Горячая линия
31 января 2023 активны на платформе
46 004 +26
Преподавателя
437 150 +184
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Эффективный контракт преподавателя

Дата публикации
26 декабря 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1434

21 декабря прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Академическая карьера и эффективный контракт в современных университетах», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Эффективный контракт преподавателя», на которой спикеры обсудили документальное оформление эффективного контракта, выплаты и поощрения стимулирующего характера и поддержку преподавателей в выполнении контракта.

 

Эффективный контракт: что это? 

 

В начале дискуссии эксперты рассказали, что такое эффективный контракт, что вкладывается в это понятие и как его используют университеты.

 

Наталья Федотова, начальник управления образовательной деятельностью Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого отмечает, что эффективный контракт — это элемент повышения качества образования. 

 

«Система эффективного контракта — это один из важных элементов поддержания и повышения университетского качества образования. Эффективный контракт — это некое соглашение между вузом и преподавателем о том, что понимать под эффективностью деятельности преподавателя, по каким критериям выявить эту эффективность, как оценить. Это необходимый элемент системы оплаты труда преподавателя, один из аспектов повышения мотивации сотрудника».

 

Эксперт добавила, что эффективный контракт будет работать в полной мере только тогда, когда преподаватели будут понимать критерии контракта и влиять на них. 

 

«В реализации эффективного контракта важно, насколько сам преподаватель может соглашаться или не соглашаться с показателями или влиять на них». 

 

Марина Реньш, проректор по образовательной деятельности Российского государственного аграрного заочного университета поделилась мнением, что эффективный контракт направляет университет в его деятельности. 

 

«Эффективный контракт — это направляющая, это те траектории, которые обязательно связаны с ключевыми моментами программы развития университета. Эффективный контракт позволяет и университету не распыляться, не дает уйти от основного направления, и преподавателям позволяет определять для себя, что самое главное».

 

Конкурсные процедуры и эффективный контракт 

 

Эксперты обсудили, насколько эффективный контракт влияет на конкурсные процедуры. 

 

«Понятие эффективного контракта должно влиять на прохождение конкурсных процедур преподавателя, который работает в вузе», — отмечает Наталья Федотова (НовГУ). 

 

Марина Реньш (РГАЗУ) отмечает, что для разных работников университета разработан свой эффективный контракт, при этом конкурсная процедура не меняется. 

 

«Для всех работников вуза у нас существует разный эффективный контракт, потому что система KPI для каждой должности отличается — и по функционалу, и по нагрузке, и по целевым показателям. Конкурсная процедура не меняется, она соответствует законодательству РФ, все проходят конкурсные процедуры согласно локальным актам. Есть доля самостоятельности у вузов, когда мы можем добавлять в конкурсную процедуру свои ключевые моменты для оценки деятельности каждого работника». 

 

Илья Сокольщик, декан Юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, временно исполняющий обязанности ректора, кандидат юридических наук рассказал, какой срок контракта с преподавателем оптимален — краткосрочный или долгосрочный:

 

«Здесь не может быть общего подхода. Есть профессора — наиболее заслуженные, состоявшиеся ученые — которые, на мой взгляд, должны претендовать на долгосрочный контракт, порой пожизненный. Если говорить о преподавателях среднего звена и молодых, то тут все зависит от ситуации. Когда мы берем любого нового сотрудника, мы должны присмотреться к нему несмотря на то, что он прошел конкурс, здесь возможны краткосрочные трудовые договоры».


 

Стимулирующие надбавки для преподавателей 

 

Спикеры рассказали, как устроены стимулирующие выплаты преподавателям и какие есть наиболее интересные практики.

 

«Эффективный контракт преподавателя подразумевает дополнительные надбавки, в том числе, предполагать вторую часть контракта — негарантированную вузом часть оплаты труда. Вторая часть как раз часто является стимулирующей надбавкой», — рассказала Наталья Федотова (НовГУ).

 

Эксперт поделилась, как в вузе считается эффективный контракт. 

