Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Огромный толчок для развития науки: почему мегагранты важны для университетов?

Дата публикации
29 декабря 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1084

1 ноября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Точки роста технологического суверенитета: мегасайенс и мегагранты». Эксперты обсудили создание научно-образовательных центров, поддержку молодых перспективных исследователей и мотивацию для участия в проекте для ведущих ученых. 

 

Точка роста для университета

 

В ходе дискуссии эксперты обсудили мегагранты – действующую программу по привлечению ведущих ученых и созданию лабораторий мирового уровня в российских вузах.

 

Директор департамента научных исследований Тихоокеанского государственного университета Евгений Мазур рассказал, какое влияние оказывает реализуемая программа на развитие высших учебных заведений: «Подобный [мегагранту] проект — это однозначно положительная история, точка роста для университета, он может и должен продуцировать широкий спектр как фундаментальных, так и прикладных направлений».

 

Проректор по научной работе и инновациям Пермского государственного национального исследовательского университета Владимир Ирха отметил, что после окончания проекта в вузе остается серьезный фундамент для дальнейшего проведения качественных исследований и работы над научными трудами: «Для университета участие в проекте такого уровня дает огромный толчок для развития научного направления. Наличие ученых мирового уровня создает особую атмосферу, которая привлекает, в первую очередь, молодых исследователей. Ученый мирового уровня, как правило, оставляет после себя целую научную школу или новое научное направление». 

 

Проректор по науке и инновациям Северо-Восточного федерального университета Евгений Соловьев поделился мнением, какие положительные эффекты получает вуз от реализации подобных проектов: «Мегагрант — это достаточно мощный инструмент для развития университетов. Повышается качество исследований, идет колоссальный вал серьезных публикаций Q1-Q2, усиливается международное сотрудничество. И самое классное — подобный проект начинает инициировать другие проекты, потому что образуется мощный задел, появляются молодые кандидаты наук. У нас в СВФУ реализованы два мегапроекта – по многомасштабным моделям пониженного порядка и по Лингвистической экологии Арктики».

 

Владимир Ирха (ПГНИУ) высказал позицию, каковы на самом деле приоритетные цели и задачи реализуемой программы: «Мегагранты — это не столько вопрос финансирования, там на самом деле не очень большая сумма. Самое главное – это создание новой научной школы, которая останется внутри университета после того, как мегагрант закончится». Также эксперт рассказал об особенностях реализации проекта: «Мегагрант вовлекает разные организации для выполнения междисциплинарных проектов. Название обязывает — мегагрант не выполняется в одиночку, это консолидированные усилия».

 

Руководитель экспертизы проектов Акселератора Спринт Фонда развития интернет-инициатив, заведующая кафедрой Экономики инновационного производства КНИТУ-КАИ, член редколлегии журналов Emerging Markets Case Studies Анна Свирина подчеркнула, что главное преимущество участия в программе заключается в объединении усилий разных исследователей: «Мы почему-то думаем, что придет кто-то со стороны и научит нас работать. А на самом деле основной плюс состоит в синергии. Попробовать собрать две части пазла, которые будут друг другу соответствовать».

 

Мер поддержки молодежи в науке не будет достаточно никогда

 

Спикеры также обсудили меры поддержки и привлечения молодых ученых в рамках проекта. 

 

Евгений Мазур (ТОГУ) убежден, что  грантовая поддержка повышает уровень ответственности ученого, а также дополнительно его дисциплинирует: «Мер поддержки молодежи в науке не будет достаточно никогда. Мое мнение, что гранты для молодых ученых можно было бы сделать более массовой историей при снижении объемов финансирования каждого гранта. Грант — это не только возможность, но и ответственность, обязательство молодого ученого следовать плану, который он сам составил, выдерживать заявленные показатели публикационной активности». 

 

Финансирование в привлечение ученых и оснащение учебного заведения современным оборудованием положительно влияет на развитие университета в целом.  «Для качественного выполнения исследований нужна концентрация кадров и научной инфраструктуры. Здесь наиболее оправданы затраты на привлечение молодых специалистов, создание лабораторий, приобретение уникального оборудования под запрос ученого мирового уровня, что на долгую перспективу станет драйвером развития университета и может приводить к качественным изменениям научных результатов, например, происходит взрывной рост публикационной активности в высокорейтинговых журналах среди аспирантов и молодых ученых», – отметил Владимир Ирха (ПГНИУ).

