Показать виджеты
Скрыть виджеты
22 декабря 2024 активны на платформе
51 400 -53
Преподавателей
640 661 -1166
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Двери в профессию: профориентация студентов и развитие карьеры выпускников

Дата публикации
17 февраля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
1803

С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В пятый день Школы руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии, насколько абитуриенты четко представляют профессиональные реалии при выборе образовательной программы и какую роль играет династийность при выборе профессии.

 

Представление студентов в будущей профессии 

 

Насколько абитуриенты четко представляют профессиональные реалии при выборе образовательной программы? Влияет ли на их выбор мода или давление родителей. 

 

Куняшова Светлана, директор колледжа Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева, поделилась, чем руководствуются абитуриенты при выборе будущей профессии: 

 

«Мы в течение всего года проводим дни открытых дверей, где общаемся с абитуриентами и их родителями. В течение нескольких лет наблюдаю две позиции: так хочет ребенок и так видит и хочет родитель. Ребенок не всегда представляет, куда бы он хотел поступить. Часто ребенок выбирает по красивому названию или тому, как он будет выглядеть в данной специальности». 

 

Штолер Андрей, ответственный секретарь приемной комиссии Челябинского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент, отметил, что абитуриенты крайне редко вникают в особенности программы и не читают базовые документы. 

 

«Стоит отметить, что для абитуриентов характерна сложность в ориентации в базовых документах. Общение с абитуриентами мы обычно начинаем с представления Правил приема института. И на вопрос, кто из вас дочитал название документа до конца, как правило, никогда не получаем положительного ответа. Это общая позиция, что в большинстве случаев дети даже не вникают ни в процедуру приема, ни в характеристику образовательной программы, которую они выбирают».

 

Эксперты поговорили о практике как инструменте профориентации. В этом случае важно, чтобы производственная практика начиналась рано. Так у студентов будет возможность попробоваться в профессии и понять, насколько им это интересно. 

 

Майоров Олег, декан социально-гуманитарного факультета Российского университета спорта «ГЦОЛИФК», рассказал, что на факультете есть возможность проходить практику в начале обучения. 

 

«Проблема относительно позднего начала практики на нашем факультете не стоит. С первого дня обучения студентам дается возможность прохождения внеучебной практики. Им предоставляется на выбор большое число вузовских проектов, событий и мероприятий сторонних организаций, в рамках которой они могут практиковаться. В университете большое количество спортивных команд, которым нужны "рабочие руки" — менеджеры».

 

Эксперт рассказал о том, что первокурсникам рассказывают об успешном опыте старшекурсников. Так студенты понимают ценность внеучебной практики. 

 

«Мы стараемся рассказывать первокурсникам об успешных кейсах старшекурсников, чтобы они видели, что практику нужно проходить, что это интересно, что помогает им решать собственные задачи, связанные с профориентацией, трудоустройством. Мы увеличиваем количество специалистов различных организаций, которые проводят для учащихся мастер-классы, семинары, вебинары. Они делятся ценной информацией и является потенциальными работодателями». 

 

Сафина Алина, руководитель центра карьеры и развития компетенций Альметьевский государственный нефтяной институт, рассказала об опыте вуза, в котором есть своя специфика — нефтегазодобывающая отрасль. 

 

«У нас есть своя специфика — нефтегазодобывающая отрасль. Преимуществом местоположения нашего института является то, что непосредственный наш работодатель находится рядом с нами. Все взаимодействие происходит напрямую с работодателем». 

 

Спикер также рассказала о проектах со стороны работодателя, в которых могут попробовать себя студенты. 

 

«Помимо практики, работодатель у нас проводит фестиваль проектов, в которых студенты могут напрямую участвовать и выполнять бизнес-задачи. То есть это не студенческие проекты, а реальные кейсы из бизнеса. Плюс эта работа оплачивается. Таким образом можно улучшить профориентацию и получить дополнительные навыки до прохождения практики». 

 

Династийность: насколько родители влияют на выбор студентов 

 

Эксперты обсудили, насколько династийность это хорошо, и несут ли дети ответственность перед родителями за выбор профессии. 

 

Новикова Анастасия, заместитель проректора по образовательной деятельности Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, поделилась мнением, что думает о династийности. 

 

«С одной стороны, династийность, по моему мнению, — это огромное благо в семье, когда несколько поколений занимаются одним и тем же «ремеслом». Династийность — это некая среда, в которой мы можем получить одного из лучших профессионалов той отрасли, в которой развивается  и работает многими поколениями семья». 

 

Спикер отметила, что перед детьми, которые родились в семье-династии лежит большая ответственность: 

 

«С другой стороны, на ребенке, который пришел в семью-династию, лежит большая ответственность. Нужно адекватно оценивать, нужно ли ребенку быть этим специалистом, чтобы это не было неким программированием с детства, что у растущего человека нет выбора». 

 

Куняшова Светлана (Колледж АГУ) рассказала, чем руководствуются родители, когда предлагают пойти ребенку на ту или иную специальность: 

 

«На выбор родителей влияет семейственность, родитель знает, куда пойдет его ребенок, потому что он сам работает в этой сфере. Второй момент — модная, востребованная специальность. Третий момент — наличие бюджетных мест, многие родители хотят сэкономить деньги».