 

«Мы считаем эффективный контракт по результатам года, оцениваем каждую деятельность и достижение преподавателя по-разному. Исходя из набранных баллов мы рейтенгуем преподавателей и назначаем стимулирующие выплаты по результату года».

 

Илья Сокольщик (ГАУГН) рассказал, есть ли разница в эффективном контракте между штатным преподавателем и совместителем: 

 

«Ключевой момент, почему вузам выгоднее не так активно задействовать совместителей в эффективном контракте — это 200 %, которые необходимо достичь вузу по штатным сотрудникам. Тут вопрос в выплатах надбавок штатным сотрудникам».

 

Публикационная активность 

 

Есть мнением, что качество публикаций преподавателей значительно снижается, когда преподаватель начинает гнаться за количеством. Эксперты поделились мнением, не ведет ли система эффективного контракта к профанации. 

 

«Это вопрос к администрации вуза, как организован подсчет показателей, которые включены в эффективный контракт. Должна быть выстроена система, которая подтверждает объективность представленной информации, точность передачи этой информации и качество того, что преподаватель нам представил», — считает Наталья Федотова (НовГУ).

 

Илья Сокольщик (ГАУГН) считает, что за качество публикаций должна отвечать кафедра, и без ее санкций и проверки не должно быть публикаций: «Есть универсальный способ повышения качества — хорошая кафедральная работа, где статьи обсуждаются на кафедре, и по большому счету без санкций кафедры публикаций не должно быть».

 

Преподаватели универсалы: возможно ли такое? 

 

Эксперты обсудили ситуации, когда преподаватель перегружен и должен заниматься и образовательной, и научной и внеучебной деятельностью. 

 

Марина Реньш (РГАЗУ) отмечает, что преподаватель не может хорошо заниматься несколькими вещами. Сильные стороны нужно фиксировать в эффективном контракте: «Один преподаватель не может хорошо заниматься всем. У нас вариантная часть в университете очень избирательна. Кто-то хорошо занимается наукой — это прекрасно, пусть этим занимается. Кто-то замечательно занимается методической наукой, кто-то прекрасно занимаются профориентационной работой и набирают показатель эффективности именно в этой сфере. Тут важно выстроить систему подсчета баллов или коэффициента». 

 

«Вопрос атмосферы в вузе, конкретно на кафедре — вопрос не эффективного контракта. Можно не иметь эффективного контракта и будут хорошие показатели, а можно иметь эффективный контракт и не иметь показателей. Нужно убрать ситуацию, при которой, чтобы что-то получить преподавателю нужно заниматься всем и сразу, тогда эффективный контракт будет некой добавкой», — считает Илья Сокольщик (ГАУГН). 

 

Наталья Федотова (НовГУ) также отметила, что эффективный контракт должен учитывать конкретные сильные стороны преподавателя: «Эффективный контракт должен давать возможность учесть все грани и все направления деятельности для преподавателя. Если он силен в науке — мы должны предусмотреть этот вид деятельности».

 

Будущее эффективного контракта 

 

В завершении дискуссии эксперты поделились мнением, какие перспективы развития у эффективного контракта:

 

 «Общих подходов я не вижу, каждый вуз может устанавливать что-то свое, находясь в общей рамке. Мне кажется, что должна особо поощряться проектная деятельность», — отмечает Илья Сокольщик (ГАУГН). 

 

Марина Реньш (РГАЗУ) поделилась, что это всего инструмент, который нужен для оценки деятельности работника: 

 

«Эффективный контракт — это живой инструмент. Если сегодня идет речь о том, чтобы образование ушло из системы услуг в формат служения, то показатели должны быть пересмотрены и оценка эффективности должна быть наполнена совершенно другим содержанием. Сам инструмент оценки деятельности работника в организации имеет место быть».  


Уже в конце января стартует пятидневный онлайн-интенсив XII Зимняя школа преподавателя. За пять дней мы поговорим о цифровой компетентности, лидерстве и командной работе, научной и проектной деятельности, коммуникации и вовлеченности, развитии карьеры. Доступно три формата участия, в том числе повышение квалификации. Регистрация уже открыта!

Другие новости