Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
24 апреля 2024 активны на платформе
54 245 +4
Преподавателей
589 935 +461
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Мотивация студентов к обучению: от поступления до выпуска

Дата публикации
26 августа 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1483

24 августа прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию, организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов.

В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Мотивация студентов к обучению: от поступления до выпуска», в ходе которой спикеры обсудили наиболее проблемные задачи, эффективные методики влияния на мотивацию, виды материальной и нематериальной мотивации, а также мотивацию через карьерные перспективы.

Мотивация современных студентов 

В начале дискуссии эксперты обсудили мотивированы ли современные студенты, и какие есть основные проблемы, связанные с мотивацией. 

«Современные выпускники школ мотивированы получить высшее образование. Министерство, заботясь о будущем страны, выделяется вузам большое количество контрольных цифр приема, предоставляя абитуриентам право выбора», — подчеркнул Владимир Шутенко, проректор по молодежной политике Московского государственного университета пищевых производств, кандидат экономических наук, доцент, Почетный работник сферы образования Российской Федерации.

Ольга Серова, проректор по учебной работе и международной деятельности Псковского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, считает, что мотивация студентов связана с профориентацией, которую проводят с абитуриентами накануне подачи заявления в вуз: «Мотивация студентов напрямую связана с профориентационной работой».

Ольга Пескова, проректор по молодежной политике Волгоградского государственного технического университета, подчеркнула, что нет плохих и плохо мотивированных студентов, есть плохо организованная работа в университете, который должен поддерживать студентов и помогать им реализовать свой потенциал: «Я убеждена, что нет плохих студентов, есть плохо организованная система в самом университете. Для того, чтобы наша молодежь хотела совершать какие-то действия, мы должны создать им для этого условия. Университет должен способствовать развитию качеств и умений у студентов». 

По мнению эксперта, необходимо совершенствовать систему образования, студентам не интересны сухие лекции. Так, будет подкрепляться мотивация студентов к обучению: «Сегодня студенты не готовы слушать пересказ скучных лекций. Есть информация в открытом доступе в Интернете, они умеют ее находить. Мы должны научить их анализировать эту информацию, пропускать через сито и выбирать те факты, которые им необходимы», — подчеркнула Ольга Пескова (ВолГТУ).

Можно ли оценить мотивацию? 

Обсуждая мотивацию студентов эксперты поговорили об инструментах, с помощью которых можно измерить мотивацию студентов. 

«Для нас одним из инструментов измерения и повышения мотивации является то, что университет сам должен быть нацелен на свое развитие. Когда студенты чувствуют, что университет активно развивается, она понимают свое целеполагание с точки зрения финиша образовательной траектории и трудоустройства», — рассказал Юрий Данейкин, проректор по образовательной деятельности Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. 

Также эксперт поделился, как в университете прививают студентам ответственность за обучение: «Мы стараемся воспитывать в студентах осознанность, понимание и соучастие в своем образовании. Когда студент участвует в построении своей образовательной траектории, он становится ответственным за результаты своего обучения». 

Материальная и нематериальная мотивация 

Эксперты обсудили, какие есть материальные и нематериальные способы мотивации студентов. Один из важных стимулов для студентов — возможность трудоустройства после окончания университета. 

«Трудоустройство — один из ведущих стимулов обучения для студентов. Это тот основной результат, к которому мы стремимся. Университет изменил отношение обучающихся к практической подготовке, повысил уровень ее значимости, заключив договора с ведущими профильными организациями Москвы, регионов, предоставив студентам возможность проходить полноценную производственную стажировку в реальном секторе экономики. Благодаря подобному подходу будущие специалисты, выпускники на завершающем курсе имеют полную информацию о будущем месте трудоустройства, в части не только технологических процессов, производственных циклов, но и кадрового состава, и даже уровня материального обеспечения», — рассказал Владимир Шутенко (МГУПП).

Юрий Данейкин разделил точку зрения, что трудоустройство — хороший мотиватор: «Карьерный трек — один из ключевых мотиваторов для абитуриентов, которые приходят в университет. Обучающийся может на первых курсах понять, что у него будет при выходе кроме диплома».

Также спикер рассказал о грантах, которые стимулируют студентов заниматься исследованиями: «По нашему опыту материальная мотивация одна из наиболее очевидных и действенных для студентов, для них важно иметь дополнительные источники дохода, в том числе осваивая успешно свою образовательную траекторию, проводя исследования и получая гранты».

Ольга Пескова (ВолгГТУ) рассказала о нематериальной мотивации: «У нас ежегодно проходит конкурс "Гордость политеха", ребята по 5 направлениям подают свою портфолио: наука, учеба, общество, культура и спорт. Ребята размещаются потом на стенде, фото висит год, они могут похвастаться родителям, сами себя видят. Кроме этого, они получают путевки на море. Студенты бакалавриата получают дополнительные баллы при поступлении в магистратуру. На церемонию торжественного вручения они приглашают родителей. Это все очень важно для ребят».

Кто несет ответственность за мотивацию? 

Спикеры обсудили на ком висит ответственность за мотивацию — на студенте, преподавателе или университете. 

Владимир Шутенко (МГУПП) считает, что без поддержки университета и преподавателей мотивация у студентов быстро угаснет: 

«Мы удовлетворены мотивацией наших студентов. Но если мы как университет, преподаватели, не будем стремиться к сохранению, стимулированию мотивационной составляющей обучающихся – она очень быстро угаснет». 

Ольга Серова (ПсковГУ) отметила, что администрация вуза может придумать разные способы стимуляции студентов к обучению и науке, однако, если преподаватель не будет мотивирован, — ничего не получится. «Мы что угодно можем придумать в кабинете, но конкретные действия, связанные с работой со студентами, осуществляет именно преподаватель. Если он не мотивирован, если он не интересен, если он не связан с будущей трудовой деятельностью студента — вряд ли такой преподаватель сможет реализовать любое управленческое решение».

Ольга Пескова (ВолгГТУ) считает, что должна быть создана единая экосистема, в которой будет учитываться мнение студента: «Должна появиться экосистема, которая будет мотивировать студентов. Мы пытаемся создать такую систему. Администрация вуза должна выстроить со студентами отношения в условиях гибкой системы: обязательно спрашивать у них обратную связь».

Уже 28 сентября пройдет следующая онлайн-конференция Компетентностный подход в университетах и колледжах: от теории к реализации, на которой мы снова обсудим самые актуальные вопросы образования и науки. Регистрация уже открыта.