Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Нужно быть готовым к постоянной борьбе: особенности современной аспирантуры

Дата публикации
07 апреля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2384

5 апреля в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Современная аспирантура и академическая самореализация», на которой спикеры из ведущих университетов России обсудили изменения в работе диссертационных комиссий, мотивацию аспирантов и роль научного руководителя в академическом становлении.

 

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, опубликованному в ежегодном сборнике «Индикаторы образования»,  за последние годы количество аспирантов сократилось более чем на 67 тысяч человек (в 2010 году на третьей ступени образования обучались 157437 человек, а в 2021 – 90156). Во время дискуссии мы постарались разобраться, почему ситуация развивается именно так. 

 

Это инвестиция в будущее

 

В ходе дискуссии спикеры обсудили, по каким причинам молодые люди приходят в аспирантуру и какие особенности обучения есть в каждом из направлений. 

 

Заместитель начальника отделения магистратуры и аспирантуры по вопросам аспирантуры Московского городского университета Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова Ирина Гладилина высказала мнение, что сегодня молодым людям действительно важно быть частью сообщества и участвовать в поиске решений актуальных задач: «Если мы говорим о мотивации аспирантов, то многие из них искренне хотят стать частью научного сообщества, чтобы говорить на равных об очень важных проблемах. Сегодня это становится трендом. Вторая по популярности причина – желание стать преподавателями. И это тоже совершенно новая тенденция – буквально несколько лет назад обучающиеся не проявляли такой интерес к преподаванию». 

 

Многие поступают в аспирантуру не сразу после магистратуры, а только получив серьезный профессиональный и жизненный опыт. Такие диссертанты наиболее мотивированы и лучше понимают, зачем им обучение на третьей ступени. «В нашем классическом университете есть и аспиранты, и соискатели ученой степени. В СВФУ работают несколько Диссертационных советов. Все мои аспиранты – действующие преподаватели. Вообще поступают в аспирантуру, конечно, по разным причинам. Кто-то действительно хочет заниматься наукой, кто-то кроме этого понимает, что для продвижения по карьерной лестнице, роста уровня заработной платы и получения больше интересных возможностей для своего дальнейшего развития нужна ученая степень. Морально зрелые аспиранты четко решили для себя и дальше продолжить работу в стенах университета, и поэтому для них аспирантура – это вполне закономерное решение», – поделилась заведующая кафедрой «Английский язык и перевод» Северо-Восточного федерального университета Галина Парникова

 

Профессорско-преподавательский состав ценит аспирантов и всячески старается помочь им преодолеть испытание в виде написания и защиты диссертации – ведь молодые ученые потенциально могут стать неотъемлемой частью университета в будущем. «Многие из аспирантов в нашем университете – действующие пилоты. Для них это инвестиция в будущее – они задумываются о том, что со временем хотели бы заняться преподавательской деятельностью. Мы очень ценим таких аспирантов, стараемся помочь им в прохождении сложного этапа. Они – потенциальные преподаватели в нашем вузе, мы должны сами вложить в них базовые навыки и знания, взрастить их», – отметила заместитель проректора по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации им. Главного маршала авиации А. А. Новикова Татьяна Бендюкова.

 

Аспирант не может позволить себе не работать

 

Эксперты рассказали, как трансформация системы аспирантура помогает достигать лучших результатов. 

 

Начальник отдела аспирантуры Оренбургского государственного аграрного университета Елена Никонова поделилась мнением, что переход на новые требования позволяет готовить настоящих молодых ученых, способных проводить качественные исследования и писать научные труды: «Мы долгое время обучали аспирантов, а не занимались подготовкой научно-педагогических кадров. На заключительном  этапе аспирантам было достаточно сдать госэкзамен и защитить научный доклад, чтобы получить диплом. Сегодня, с переходом на Федеральные государственные требования, ситуация в корне изменилась. Для успешного окончания аспирантуры необходимо на итоговой аттестации предоставить законченную диссертацию и получить заключение организации о ее соответствии критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике”».

 

Ирина Гладилина отметила, что сегодня образовательная программа нацелена именно на то, чтобы аспирант мог посвящать как можно больше времени своему исследованию, написанию статей и выступлениям перед академическим сообществом: «Благодаря новому учебному плану мы можем уделять значительно больше внимания научно-исследовательской деятельности аспиранта, и это правильно. Сегодня у нас появилась возможность тщательно работать над научными статьями, выступать перед научным сообществом и решать многие вопросы, на которые раньше научному руководителю не хватало времени». 

 

Также коррективы в научно-исследовательскую деятельность аспиранта вносит то, что сегодня ему неизбежно приходится работать, чтобы обеспечить себя финансово. Хорошо, если профессиональная деятельность помогает диссертанту. «Сегодня аспирант не может позволить себе не работать, а просто обучаться и трудиться над своим исследованием. Аспирантская стипендия не поднималась уже более 10 лет. В наших реалиях важно учитывать, как тема исследования связана с профессиональной деятельностью аспиранта, удалось ли ему выйти на научную проблематику на базе своей основной работы. И если у него получилось, то это будет его мотивировать, откроет новые карьерные перспективы», – подчеркнула Татьяна Бендюкова

 

Между научным руководителем и аспирантом должны быть гармония

 

Спикеры подчеркнули важность научного руководителя в исследовательской деятельности и жизни аспиранта. 

