Горячая линия
01 апреля 2023 активны на платформе
48 400 +16
Преподавателей
464 246 +110
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Цифровая компетентность: студенты в информационном пространстве

Дата публикации
03 февраля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
534

23 января в рамках XII Зимней школы преподавателя прошла панельная дискуссия «Цифровая компетенция: студенты в информационном пространстве», на которой эксперты из учебных заведений обсудили уровень цифровой компетенции современных студентов и преподавателей, а также методики его повышения. 


 

Цифровая компетентность и важность навыков работы с информацией 

 

Цифровая компетентность и цифровые компетенции: в чем разница и как с этим работать? Эксперты рассказали о значении понятий и их важности в современном образовании. 

 

Дмитриев Денис, кандидат педагогических наук, директор дирекции цифровой трансформации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, дал определения понятиям и объяснил, чем они отличаются: 

 

«Компетенция — это то, что помогает нам установить взаимосвязь между знанием и ситуацией, в которой оказался обучающийся, найти некоторые процедуры и решения этой ситуации. А компетентность — это уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности и соответствующими ей качествами. Цифровая компетенция — это не просто знание цифры, но и умение использовать ее в повседневной жизни». 

 

Эксперт считает, что цифровые технологии должны использоваться для того, чтобы приносить пользу и простоту в современную повседневность: 

 

«Любой цифровой инструмент создается для удовлетворения потребностей нашей целевой аудитории. Мы должны воспринимать цифру как инструмент, который поможет нам сделать что-то в положительном ключе, более эффективно и т. д.». 

 

Фадеев Александр, проректор по цифровизации Томского политехнического университета, директор инженерной школы информационных технологий и робототехники, также отмечает, что цифровые технологии в наше время невероятно важны, в том числе и для не IT-направлений: 

 

«Сквозные цифровые технологии сейчас везде, и это именно то, что сегодня остро необходимо не-айтишникам. В этом как раз и есть удивительная востребованность IT сегодня — применение IT-решений прикладным образом к другим отраслям, и не только к техническим, но и к педагогике, социологии и другим нетехническим направлениям». 

 

«Студентов нужно учить мыслить. Таким образом, работодатели через несколько лет получат студентов, которые умеют правильно формулировать задания, требования, описания и т. д., тем самым сократив свои расходы на их обучение. Поэтому однозначно не IT-направления нужно учить цифровой компетенции», — дополнил высказывание эксперта и Сорокин Николай, проректор по цифровому развитию и международной деятельности Тихоокеанского государственного университета, кандидат технических наук, доцент, председатель общественного совета при Министерстве информационных технологий и связи Хабаровского края.


 

Система оценивания цифровой компетентности — как разобраться? 

 

С появлением новых навыков и новых дисциплин в обучении появляется и вопрос о том, как их необходимо оценивать так, чтобы это было объективно и результативно. Свои мнения на этот счет высказали эксперты. 

 

«У нас есть конкурс “Лучший выпускник университета”. Самое сложное — оценить специалиста по его компетенциям, потому что единой линейки не существует. Я считаю, что профессиональное сообщество во главе с Министерством цифрового развития и IT-компаниями должно помогать вузам и предлагать различные методики оценки», — поделился Николай Сорокин (ТОГУ) проблемой. 

 

Квашнин Александр, проректор по цифровизации Московского института психоанализа, поделился собственным видением того, что может служить оценкой навыков человека: 

 

«Цифру можно сравнить с транспортной системой. Когда перед человеком стоит задача доехать из пункта А в пункт Б, он эту задачу четко осознает и знает, как с ней справиться. Hard skills человека должен оценивать не только экономический сектор, но и “жизненный”. Человек должен уметь применять знания на практике не только в работе, но и в повседневности». 

 

«Кто будет оценивать цифровые компетенции студентов — зависит от сферы, где выпускники должны работать. Однозначно оценивать их будут люди, работающие в этой сфере. Оценивание происходит через деятельность, а не через тесты: если будущий специалист умеет общаться в команде, понимает роли и качественно выполняет свою работу, его берут для сотрудничества», — рассказал об одном из методов оценки и Александр Фадеев (ТПУ). 


 

Навыки при поступлении и помощь вузов в адаптации 

 

Не менее важным показателем является и «стартовый» уровень знаний и умений абитуриентов. С помощью него преподаватели могут лучше отслеживать прогресс в обучении, адаптировать студентов к новым условиям и корректировать программу. 