 

Участие в грантовых конкурсах позволяет исследователям не только получить дополнительную материальную поддержку, но и более детально продумать свою научную работу. «Любая заявка на конкурс позволяет ученым пересмотреть свой подход к исследованию, взглянуть на него по-новому, структурировать свои возможности и скорректировать направление научного движения», – подчеркнул Евгений Мазур (ТОГУ). 

 

Самоизолироваться от мировой науки бессмысленно 

 

Современные реалии нередко усложняют процесс коммуникации ученых с международными коллегами. Мы обсудили с экспертами, как у них обстоят дела с сотрудничеством. 

 

Анна Свирина (КНИТУ-КАИ) отметила, что научная сфера не первый раз сталкивается с подобными трудностями, но их всегда удавалось преодолеть: «Высшее образование пережило и инквизицию, и мировые войны. Если даже тогда ученые разных стран умудрялись продолжать сотрудничать, то сейчас ситуация точно не самая худшая». 

 

Сложившаяся ситуация не так часто влияют на взаимодействие ученых по всему миру. «Мы в своей практике зарубежных публикаций сталкиваемся с разными ситуациями: где-то отказывают по национальному признаку, в основном статьи успешно публикуются, иногда редакция журнала удаляет аффилиацию с вузом. Но не могу сказать, что это стало большой проблемой, такие сложности – единичны», – подчеркнул Евгений Мазур (ТОГУ). 

 

Анна Свирина (КНИТУ-КАИ) предложила вариант сотрудничества, который ей представляется наиболее эффективным и продуктивным: «Касательно коммуникации в команде — нужен гибрид, как в образовании. Если мы идем по технологии и графику, достаточно взаимодействия с иностранными коллегами онлайн. Но если возникает проблема — нужно физическое присутствие, чтобы понять ее причины. Дальше наметили план, разъехались, делаем, вновь уткнулись в проблему — вернулись и обсудили»

 

Евгений Мазур (ТОГУ) рассказал о возможных последствиях, к которым может привести изоляция в научной сфере: «Самоизолироваться от мировой науки бессмысленно, пострадают и результаты, и уровень исследований. Да и мировой науке невозможно дистанцироваться от России с ее высоким научным потенциалом». 

 

Мы ожидаем значимых результатов

 

Подводя итоги дискуссии, спикеры поделились планами и рассказали, какие направления научной мысли будут развиваться в их вузах в дальнейшем. 

 

Евгений Соловьев (СВФУ): «В рамках “Приоритета-2030” у нас есть стратегические проекты, и основные прорывы мы ожидаем именно здесь — по арктическим технологиям и новым материалам, генетическим исследованиям, а также в области гуманитарных наук. Также в этом году мы сильно вложились в графеновые нанотехнологии. Здесь мы ожидаем значимых результатов».

 

Владимир Ирха (ПГНИУ): «В нашем университете мы видим перспективы в развитии экологических исследований, связанных новыми эффективными технологиями в области техносферной безопасности, также стремимся развивать социально-гуманитарный блок — в том числе в области социокогнитивной инженерии, для решения междисциплинарных задач на стыке цифровой гуманитаристики, искусственного интеллекта, биотехнологий и медицины».

 

Анна Свирина (КНИТУ-КАИ): «Самое интересное, что может делать наш университет, — это малая авиация, стратегически значимая в нашей огромной стране. Нужны двигатели, авионика и все остальное». 

 

Евгений Мазур (ТОГУ): «Наши перспективные направления — это науки о материалах, вопросы устойчивого природопользования и лесопользования, воспроизводства лесных ресурсов, создание современных лекарств и таргетированных средств доставки, биоинженерия. Интересен пласт социогуманитарных исследований». 

 

Юрайт.Академия продолжит следить за развитием научной деятельности в университетах. Мы обязательно обсудим ключевые вопросы и проблемы во время XIV Зимней школы преподавателя «Личностно-ориентированное цифровое образование», которая пройдет с 22 по 26 января. Регистрируйтесь по ссылке.