Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 сентября 2023 активны на платформе
51 908 +101
Преподавателей
512 456 +2269
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Есть риск сделать из хорошей идеи формальность: проектные методики обучения в университетах

Дата публикации
01 июня 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1282

24 мая в Юрайт.Академии, в рамках II Всероссийской онлайн-конференции «Проектное обучение в университетах и колледжах — 2023», состоялась панельная дискуссия «Проектное обучение в университетах: панацея или опция?». Эксперты обсудили преимущества, недостатки и особенности проектных методик обучения. 

 

Эффективное дополнение к традиционным формам образования

 

Проектные методики обучения – современный тренд системы образования, который, с одной стороны, приносит пользу студентам, а с другой – неизменно вызывает споры в среде специалистов. В ходе дискуссии эксперты поделились, какие преимущества приносит данный формат обучения и какие опасения с ним связаны. 

 

Начальник управления образовательной деятельностью Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, директор Школы проектного обучения Наталья Федотова отметила, что включение проектов в образовательный процесс позволяет развить необходимые навыки студентов и подготовить их в успешной реализации в профессии: «Проектное обучение дает возможность подготовить специалистов с тем набором компетенций, который позволит им уверенно справляться с различными вызовами индустрии. Ведь студенты заранее могут узнать, как сфера его будущей деятельности устроена изнутри и какие тонкости надо учитывать в работе». 

 

Проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета экономики и управления, сертифицированный специалист по управлению проектами IPMA C Зинаида Родионова подчеркнула, что работа над проектами развивает гибкие навыки студентов, которые необходимы в любой сфере: «Проектная деятельность позволяет объединить два крайне важных направления в работе со студентами. Во-первых, они учатся решать задачи, которые ждут их в будущем на профессиональном поприще. Во-вторых, работа над проектами развивает у обучающихся навыки коммуникации, лидерства, критического мышления и принятия решений».

 

Практикоориентированность и сотрудничество с индустриальными партнерами – важные элементы, на которых строится проектное обучение в университетах. Все это позволяет студентам узнать многое об их сфере деятельности еще до начала работы. «Проектное обучение – это возможность не только для студентов, но и для преподавателей получить колоссальный профессиональный опыт. Вы и ваши обучающиеся получаете шанс увидеть, как строится работа внутри различных организаций отрасли, а также узнать о нюансах их профессиональной деятельности», – высказала мнение Зинаида Родионова (НГУЭУ). 

 

Однако высокая популярность проектного обучения таит свои риски, ведь не на всех направлениях данная методика одинаково эффективна. «На мой взгляд, проектное обучение – очень эффективное дополнение к традиционным формам образования. Важно, чтобы курс по проектной деятельности был продуктивным и полезным для студентов. Однако сегодня есть риск сделать из хорошей идеи формальность, ведь данную форму внедряют во все направления подготовки», – рассказал проректор по учебной работе, качеству образования, первый проректор Кубанского государственного университета Темыр Хагуров.

 

Наша задача – подготовить человека будущего

 

Проектные методики обучения требуют другого подхода преподавателей к работе. Эксперты обсудили, как педагоги справляются с такими изменениями. 

 

Руководитель управления по развитию Северо-Западного федерального округа Российского общества «Знание» Сергей Большаков отметил, что перед преподавателями сегодня стоит крайне важная задача, поэтому необходимо постоянно обучаться и соответствовать современным запросам: «Сегодня преподавателю крайне сложно адаптироваться под современные условия – педагог выполняет функцию тьютора, наставника, а это крайне непривычно. Наша задача – подготовить человека будущего, поэтому нам нужно соответствовать новым требованиям, которые к нам предъявляются».

 

Наталья Федотова (НовГУ им. Ярослава Мудрого) поделилась опытом своего учебного заведения и рассказала, как удается мотивировать преподавателей погружаться в новые методики обучения: «Ключевая наша задача – мотивировать преподавателей переходить работать в проектную логику. Это требует проработки методики, поиска индивидуального подхода к каждому студенту и прохождения специальных курсов. Именно поэтому мы оплачиваем работу таких педагогов, опираясь на почасовую нагрузку и количество обучающихся в их группах». 

 

Однако даже разнообразие нейросетей и популярность искусственного интеллекта не умаляет роль преподавателя в процессе образования. «Современные университеты рассматриваются, как технологические долины и центры создания инноваций. Сегодня большинство студенческих проектов базируются на цифровых платформах, многие из них посвящены искусственному интеллекту и его внедрению в нашу жизнь. Но даже в таком случае личный контакт с преподавателем, руководителем проекта – неотъемлемая и незаменимая часть работы над заданием», – подчеркнул Сергей Большаков (общество «Знание»).

 

Каждый обучающийся уникален

 

Современные студенты по-другому мыслят, строят планы на жизнь, а также совсем иначе вовлекаются в учебный процесс. Эксперты рассказали, какую пользу обучающимся приносят проектные методики обучения. 

 

Зинаида Родионова (НГУЭУ) убеждена, что сегодняшние студенты не настроены работать в рамках одной специальности все время, поэтому им необходим набор гибких навыков, чтобы быть востребованными в различных сферах: «Современный студент сегодня не выбирает профессию на всю жизнь – нужно быть готовым к тому, что он поменяет множество специальностей. И какой бы путь ни выбрал обучающийся после университета – универсальные навыки пригодятся ему всегда и везде. И данную тенденцию важно учитывать в процессе образования».

 

Наталья Федотова (НовГУ им. Ярослава Мудрого) подчеркнула, что важно развивать и исследовательские навыки студентов: «Мы стараемся сделать так, чтобы проектная и научная деятельность пересекались – в таком случае студенты будут успешно развиваться в обоих направлениях. Так, при проработке проекта обучающиеся должны подтвердить гипотезу, используя методики, которые напрямую связаны с наукой».

 

Сергей Большаков (общество «Знание») подчеркнул, что у каждого обучающегося есть потенциал, который необходимо раскрыть, и проектная деятельность может в этом помочь: «Каждый обучающийся уникален, у него есть свои таланты и творческие способности. Вполне вероятно, что ему нужен стимул, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Наша задача – дать человеку понимание, на что он способен, и научить мыслить в проектной парадигме».

 

Подводя итоги дискуссии, Наталья Федотова (НовГУ им. Ярослава Мудрого) дала совет образовательным организациям, как правильно подойти к внедрению проектных методик в план обучения: «Внедрение проектной деятельности – это вызов для университета. Нужно подойти к процессу, как к собственно подготовке проекта: сформулировать гипотезу, определить цели, оценить риски и ресурсы. Самое главное – понять, насколько вы готовы пересмотреть отношения внутри университета, ведь внедрение проектного обучения затронет все ключевые процессы, включая и смену акцентов в позициях студент-преподаватель».