Показать виджеты
Скрыть виджеты
19 ноября 2024 активны на платформе
52 497 +41
Преподавателей
645 725 +1115
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Правильно ли мы идем к цели обучения?»: эксперты о важности диагностических работ для студентов

Дата публикации
28 марта 2023
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1422

28 сентября проректоры ведущих университетов выступили на дискуссии «Диагностические работы в аккредитации», проходившей в рамках онлайн-конференции «Компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации». Эксперты поделились мнением о выстраивании и актуализации образовательных программ, контроле и проверке качества знаний и профессиональных компетенций. 

 

«Оценочные средства — это живой механизм»

 

В ходе дискуссии эксперты поделились мнением о важности и необходимости совершенствования банка оценочных средств. 

 

Начальник учебно-методического управления МИРЭА – Российского технологического университета Ольга Савка отметила, что специальные материалы для проверки компетенция и знаний дают возможность оценить, как выполняются задачи курса: «Оценочные материалы позволяют понять, правильно ли мы идем к цели обучения».

 

Руководитель центра управления учебным процессом Ставропольского государственного аграрного университета Евгений Громов подчеркнул, что формирование учебного плана напрямую связано и с разработкой оценочных средств: «Сама разработка рабочей программы подразумевает создание фонда оценочных средств».

 

Начальник учебно-методического управления Волгоградского технического университета Евгений Стегачев подытожил разговор о фонде оценочных средств и высказал свою позицию: «Оценочные средства — это живой механизм, который нужно трансформировать в попытке достичь совершенства».  

 

«В кейсах возможно отсутствие стандартных ответов»

 

Спикеры поделились видением улучшения системы оценивания. 

 

Проректор Тихоокеанского государственного медицинского университета Ирина Черная считает, что необходимо вводить задания, которые помогут комплексно оценить умения и навыки студента: «Кейсы в отличие от тестов позволяют оценить и более сложные составные элементы компетенции, если пользоваться таксономией Блума. Можно оценить и уровни анализа, синтеза и оценки».

 

Проректор по образовательной деятельности Российского государственного аграрного заочного университета Марина Реньш также сказала о важности введения кейсов в программу. По мнению эксперта, такая форма проверки дает поле для оценки многих навыков студента: «В кейсах возможно отсутствие стандартных ответов. Для оценки решения кейса рассматривается логика рассуждения, грамотность, траектория поиска ответа, владение информацией, объем профессиональных знаний». Марина Реньш отметила, что банк кейсов можно пополнять через сотрудничество с потенциальными работодателями: «Преподаватели проходят стажировки на действующих предприятиях и приносят оттуда реальный материал для разработки оценочных средств по профессиональным компетенциям, кейсов». 

 

Ольга Савка подчеркнула: для успешной реализации программы и удачной проверки знаний и компетенций необходимо учитывать несколько аспектов.  «В оценочных средствах много субъективизма, поэтому важна ответственность руководителя образовательной программы и привлечение к оценке качества представителей работодателей», – дополнила спикер.

 

«Тестирование идет постоянно»

 

В ходе дискуссии эксперты обсудили наиболее важными факторами для проверки и оценки результатов студентов после обучения по курсу. 

 

По мнению Ирины Черной, диагностика должна стать привычным делом для студентов – тогда оценка знаний будет проходить наиболее успешно: «Тестирование идет постоянно: и централизованно, и по желанию преподавателя». При этом проректор отметила, что иногда возникают проблемы во время проведения диагностики:  «Как только тестирование раз прошло, возникают риски распространения ответов среди учащихся».

 

С Ириной Черной согласна Марина Реньш – необходимо сделать постоянные проверки нормой для студента, студенты чаще будут повторять материал и освежать знания:«Оценка сформированности компетенций должна стать обычной процедурой, привычной для студента, нормой образовательного процесса». «При подготовке студентов к оценке компетенций мы актуализируем знания и освежаем материал. Это не натаскивание», – дополнила ответ спикер. 

 

Актуализировать знания важно еще и потому, что сегодня меняются требования работодателей, часто происходят изменения в сфере образования, поэтому необходимо освежать материалы.  «Образовательные программы в вузах уникальны и постоянно меняются: новые модули, требования заказчиков, наука не стоит на месте», – рассказал в своем выступлении Евгений Стегачев

 

Евгений Громов подчеркнул, что регулярные и системные проверки помогают преподавателям дополнительно мотивировать обучающихся: «Мы держим студентов в определенном тонусе, постоянно проводим срез остаточных знаний».

 

Во время проверки и оценивании компетенций студентов важно помнить о требованиях потенциального работодателя сегодняшним студентам: диагностика позволяет установить соответствие обучающегося критериям. «Работодателю важно принять сотрудника (нашего выпускника), который требует минимальной адаптации. Здесь либо работник готов к работе, либо нет», – добавила Марина Реньш

 

По словам Ольги Савка сегодня сотрудникам университетов необходимо работать совместно с методистами – в этом случае процесс обучения наиболее эффективен: «Важен индивидуальный подход в работе с преподавателями, они люди ранимые, творческие».

 

Диагностические работы – важный элемент в процессе образования, без которого сложно оценить, как образовательная программа позволяет выполнять конкретные цели и задачи. Сегодня специалисты находят все новые способы подстроиться под изменчивый мир, поэтому система требует постоянного совершенствования.