30 июня в Юрайт.Академии в рамках XIII Летней школы преподавателя прошла онлайн-дискуссия «Становление студента как личности: формирование или саморазвитие?», на которой эксперты обсудили возрастные особенности становления студента, психологическую поддержку обучающихся и индивидуальные образовательные траектории. Более 1000 человек присоединились к обсуждению темы!
Гиперопека влияет на жизнь ребят и их самореализацию
Высшее образование играет серьезную роль в становлении личности студента – университетская среда помогает обучающимся осознать и развить свой потенциал, определить ценностные и нравственные ориентиры, а также стать более ответственными, целеустремленными и самостоятельными. Для успешного развития личности студентов учебному заведению необходимо основательно подходить к блоку воспитательных работ, выстраиванию коммуникации с обучающимися. В ходе дискуссии эксперты обсудили особенности становления личности студентов.
Проректор по молодежной политике и дополнительному образованию Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова Светлана Шлапакова высказала мнение, что излишняя опека со стороны взрослых может пагубно сказаться на будущем молодого человека: «На мой взгляд, студенты сегодня начинают взрослеть позже. Я связываю это с гиперопекой родителей. Например, есть обучающиеся, переехавшие в другой город, живущие в общежитии, они более самостоятельны и лучше понимают, чего хотят. А есть те, кого опекают родители до последнего курса, и это серьезно влияет на дальнейшую жизнь ребят и их социализацию и самореализацию».
Молодые люди должны понимать, что впереди их ждут не только яркие и приятные моменты, но и трудности – в таком случае они будут знать, как справляться с невзгодами. «Ошибочно преподносить молодым людям образ мира так, будто они стоят в центре такового, и все должно вращаться вокруг них. Ребята должны понимать, что в жизни приходится сталкиваться с трудностями и необходимо обзавестись определенными навыками и умениями, которые позволят ему преодолевать препятствия», – поделился позицией проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Кубанского государственного университета Николай Редькин.
Среда серьезно влияет на развитие человека
Сегодня первокурсникам помогают осваиваться кураторы или тьюторы – ребята с курсов постарше, и такой подход считается очень перспективным и эффективным. Спикеры рассказали, как устроена система студенческой взаимопомощи в их учебных заведениях.
Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С. М. Кирова) убеждена, что на социализацию и реализацию современного студента серьезно влияет качество работы тьютора группы – если куратор эффективно вовлекает первокурсника в различные виды деятельности, то его дальнейшая университетская жизнь развивается успешно: «Многое в студенческой жизни молодого человека зависит от куратора его группы. Если куратор хорошо и ответственно подходит к своим обязанностям, вовлечен в различные виды деятельности в университете и направляет первокурсников, то ребята успешно развиваются в учебном заведении, становятся волонтерами и вовлекаются в другие активности».
Руководитель управления по развитию Уральского федерального округа Российского общества «Знание» Иван Попп подчеркнул, что общение первокурсников с более опытными студентами помогает им быстрее освоиться, узнать о тонкостях жизни университета: «Среда серьезно влияет на развитие человека. И важно, чтобы молодой человек попал в хорошее студенческое сообщество, в правильно выстроенную систему наставничества в стенах университета. Дело в том, что коммуникация на равных – самая эффективная для обучающихся. Она позволяет наращивать компетенции, развивать понимание, для чего они здесь и просто наслаждаться студенчеством».
Молодой человек начинает свою социализацию и реализацию в стенах университета, еще будучи абитуриентом – на этом этапе важно помочь ему сориентироваться. «Мы активно работаем с советом обучающихся, каждое лето проводим школу тьюторов. Многие из них будут задействованы в процессе социализации абитуриентов уже сейчас – ребята из регионов обычно живут в общежитии во время вступительных испытаний, и это первый серьезный период адаптации. Активные студенты мотивируют и других ребят, показывают, насколько важно использовать любые возможности для личностного и профессионального роста», – дополнила ответ Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С. М. Кирова).
Среда высшего образования подталкивает студента к саморазвитию
Университет – место, где молодые люди проводят много времени, заводят друзей, приобретают профессиональные навыки и компетенции, именно в это время происходит поиск себя. Учебное заведение и получение образования играют в этом процессе немаловажную роль.
Николай Редькин (КубГУ) отметил, что университет сам по себе способствует совершенствованию личности молодого человека – он приобретает незаменимый опыт, который позволит ему более успешно реализовывать свой потенциал: «Образовательная среда высшего образования по определению подталкивает студента к саморазвитию – молодой человек в университете получает опыт и навыки, которые другие его сверстники, не получающие высшее образование в силу разных причин, могут приобрести значительно позже и потратить на это больше времени. Получение высшего образования должно приносить много пользы человеку в будущем».
Современным студентам важно понимать, что на занятиях они получают максимально актуальные знания, которые они могут применить на потенциальном рабочем месте: «На мой взгляд, стоит обращать больше внимания на практикоориентированность образовательных программ. Мы замечаем, что студенты охотнее воспринимают материал, который читают им преподаватели с практическим опытом в определенной сфере – ведь они могут дать им информацию, которую можно использовать здесь и сейчас», – подчеркнул Иван Попп (общество «Знание»).
Учебному заведению крайне важно, чтобы студент нашел свой путь и развивался в том направлении, которое ему наиболее интересно. «Если вдруг студент начал обучение и понял, что пошел не в том образовательном направлении, университет старается помочь обрести себя, сменить образовательную траекторию. Кроме того, студент всегда может обратиться в Центр карьеры и пройти профтестирование – ведь никогда не поздно оценить внутренний запрос», – отметил Николай Редькин (КубГУ).
Подводя итоги дискуссии, Иван Попп (общество «Знание») высказал мнение, что учебным заведениям при приеме абитуриентов необходимо обращать внимание на множество разноплановых факторов, а не только на результаты экзаменов: «Сегодня работодатель редко смотрит на цвет диплома – современному студенту при устройстве на работу важно показать свои профессиональные навыки, рассказать, в какие проекты он был вовлечен. На мой взгляд, университеты должны подходить к абитуриентам с такой же точки зрения, ведь баллы ЕГЭ отражают гораздо меньше, чем человек может на самом деле».
Юрайт.Академия продолжит обсуждать актуальные темы и проблемы образования, ждем вас на наших дискуссиях и конференциях!