 

Штолер Андрей (ЧГИК) поделился опытом творческого вуза, и рассказал, насколько часто дети идут по пути родителей: 

 

«У нас ежегодно поступает примерно 10—15 человек — детей или внуков наших выпускников. Принципиальная особенность в том, что с детей всегда больше спроса. Династии важны, они погружают ребенка в профессиональную среду».

 

Работа по специальности 

 

Где мера ответственности учебного заведения за развитие карьеры ученика? Что университет берет на себя, а где ответственность лежит на студентах? 

 

Куняшова Светлана (Колледж АГУ) поделилась мнением, на ком лежит ответственность за дальнейшее трудоустройство студента: 

 

«Ответственность совместная. Для нас важно, чтобы студент не просто пришел учиться, выпустился и получил диплом, но и нашел себя дальше в жизни. Нам важно на входе получить ориентированных детей, которые поступают туда, куда им интересно. В этом году у нас запускается проект “Осознанный выбор”, суть которого в том, чтобы школьники 7—8-х классов могли прийти к нам в колледж попробовать с нашими преподавателями и командами специальность. Мы для себя видим ответственность в профориентации». 

 

Эксперт отметила, что профориентация абитуриентов очень важна. Так есть шанс, что студенты пойдут обучаться туда, куда хотят, и не поменяют направление подготовки. 

 

«В рамках приемной комиссии мы пытаемся проговорить с каждым родителем и абитуриентом, направить их, посоветовать. Когда уже начинается обучение, тоже может быть изменение интересов. В этом случае я советую получить среднее специальное образование, а потом сменить направление в высшем образовании». 

 

Эксперты также обсудили, насколько вузу важно, чтобы студенты после университета пошли работать по специальности. 

 

Новикова Анастасия (НовГУ) отметила, что, с одной стороны, для вуза важно, чтобы студенты шли работать по профессии. С другой стороны, важно, чтобы они любили свою работу. 

 

«Если рассуждать с позиции управленца, который готовит кадры, важно, чтобы люди, которых мы готовим по специальности, выходили на свои рабочие места отрасли для которой мы их готовили. Если говорить с позиции простого человека, то только счастливые люди могут сделать что-то великое на местах , на которых работают. Я, конечно, за счастье наших выпускников и за то, чтобы они занимались тем, что приносит им удовольствие». 

 

Майоров Олег (РУС «ГЦОЛИФК») отметил, что в вузе стремятся к тому, чтобы студенты любили свою сферу и шли работать по специальности, потому что в отрасли не хватает кадров. 

 

«Решая задачи вуза, мы должны стремиться к тому, чтобы выпускать студентов, которые будут работать по специальности. В нашей индустрии не хватает специалистов. Если студенты, уже в процессе обучения ориентированы на деятельность в других сферах и потом идут работать не по специальности, то мы не выполняем государственный заказ; у студентов снижается ценность знаний, которые дают преподаватели вуза; учащиеся "выключаются" из образовательного процесса и корпоративных событий; мы теряем в их лице потенциальных рекламодателей вуза и работодателей, которые дают заказ на студентов. Я и мои коллеги стремимся к тому, чтобы люди, которые у нас учатся, были патриотами этой сферы и работали в ней». 

 

Самооценка современных студентов

 

Эксперты поделились опытом: каких случаев больше — когда у студентов завышенная самооценка и они ожидают золотые горы, или наоборот заниженная. 

 

Сафина Алина (АГНИ) отметила, что оценить самооценку студентов можно по зарплатным ожиданиям. 

 

«Есть момент, когда студент себя оценивает через ожидаемую заработную плату. Это частные, индивидуальные случаи, когда проявляется чрезмерная самооценка или, наоборот, заниженная». 

 

Штолер Андрей (ЧГИК) рассказал, что студентов творческих профессий учат находить себе проекты, которые будут их кормить. 

 

«У нас в силу специфики отрасли чрезвычайно субъективная оценка результатов творческого труда. Мы ставим себе задачу формирования предпринимательских, проектных компетенций у студентов, чтобы они не просто искали себе работодателя, но и сами инициировали проекты, которые будут их кормить».

 

Новикова Анастасия (НовГУ) рассказала, что с самооценкой у студентов нет никаких проблем: 

 

«С точки зрения самооценки у наших выпускников нет никаких проблем, они чувствуют себя прекрасно, считают, что их возьмут везде. У нас создана целая экосистема  по работе с работодателями, мы устраиваем встречи с работодателем, которые называются “Попробуй пройти интервью с работодателем”. После интервью они выходят и удивляются, что сразу им не дадут тех денег, на которые они рассчитают и для должности о которой мечтают им придется ещё многому научиться. Эта практика очень важна».

 

Мы продолжим общаться с экспертами на тему трудоустройства и карьерных ожиданий студентов. Обязательно проведем еще дискуссию и расскажем вам о современных тенденциях. 

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта: https://urait.ru/info/conference/march-2023.