 

Галина Парникова убеждена, что наставник может помочь диссертанту стать более дисциплинированным и задать его работе необходимое направление: «Научный руководитель играет заметную роль в становлении аспиранта. С большой теплотой и благодарностью вспоминаю своих научного руководителя и научного консультанта, в Якутске и Екатеринбурге. Идеально, если, как в моем случае, аспирант и научный руководитель совпадают по духу и настрою к научному поиску. Сегодня у аспиранта-преподавателя всегда большая нагрузка: он одновременно ведет занятия, занимается научной, воспитательной работой, кураторство группы и т.д. Его заработная плата во многом зависит от того, выполняет ли он показатели эффективного контракта, у многих есть семьи и т.п. В такой ситуации крайне важно правильно выстроить свой график учебы в аспирантуре и самое главное - написание самой диссертации. От организации труда зависит очень многое. И в этом ему может помочь научный руководитель».

 

Также эксперт подчеркнула, что взаимоотношения наставника и аспиранта влияют на их совместную работу и, как следствие, результат. Поэтому важно не ошибиться с выбором: «Я считаю, что аспирант всегда похож на своего научного руководителя. И это понятно. Их взаимоотношения, тесные или формальные, уровень взаимопонимания, то количество времени, которые они проводят вместе, решая научные проблемы, влияют на темп работы, мотивацию и на итоговый результат совместной работы»

 

Елена Никонова также уверена, что выбор научного руководителя для аспиранта – один из самых важных и определяющих: «Между научным руководителем и аспирантом должны быть гармония, иначе ничего не получится. Важно работать с наставником, с которым есть взаимопонимание и взаимоуважение. Именно научный руководитель зажигает в глазах аспиранта искру, которая помогает ему пройти этот сложный путь написания и защиты работы, поэтому важно не ошибиться с выбором». 

 

Аспирантура – это марафон

 

В завершении дискуссии эксперты дали советы потенциальным аспирантам, как принять принять правильное решение о продолжении образования. 

 

Ирина Гладилина отметила, что будущим диссертантам нужно заранее озаботиться выбором наставника, узнать как можно больше о потенциальном руководителе: «Потенциальному аспиранту следует уже сейчас, за полгода, подумать о выборе научного руководителя. Пока есть время – прочитать его труды, обсудить с ним возможные направления вашей научной деятельности, выяснить, совпадают ли его научные интересы и ваши желания. Аспирантура должна начинаться не первого сентября, а значительно раньше»

 

Елена Никонова подчеркнула, что важно понимать цель, с которой человек собирается поступать в аспирантуру, чтобы в будущем о не пожалеть о своем решении: «Потенциальный аспирант должен ответить себе на вопрос: “Зачем мне это нужно?”. Кроме того, решение должно быть самостоятельным – не стоит слушать советы родных и близких. Только в таком случае решение будет объективным, и аспирант не разочаруется в нем со временем». 

 

Галина Парникова поделилась мнением, что в аспирантуре многое зависит от внутренней уверенности и стойкости диссертанта, ведь за время написания диссертации случаются и победы, и поражения: «Студент-отличник, посещающий научный кружок, не всегда - идеальный кандидат для поступления в аспирантуру. Заниматься наукой вообще дано не всем. За время обучения в аспирантуре обязательно будут и взлеты, и падения. Аспирантура – это ведь марафон, редко кому удается его сократить, и к этому должны быть готовы потенциальные диссертанты уже перед поступлением. Многое на этом пути зависит от упорства, выдержки и внутренней уверенности в том, что цель будет достигнута, и защита состоится».

 

Татьяна Бендюкова подытожила и высказала позицию, что аспирант должен быть готов к постоянным испытаниям на пути к защите своего научного труда: «Всю аспирантскую подготовку обучающийся должен доказывать, есть ли у него способности к проведению исследований, может ли он найти что-то новое и главное – доказать новизну исследования академическому сообществу. Человек должен быть готов к постоянной борьбе, иначе нет смысла идти в аспирантуру». 

 

Аспирантура – крайне важный этап в жизни молодого ученого. Юрайт.Академия будет и дальше следить за судьбой третьей ступени образования и за ее трансформациями. 

 

Что волнует слушателей?

 

«В чужом Совете не принимают работы из других вузов, так как не понимают и не  согласны с другими  научными школами. Требуют все переделать, закрепить местного руководителя».

 

«Отсутствие научных школ в вузе – вот проблема…»

 

«Ученые Советы закрываются... не соответствуют уровню... Разные уровни требований... Многие не могут защититься в Москве, едут в провинцию и защита на УРА…»

 

«При сегодняшнем уровне загрузки  900 часов учебной нагрузки + все подработки + методическая работа преподавателя – писать научные диссертации нет времени, возможности и т.д.»

 

*пунктуация и орфография пользователей сохранена

 

Если вы хотите поделиться с нами своим мнением и поучаствовать в обсуждении актуальных проблем, то ждем вас на наших дискуссиях!