Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Есть риск сделать из хорошей идеи формальность: проектные методики обучения в университетах

Дата публикации
01 июня 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1411

24 мая в Юрайт.Академии, в рамках II Всероссийской онлайн-конференции «Проектное обучение в университетах и колледжах — 2023», состоялась панельная дискуссия «Проектное обучение в университетах: панацея или опция?». Эксперты обсудили преимущества, недостатки и особенности проектных методик обучения. 

 

Эффективное дополнение к традиционным формам образования

 

Проектные методики обучения – современный тренд системы образования, который, с одной стороны, приносит пользу студентам, а с другой – неизменно вызывает споры в среде специалистов. В ходе дискуссии эксперты поделились, какие преимущества приносит данный формат обучения и какие опасения с ним связаны. 

 

Начальник управления образовательной деятельностью Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, директор Школы проектного обучения Наталья Федотова отметила, что включение проектов в образовательный процесс позволяет развить необходимые навыки студентов и подготовить их в успешной реализации в профессии: «Проектное обучение дает возможность подготовить специалистов с тем набором компетенций, который позволит им уверенно справляться с различными вызовами индустрии. Ведь студенты заранее могут узнать, как сфера его будущей деятельности устроена изнутри и какие тонкости надо учитывать в работе». 

 

Проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета экономики и управления, сертифицированный специалист по управлению проектами IPMA C Зинаида Родионова подчеркнула, что работа над проектами развивает гибкие навыки студентов, которые необходимы в любой сфере: «Проектная деятельность позволяет объединить два крайне важных направления в работе со студентами. Во-первых, они учатся решать задачи, которые ждут их в будущем на профессиональном поприще. Во-вторых, работа над проектами развивает у обучающихся навыки коммуникации, лидерства, критического мышления и принятия решений».

 

Практикоориентированность и сотрудничество с индустриальными партнерами – важные элементы, на которых строится проектное обучение в университетах. Все это позволяет студентам узнать многое об их сфере деятельности еще до начала работы. «Проектное обучение – это возможность не только для студентов, но и для преподавателей получить колоссальный профессиональный опыт. Вы и ваши обучающиеся получаете шанс увидеть, как строится работа внутри различных организаций отрасли, а также узнать о нюансах их профессиональной деятельности», – высказала мнение Зинаида Родионова (НГУЭУ). 

 

Однако высокая популярность проектного обучения таит свои риски, ведь не на всех направлениях данная методика одинаково эффективна. «На мой взгляд, проектное обучение – очень эффективное дополнение к традиционным формам образования. Важно, чтобы курс по проектной деятельности был продуктивным и полезным для студентов. Однако сегодня есть риск сделать из хорошей идеи формальность, ведь данную форму внедряют во все направления подготовки», – рассказал проректор по учебной работе, качеству образования, первый проректор Кубанского государственного университета Темыр Хагуров.

 

Наша задача – подготовить человека будущего

 

Проектные методики обучения требуют другого подхода преподавателей к работе. Эксперты обсудили, как педагоги справляются с такими изменениями. 

 

Руководитель управления по развитию Северо-Западного федерального округа Российского общества «Знание» Сергей Большаков отметил, что перед преподавателями сегодня стоит крайне важная задача, поэтому необходимо постоянно обучаться и соответствовать современным запросам: «Сегодня преподавателю крайне сложно адаптироваться под современные условия – педагог выполняет функцию тьютора, наставника, а это крайне непривычно. Наша задача – подготовить человека будущего, поэтому нам нужно соответствовать новым требованиям, которые к нам предъявляются».

 

Наталья Федотова (НовГУ им. Ярослава Мудрого) поделилась опытом своего учебного заведения и рассказала, как удается мотивировать преподавателей погружаться в новые методики обучения: «Ключевая наша задача – мотивировать преподавателей переходить работать в проектную логику. Это требует проработки методики, поиска индивидуального подхода к каждому студенту и прохождения специальных курсов. Именно поэтому мы оплачиваем работу таких педагогов, опираясь на почасовую нагрузку и количество обучающихся в их группах». 

 

Однако даже разнообразие нейросетей и популярность искусственного интеллекта не умаляет роль преподавателя в процессе образования. «Современные университеты рассматриваются, как технологические долины и центры создания инноваций. Сегодня большинство студенческих проектов базируются на цифровых платформах, многие из них посвящены искусственному интеллекту и его внедрению в нашу жизнь. Но даже в таком случае личный контакт с преподавателем, руководителем проекта – неотъемлемая и незаменимая часть работы над заданием», – подчеркнул Сергей Большаков (общество «Знание»).

 

Каждый обучающийся уникален

 

Современные студенты по-другому мыслят, строят планы на жизнь, а также совсем иначе вовлекаются в учебный процесс. Эксперты рассказали, какую пользу обучающимся приносят проектные методики обучения. 

 

Зинаида Родионова (НГУЭУ) убеждена, что сегодняшние студенты не настроены работать в рамках одной специальности все время, поэтому им необходим набор гибких навыков, чтобы быть востребованными в различных сферах: «Современный студент сегодня не выбирает профессию на всю жизнь – нужно быть готовым к тому, что он поменяет множество специальностей. И какой бы путь ни выбрал обучающийся после университета – универсальные навыки пригодятся ему всегда и везде. И данную тенденцию важно учитывать в процессе образования».

 

Наталья Федотова (НовГУ им. Ярослава Мудрого) подчеркнула, что важно развивать и исследовательские навыки студентов: «Мы стараемся сделать так, чтобы проектная и научная деятельность пересекались – в таком случае студенты будут успешно развиваться в обоих направлениях. Так, при проработке проекта обучающиеся должны подтвердить гипотезу, используя методики, которые напрямую связаны с наукой».

 

Сергей Большаков (общество «Знание») подчеркнул, что у каждого обучающегося есть потенциал, который необходимо раскрыть, и проектная деятельность может в этом помочь: «Каждый обучающийся уникален, у него есть свои таланты и творческие способности. Вполне вероятно, что ему нужен стимул, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Наша задача – дать человеку понимание, на что он способен, и научить мыслить в проектной парадигме».

 

Подводя итоги дискуссии, Наталья Федотова (НовГУ им. Ярослава Мудрого) дала совет образовательным организациям, как правильно подойти к внедрению проектных методик в план обучения: «Внедрение проектной деятельности – это вызов для университета. Нужно подойти к процессу, как к собственно подготовке проекта: сформулировать гипотезу, определить цели, оценить риски и ресурсы. Самое главное – понять, насколько вы готовы пересмотреть отношения внутри университета, ведь внедрение проектного обучения затронет все ключевые процессы, включая и смену акцентов в позициях студент-преподаватель».