технологий. Это возможность обсуждения в документе и подключение к обсуждению не только преподавателей, но и перекрестное обсуждение студентов. Это одна из интерактивных форм, на которую стоит обратить внимание».
Что будет с интерактивными занятиями в будущем?
«Надо осмыслить тот опыт, который накоплен и взять только то, что действительно полезно с точки зрения образовательных технологий, профессионального совершенствования».
Уже в следующую среду, 30 ноября, пройдет онлайн-дискуссия «Двойные компетенции: дуальная модель образования». Зарегистрироваться можно тут.