23 января в рамках XII Зимней школы преподавателя прошла панельная дискуссия «Цифровая компетенция: студенты в информационном пространстве», на которой эксперты из учебных заведений обсудили уровень цифровой компетенции современных студентов и преподавателей, а также методики его повышения.
Цифровая компетентность и важность навыков работы с информацией
Цифровая компетентность и цифровые компетенции: в чем разница и как с этим работать? Эксперты рассказали о значении понятий и их важности в современном образовании.
Дмитриев Денис, кандидат педагогических наук, директор дирекции цифровой трансформации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, дал определения понятиям и объяснил, чем они отличаются:
«Компетенция — это то, что помогает нам установить взаимосвязь между знанием и ситуацией, в которой оказался обучающийся, найти некоторые процедуры и решения этой ситуации. А компетентность — это уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности и соответствующими ей качествами. Цифровая компетенция — это не просто знание цифры, но и умение использовать ее в повседневной жизни».
Эксперт считает, что цифровые технологии должны использоваться для того, чтобы приносить пользу и простоту в современную повседневность:
«Любой цифровой инструмент создается для удовлетворения потребностей нашей целевой аудитории. Мы должны воспринимать цифру как инструмент, который поможет нам сделать что-то в положительном ключе, более эффективно и т. д.».
Фадеев Александр, проректор по цифровизации Томского политехнического университета, директор инженерной школы информационных технологий и робототехники, также отмечает, что цифровые технологии в наше время невероятно важны, в том числе и для не IT-направлений:
«Сквозные цифровые технологии сейчас везде, и это именно то, что сегодня остро необходимо не-айтишникам. В этом как раз и есть удивительная востребованность IT сегодня — применение IT-решений прикладным образом к другим отраслям, и не только к техническим, но и к педагогике, социологии и другим нетехническим направлениям».
«Студентов нужно учить мыслить. Таким образом, работодатели через несколько лет получат студентов, которые умеют правильно формулировать задания, требования, описания и т. д., тем самым сократив свои расходы на их обучение. Поэтому однозначно не IT-направления нужно учить цифровой компетенции», — дополнил высказывание эксперта и Сорокин Николай, проректор по цифровому развитию и международной деятельности Тихоокеанского государственного университета, кандидат технических наук, доцент, председатель общественного совета при Министерстве информационных технологий и связи Хабаровского края.
Система оценивания цифровой компетентности — как разобраться?
С появлением новых навыков и новых дисциплин в обучении появляется и вопрос о том, как их необходимо оценивать так, чтобы это было объективно и результативно. Свои мнения на этот счет высказали эксперты.
«У нас есть конкурс “Лучший выпускник университета”. Самое сложное — оценить специалиста по его компетенциям, потому что единой линейки не существует. Я считаю, что профессиональное сообщество во главе с Министерством цифрового развития и IT-компаниями должно помогать вузам и предлагать различные методики оценки», — поделился Николай Сорокин (ТОГУ) проблемой.
Квашнин Александр, проректор по цифровизации Московского института психоанализа, поделился собственным видением того, что может служить оценкой навыков человека:
«Цифру можно сравнить с транспортной системой. Когда перед человеком стоит задача доехать из пункта А в пункт Б, он эту задачу четко осознает и знает, как с ней справиться. Hard skills человека должен оценивать не только экономический сектор, но и “жизненный”. Человек должен уметь применять знания на практике не только в работе, но и в повседневности».
«Кто будет оценивать цифровые компетенции студентов — зависит от сферы, где выпускники должны работать. Однозначно оценивать их будут люди, работающие в этой сфере. Оценивание происходит через деятельность, а не через тесты: если будущий специалист умеет общаться в команде, понимает роли и качественно выполняет свою работу, его берут для сотрудничества», — рассказал об одном из методов оценки и Александр Фадеев (ТПУ).
Навыки при поступлении и помощь вузов в адаптации
Не менее важным показателем является и «стартовый» уровень знаний и умений абитуриентов. С помощью него преподаватели могут лучше отслеживать прогресс в обучении, адаптировать студентов к новым условиям и корректировать программу.
