Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Не книгой единой: роль библиотеки в современном университете

Дата публикации
14 июля 2023
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
5453

28 июня в Юрайт.Академии в рамках XIII Летней школы преподавателя прошла онлайн-дискуссия по теме «Цифровая библиотечная среда для преподавателей и исследователей». Более 1360 слушателей подключились к экспертному разговору о цифровизации современной университетской библиотеки. 

 

Новый диалог библиотеки и преподавателя

 

Руководитель центральной научной библиотеки имени Н.И. Железнова Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева Петр Алексеевич Берберов считает, что компетенции современной библиотеки существенно расширились и давно вышли за рамки обеспечения литературного фонда университета. «Запросы к библиотеке качественно развиваются и растут. [...] Сейчас от библиотеки требуется помимо обеспечения доступа к ресурсам и фондам быть базой для аналитики. Уже мало предоставить нужные материалы, важно уметь их первично обработать для достижения полезного результата», — утверждает эксперт. 

 

Доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных технологий управления, заслуженный работник высшей школы России и директор Научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ Галина Васильевна Ившина добавляет, что библиотека сегодня выполняет функции аналитического и научного центра: «Поменялся сам диалог библиотеки и преподавателя. [...] Пандемия очень многому научила нас. Мы работали с дистанционными технологиями, в КНИТУ-КАИ начиная с 2019 года создано более 20 массовых онлайн курсов, и библиотека в этом принимала активное участие. Более того, сегодня наши студенты благодаря преподавателям тоже участвуют в научной деятельности, поэтому существует популярный запрос на размещение научной информации в библиотеке e-library». 

 

Также директор информационно-ресурсного центра Самарского государственного технического университета Сергей Геннадьевич Новокщенов уточнил, что библиотека в университете играет важную консультационную роль и помогает сотрудникам с научными публикациями в том числе по вопросам авторского права: «Сейчас за консультациями сотрудники обращаются в наш информационно-ресурсный центр. Одно из направлений, которое мы взяли первым, было авторское право. В составе центра есть издательство, и мы просто обязаны знать авторское право и консультировать наших преподавателей по всем возникающим вопросам», —  поделился спикер. 

 

Моя цифровая библиотека

 

Директор библиотеки Московского педагогического государственного университета Ирина Вячеславовна Лиханова рассказала, что многие преподаватели и студенты предпочитают печатную литературу электронной: «Наши преподаватели, особенно те, которые ведут магистерские программы, предпочитают печатную литературу. Это связано с тем, что электронные библиотечные системы рассчитаны на общее направление, а более узкие профили, которые реализуются в магистерских программах (монографии, научная литература) находят свое отражение в печатной продукции»

 

Тем не менее директор отметила, что получение литературы в библиотеке работает в режиме онлайн: «Наше достижение заключается в том, что мы перевели работу с преподавателями по комплектованию фонда в онлайн-режим. Уже больше года внутри университета работает проект "Моя цифровая библиотека", он интегрирован в информационную среду вуза, и преподаватель может оставить заявку сразу из своего личного кабинета». Это существенно снижает нагрузку на персонал и помогает оптимизировать использование библиотечных ресурсов. 

 

В Самарском государственном техническом университете библиотека представляет крупный аналитический центр, благодаря которому подбор литературы осуществляется под запросы персонала. Сергей Новокщенов (СамГТУ) поделился: «У нас есть сервис по аналитике запрашиваемой преподавателями литературы. Все показатели анализируем и на этом этапе даем рекомендации по различным критериям в нашей базе литературы. Сейчас библиотека не только комплектует литературу, электронную или печатную, у нас есть информация по различным курсам и прочим электронным образовательным ресурсам».

 

Петр Берберов (РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева) также упомянул о необходимости коммуникации с преподавательским составом. Обратная связь от преподавателей — простой аналитический инструмент, который помогает библиотеке работать эффективнее. «Мы тесно взаимодействуем с преподавательским составом, у нас всегда работает обратная связь. Когда мы общаемся с преподавателями, даже если это какие-то служебные или рабочие моменты, я стараюсь всем своим сотрудникам напоминать, чтобы они периодически спрашивали персонал университета о качестве работы библиотеки. [...] Назовем это «опросник». При общении с преподавателем сотрудник обязан поинтересоваться, как работают библиотечные сервисы. В этот момент формируется представление, что в работе библиотеки нужно скорректировать», — отметил спикер.

 

Библиотека — консультант по развитию онлайн-курсов 

 

Галина Ившина поделилась опытом разработки онлайн-курса на базе КНИТУ-КАИ. Она рассказала, что в этом проекте большинство аналитической работы было проделано именно персоналом библиотеки: «До создания онлайн-курсов мы проанализировали опыт российских и зарубежных вузов в их создании, размещении и применении. Эта аналитика о том, какие площадки для онлайн курсов существуют в России и мире, позволила изучить требования к онлайн-курсам, обозначила необходимые компетенции, которыми должны обладать авторы курсов. Совместно с отделом электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ мы подготовили курс повышения квалификации для преподавателей о том, как сделать массовый онлайн-курс. Его прошли преподаватели КНИТУ-КАИ, некоторые из которых приняли участие в конкурсе на получение гранта на создание МООК КНИТУ-КАИ впоследствии».

 

На базе Самарского государственного технического университета совместно с библиотекой разрабатывается сервис, позволяющий преподавателям составлять авторские курсы. Сергей Новокщенов рассказал, что «цифровая платформа позволяет преподавателям составлять различные программы и разрабатывать собственные курсы. Библиотека здесь выступает как консультант, который дает информацию по всем образовательным ресурсам, которые предоставляются университетом, а кроме этого Информационно-ресурсный центр выступает как разработчик или помощник при разработке образовательных ресурсов».

 

Спикеры сошлись во мнении, что современная библиотека уже отошла от роли литературного фонда университета. Сегодня она стала ассистентом преподавателя и студента и глубоко интегрировалась в учебный процесс.