 

Об уровне цифровой компетенции студентов и способах его фиксации рассказала Лагутина Софья, директор образовательного департамента (СПО) международного колледжа IThub: 

 

«Уровень компетенции наших поступающих довольно разный, так как школы дают достаточно разные знания. Мы диагностируем путем входных тестирований для комфортного погружения в среду вместе с кураторами-ровесниками. Мы также внедряем цифровую компетенцию в гуманитарные предметы, например деловую переписку — в русский язык, а навык презентации — в литературу». 

 

О том, что уже знают и умеют поступающие молодые люди, и о том, как помогает в адаптации вуз, рассказал и Николай Сорокин (ТОГУ): 

 

«Каждый университет старается адаптировать студента, пришедшего на первый курс, и дать ему минимальные знания. У нас существует неделя адаптации, где студенты учатся работать с информационной средой, хотя у студентов и так достаточно высокий уровень IT-компетенций касательно использования цифровых сервисов. Первокурсники готовы адаптироваться к любой среде, и, кстати, намного быстрее, чем преподаватели». 

 

«У нас есть адаптационный курс по работе с библиотечными ресурсами, ЭБС и т. д. Он весьма востребован, так как в школах этот навык несколько утерян. К сожалению, умение добывать информацию не только с первой ссылки в Интернете есть не у всех студентов, и приходится их этому учить. Мы видим запрос на дополнительное образование в этой сфере — правильный поиск и обработку информации», — дополнил свое высказывание эксперт. 


 

Организация учебной коммуникации в цифровой среде

 

Цифровая среда значительно упрощает способы коммуникации со студентами во время формального или неформального общения. О том, как распоряжаются цифровыми технологиями в вузах, рассказали в ходе дискуссии эксперты. 

 

Одним из способов коммуникации поделился Александр Квашнин (МИП): 

 

«Суть в скорости решения вопроса. Первое, о чем мы должны знать, — это о “правилах игры”: нормах этики переписки и обращения. Второе — с точки зрения технических решений. Мы погружаем студентов в образовательный процесс сразу же с момента зачисления, и происходит это через групповые чаты в Telegram. У нас 80 % студентов учится с применением цифровых технологий, соответственно, все вопросы по поводу образовательного процесса организованы в пределах ЭИОС. Срочные же вопросы решаются через быстрые мессенджеры». 

 

«Мы также считаем важным создавать чаты и для абитуриентов, так как в данной ситуации поиск “своих”, знакомства и общение очень важны для студентов и для поддержки друг друга. Мы также проводим проректорские вторники, где присутствуют около 300—500 студентов, которые задают любые интересующие их вопросы. Для нас это определенный показатель гибкости и открытости», — также дополнил эксперт. 

 

О том, где студентам и преподавателям комфортнее поддерживать связь, рассказала и Софья Лагутина (IThub): 

 

«Мы разделяем учебную коммуникацию на взаимодействие внутри образовательной платформы и через свободные мессенджеры. Мы также уделяем внимание удобству в общении на образовательной платформе и создаем быстрый и прозрачный интерфейс для легкой связи с преподавателями». 


 

Будущее за цифрой: какие планы? 

 

Цифровые технологии активно шагают вперед, а их использование лишь набирает обороты. Эксперты поделились, какие планы строят университеты на использование цифры в системе обучения. 

 

«Мы должны научить любого человека программировать. Это стало важно, как умение говорить, читать, считать и писать. Каждый должен уметь написать ту программу, которая сможет работать в его сфере. Также мы как вуз должны понимать боли и проблемы работодателя, чтобы помогать ему эти проблемы решать и строить будущее. Поэтому мы должны погружать студентов в решение реальных проблем индустрии, а в этих решениях как раз кроется цифра», — выразил собственное мнение по этому поводу Александр Фадеев (ТПУ). 

 

«Цифра не велосипед. Мы не можем научиться ей за раз и стать экспертом на всю жизнь. Сегодня мы можем быть этим экспертом, а завтра уже создадут новый язык программирования, новые области и задачи. Цифра — тот инструмент, который должен упрощать нам жизнь и экономить время. Желаю всем ответить на вопрос “А зачем нам нужна цифра?” и научиться использовать ее себе во благо», —  рассказал Александр Квашнин (МИП). 

 

«Цифра неоднозначна. Постоянно нужно менять течение, подходы, постоянно облегчать студентам процесс получения знаний. Очень важны связь с работодателем и бизнес-ориентирование. Мир постоянно меняется, и не получится просто замораживать стандарты, поэтому мы, конечно же, должны идти в ногу со временем», — подводя итоги конференции, заключила Софья Лагутина (IThub). 

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта. 

 

 

Другие новости