Об уровне цифровой компетенции студентов и способах его фиксации рассказала Лагутина Софья, директор образовательного департамента (СПО) международного колледжа IThub:
«Уровень компетенции наших поступающих довольно разный, так как школы дают достаточно разные знания. Мы диагностируем путем входных тестирований для комфортного погружения в среду вместе с кураторами-ровесниками. Мы также внедряем цифровую компетенцию в гуманитарные предметы, например деловую переписку — в русский язык, а навык презентации — в литературу».
О том, что уже знают и умеют поступающие молодые люди, и о том, как помогает в адаптации вуз, рассказал и Николай Сорокин (ТОГУ):
«Каждый университет старается адаптировать студента, пришедшего на первый курс, и дать ему минимальные знания. У нас существует неделя адаптации, где студенты учатся работать с информационной средой, хотя у студентов и так достаточно высокий уровень IT-компетенций касательно использования цифровых сервисов. Первокурсники готовы адаптироваться к любой среде, и, кстати, намного быстрее, чем преподаватели».
«У нас есть адаптационный курс по работе с библиотечными ресурсами, ЭБС и т. д. Он весьма востребован, так как в школах этот навык несколько утерян. К сожалению, умение добывать информацию не только с первой ссылки в Интернете есть не у всех студентов, и приходится их этому учить. Мы видим запрос на дополнительное образование в этой сфере — правильный поиск и обработку информации», — дополнил свое высказывание эксперт.
Организация учебной коммуникации в цифровой среде
Цифровая среда значительно упрощает способы коммуникации со студентами во время формального или неформального общения. О том, как распоряжаются цифровыми технологиями в вузах, рассказали в ходе дискуссии эксперты.
Одним из способов коммуникации поделился Александр Квашнин (МИП):
«Суть в скорости решения вопроса. Первое, о чем мы должны знать, — это о “правилах игры”: нормах этики переписки и обращения. Второе — с точки зрения технических решений. Мы погружаем студентов в образовательный процесс сразу же с момента зачисления, и происходит это через групповые чаты в Telegram. У нас 80 % студентов учится с применением цифровых технологий, соответственно, все вопросы по поводу образовательного процесса организованы в пределах ЭИОС. Срочные же вопросы решаются через быстрые мессенджеры».
«Мы также считаем важным создавать чаты и для абитуриентов, так как в данной ситуации поиск “своих”, знакомства и общение очень важны для студентов и для поддержки друг друга. Мы также проводим проректорские вторники, где присутствуют около 300—500 студентов, которые задают любые интересующие их вопросы. Для нас это определенный показатель гибкости и открытости», — также дополнил эксперт.
О том, где студентам и преподавателям комфортнее поддерживать связь, рассказала и Софья Лагутина (IThub):
«Мы разделяем учебную коммуникацию на взаимодействие внутри образовательной платформы и через свободные мессенджеры. Мы также уделяем внимание удобству в общении на образовательной платформе и создаем быстрый и прозрачный интерфейс для легкой связи с преподавателями».
Будущее за цифрой: какие планы?
Цифровые технологии активно шагают вперед, а их использование лишь набирает обороты. Эксперты поделились, какие планы строят университеты на использование цифры в системе обучения.
«Мы должны научить любого человека программировать. Это стало важно, как умение говорить, читать, считать и писать. Каждый должен уметь написать ту программу, которая сможет работать в его сфере. Также мы как вуз должны понимать боли и проблемы работодателя, чтобы помогать ему эти проблемы решать и строить будущее. Поэтому мы должны погружать студентов в решение реальных проблем индустрии, а в этих решениях как раз кроется цифра», — выразил собственное мнение по этому поводу Александр Фадеев (ТПУ).
«Цифра не велосипед. Мы не можем научиться ей за раз и стать экспертом на всю жизнь. Сегодня мы можем быть этим экспертом, а завтра уже создадут новый язык программирования, новые области и задачи. Цифра — тот инструмент, который должен упрощать нам жизнь и экономить время. Желаю всем ответить на вопрос “А зачем нам нужна цифра?” и научиться использовать ее себе во благо», — рассказал Александр Квашнин (МИП).
«Цифра неоднозначна. Постоянно нужно менять течение, подходы, постоянно облегчать студентам процесс получения знаний. Очень важны связь с работодателем и бизнес-ориентирование. Мир постоянно меняется, и не получится просто замораживать стандарты, поэтому мы, конечно же, должны идти в ногу со временем», — подводя итоги конференции, заключила Софья Лагутина (IThub).
Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.