4 октября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Птенцы гнезда: взаимодействие с выпускниками после окончания». Эксперты обсудили трудоустройство выпускников, коммуникацию с молодыми людьми после окончания университета и приверженность бывших студентов учебному заведению.
Важно заострить внимание на качественном трудоустройстве
Одна из основных целей образования – подготовка студентов к успешному трудоустройству и построению карьеры. Переход от учебы к работе крайне важен, ведь именно тогда обучающиеся могут применить полученные знания на практике. Эксперты обсудили, какие факторы важны для университетов и студентов с точки зрения трудоустройства.
Руководитель Студенческого центра Рублево, заведующий первого в России психологического бизнес-инкубатора Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Филатов отметил, что для бывшего студента есть несколько основных факторов, которые указывают ему на высокий уровень полученного образования: «Выпускник оценивает качество образования по двум основным критериям: возможность устройства на работу и скорость адаптации. Кроме того, если молодой человек понимает, что процесс адаптации прошел быстрее, чем за полгода, то ему удалось в университете развить и метапрофессиональные компетенции».
Руководитель управления по развитию Северо-Западного федерального округа российского общества «Знание» Сергей Большаков подчеркнул, что сегодня важно обращать внимание не только на уровень трудоустройства, но и на многие другие факторы: «Сегодня важно отслеживать уровень лояльности и приверженности выпускников ценностям, академическим знаниям и фундаментальным навыкам, которые привил университет за время обучения. В современном мире эти показатели играют гораздо более важную роль, чем просто трудоустройство».
Руководитель Центра по организации временной занятости обучающихся Департамента по молодежной политике Казанского федерального университета Наиль Вяльшин рассказал, какие способы использует учебное заведения в целях улучшения показателей трудоустройства: «Сегодня важно заострить внимание на качественном трудоустройстве. С этой целью мы используем различные социальные сети для трансляции карьерной информации, вакансий и полезных для выпускников мероприятий. Кроме того, мы продвигаем среди бывших студентов идею о формировании профессиональных сообществ, в рамках которых молодые люди могут принести пользу друг другу».
Сергей Большаков (общество «Знание») рассказал, что сегодня обучающиеся при выборе учебного заведения обращают внимание на большее количество факторов, чем раньше: «Современному студенту очень важна репутационная составляющая, когда речь идет об университете. Обучающийся не просто проходит образовательную программу, он проводит в учебном заведении серьезное количество времени, поэтому качество других услуг тоже должно быть на высоком уровне. Университетам необходимо заниматься разработкой политики лояльности, чтобы выстроить долгосрочные деловые отношения с выпускником».
Должны быть созданы комфортные условия для возвращения
Университет стремится выстроить взаимовыгодное и надежное сотрудничество с бывшими студентами. Эксперты рассказали о формах взаимодействия с выпускниками учебных заведений.
Представитель Управления организации и контроля качества образовательной деятельности Государственного университета просвещения Марина Реньш подчеркнула, что любое взаимодействие начинается с определения его цели, только в таком случае оно получается действительно продуктивным: «Форма взаимодействия с выпускниками зависит от поставленной университетом цели. Первые несколько лет учебное учреждение может регулярно поддерживать связь с бывшим обучающимся, следить за первыми достижениями. Когда молодой человек приобретает некую профессиональную стабильность, поддерживать такой тесный контакт становится затруднительно. Тогда университет сосредотачивается на поддержке компетенций выпускника, предлагая курсы повышения квалификации и участие в образовательных программах».
Учебные заведения с богатой историей стремятся сохранить контакт со своими выпускниками даже спустя много лет после окончания. Иногда это вовсе не простая задача, ведь у представителей разных поколений совершенно отличаются потребности и запросы. «Очень важно понимать цель, которой мы хотим достичь в процессе коммуникации с нашей целевой группой. Есть выпуск 2023, а есть – 1992, и это совсем разные приоритеты в жизни, ценности, социальные статусы. С ними не получится работать одинаково, нужно подбирать разные механики. Но в результате в университете должны быть созданы комфортные условия для возвращения и тех, и других», – отметил Наиль Вяльшин (КФУ).
Марина Реньш (ГУП) рассказала, что выпускники охотно сотрудничают с университетом, стремятся взаимодействовать с текущими студентами в рамках их профессиональной деятельности: «Многие выпускники готовы выступать в качестве наставников для ребят старших курсов, делиться с ними опытом и приглашать на работу на свои предприятия. Такая коммуникация обеспечивает взаимовыгодное надежное сотрудничество, ведь наши бывшие студенты знают какой уровень знаний и профессиональной подготовки обеспечивает университет у их будущих коллег».
Многим выпускникам нравится делиться опытом и знаниями со студентами, рассказывать о возможных траекториях карьерного и профессионального развития. «Казанский федеральный университет активно развивает эффективные коммуникации с выпускниками. Мы охотно приглашаем наших бывших студентов на лекции в качестве экспертов, зовем их проводить встречи для студентов и принимать участие на карьерных событиях», – поделился опытом Наиль Вяльшин (КФУ).
Виталий Филатов (МГППУ) высказал мнение, что многие выпускники на этапе старта карьеры и поиска работы нуждаются в консультационной помощи: «Сейчас мы развиваем проект, связанный с психологическим сопровождением выпускников. Дело в том, что многие из них находятся в сложной ситуации, им нелегко выбрать дальнейшую карьерную траекторию. Мы организуем “горячую” линию, где все желающие смогут получить консультацию».
Наши выпускники – потенциальные работодатели для текущих студентов
Подводя итоги дискуссии, спикеры поделились мнениями, почему сотрудничество университета и выпускника приносит пользу обеим сторонам.
Марина Реньш (ГПУ) отметила, что выпускники – это серьезное подспорье для учебного заведения, ведь они могут помогать с актуализацией контента и совершать вклад в становление действительно ценных и востребованных кадров: «Университету важна поддержка выпускников. Дело в том, что именно эти молодые люди – потенциальные работодатели для текущих студентов. Наши выпускники могут делиться с нами информацией, которая позволит соответствовать потребностям той или иной профессиональной группы, развивать контент и совершенствоваться в различных сферах».
Виталий Филатов (МГППУ) подчеркнул, что современный университет стремится помогать выпускникам развивать навыки и получать новые знания, вовлекая молодых людей в работу над заданиями текущих студентов: «Одна из важнейших траекторий сегодня – технологическое предпринимательство. И мы даем выпускникам возможность присоединиться к студенческим проектным командам, которые занимаются разработкой тех или иных идей. Это отличная возможность для молодого профессионала развить определенные компетенции, гибкие навыки и многое другое».
Юрайт.Академия продолжает следить за вопросами сферы образования и искать ответы вместе с представителями ведущих учебных заведений страны!
Совсем скоро, 25 октября, состоится III Всероссийская конференция «Методика подготовки интерактивного занятия»! Будем обсуждать преимущества и ограничения интерактивных занятий, педагогическое мастерство, апробация методик и многое-многое другое! Присоединяйтесь по ссылке.