22 ноября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Творческий подход: подготовка профессионалов для креативных индустрий». Эксперты обсудили запрос экономики на специалистов в креативных областях, особенности образовательного процесса и современные форматы оценивания.
Наша цель – развить творческий потенциал каждого студента
Спикеры поделились мнениями, как подготовка кадров для креативных индустрий отличается от других направлений и как обучить востребованных на рынке труда специалистов.
Исполняющий обязанности директора Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Сергей Еремин подчеркнул, что сегодня для представителей культурных индустрий не так важно место жительства – ведь Интернет стирает подобные рамки: «Нельзя отрицать, что представители культурных индустрий пользуются большим спросом в городах-миллионниках просто потому, что рынок труда более обширный. Однако важно понимать, что в эпоху стремительного развития Интернета возможности реализовать себя в профессии часто не ограничиваются населенным пунктом, – сегодня многие могут работать дистанционно, необходимо лишь обоюдное желание работодателя и соискателя».
Заместитель директора колледжа по учебно-методической работе Подмосковного колледжа «Энергия» Алексей Кириллов отметил, что в современных условиях рынка труда необходимо уделять достаточное внимание развитию гибких навыков студентов, чтобы они становились успешными на профессиональном поприще: «Главное отличие студентов в креативной индустрии заключается в том, что они изначально работают и учатся в условиях крайне конкурентного рынка трудовых ресурсов. Именно поэтому им важно развивать гибкие навыки, уметь качественно коммуницировать с людьми. Кроме того, на это важно обращать особое внимание в процессе оценивания компетенций обучающихся».
Преподаватель Технологического колледжа №21, лауреат гранта Правительства Москвы в сфере образования Ирина Карелина рассказала о целях и приоритетах педагогов в процессе подготовки кадров для креативных индустрий: «Я уверена, что подготовка специалистов для креативных специальностей отличается от подготовки студентов, обучающихся по другим профессиям и специальностям. К нам приходят творческие, одаренные, критически мыслящие молодые люди, поэтому наша цель – развить творческий потенциал каждого студента, научить молодых людей отстаивать свою позицию, ярко и эмоционально представлять свою творческую работу. Для реализации этой цели мы используем все образовательные возможности профессиональной программы: предметы общеобразовательного цикла тесно связаны с дисциплинами общепрофессионального и профессиональных циклов, на занятиях преподаватели используют современные методики преподавания (метод проектов, игровые технологии, кейс-технологии, технологии проблемного обучения и др.)»
Преподаватель Читинского педагогического колледжа, председатель Забайкальского краевого отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», заслуженный работник образования Забайкальского края Наталья Корнет высказала позицию, что в обучении на креативных специальностях практика – это самое важное: «В образовательном процессе мы стараемся делать упор именно на практическую деятельность, чтобы студенты получили максимальное количество опыта, а также сформировали портфолио. Дизайн колледжа разработан преподавателями специальности, но реализован вместе со студентами специальности педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности. Кроме того, два раза в год мы проводим традиционные просмотры, во время которых студенты могут сравнить себя со своими одногруппниками».
Существует проблема субъективного оценивания
Оценивание работ студентов творческих направлений – серьезный вызов для педагогов. Эксперты рассказали, как удается выставить отметки обучающимся и избежать возможных конфликтов.
Руководитель кафедры «Дизайн» в IThub college Светлана Ольшанская поделилась успешным опытом анонимного оценивания и объяснила, как выстроена система в ее учебном заведении: «В креативных индустриях существует проблема субъективного оценивания. Мы решили ее путем анонимного оценивания работ студентов. Все обучающиеся выкладывают свои работы в единый файл в Figma, а затем преподаватель публично на занятии разбирает проекты. Педагог отмечает, какие из них выполнены профессионально, а какие требуется доработать. Студенты подписывают свои работы только после оглашения оценок за проделанную работу. Данная практика ведет к пониманию студентов, что дизайн объективен и оценивание любой работы происходит по критериям».
Сергей Еремин подчеркнул, что ключевой фактор оценивания – качество изготовленного студентом продукта, – оно должно соответствовать заявленным заказчиком требованиям: «На мой взгляд, формат оценивания компетенций не зависит от креативности специальности. Главное, чтобы готовый, произведенный студентом продукт удовлетворил соответствующего заказчика. Оценивать полученные навыки и компетенции должен профессионал, который способен реально и объективно сказать, насколько качественно выполнена работа».
Для обучающихся творческих специальностей особенно актуально проектное обучение, позволяющее им не только развить компетенции, но и в полной мере проявить имеющиеся навыки: «Мы стремимся углубленно изучать все профильные и общеобразовательные дисциплины, уделяем особое внимание проектной деятельности. Нам важно максимально развить навыки и компетенции наших студентов, чтобы к выпускному они были готовы к деятельности абсолютно разных видов и форматов», – отметила Наталья Корнет.
Светлана Ольшанская высказала позицию, что колледжу необходимо постоянно совершенствовать методики и форматы проведения практических занятий, чтобы они были эффективными и интересными для студентов: «Мы проводим учебные практики, для которых разрабатываем новые форматы. Недавно мы провели соревнование среди студентов, – все обучающиеся были в рандомном порядке разделены на пары, а затем каждый день выполняли задание на время. В конце дня преподаватели оценивали получившиеся проекты и пропускали в следующий этап только одного обучающегося. За неделю получилось выполнить целых пять проектов. Студенты почувствовали себя более уверенно, выполняя сложные задания в короткий срок и смогли пополнить свое портфолио. Геймификация задания добавляла мотивации и включенности в процесс».
Ирина Карелина убеждена, что обучающимся на пользу идет участие в различных проектах и конкурсах, ведь в таком случае они могут проявить свои навыки и компетенции: «Участие студентов в различных конкурсах помогает оценивать компетенции, которыми они овладели в колледже. Эти конкурсы организуют работодатели, городские органы управления, другие заинтересованные учреждения. Например, недавно из администрации города Нерехты (Костромская область) в колледж пришло приглашение принять участие в таком профессиональном конкурсе. Студенты должны в рамках конкурсных мероприятий разработать дизайн-проекты оформления территорий, находящихся в пригороде Нерехты. Ребята активно приступили к выполнению конкурсного задания, применяя в ходе работы необходимые компетенции. Разработанные проекты станут в дальнейшем материалом для написания выпускных квалификационных работ».
Необходимо создавать собственный контент
Эксперты обсудили, какие проблемы возникают в разговоре про книгообеспеченность творческих и креативных направлений подготовки.
Алексей Кириллов убежден, что преподаватели колледжей должны быть вовлечены в разработку собственного контента, который приносил бы максимальную пользу им и их студентам на занятиях: «Говорить о книгообеспеченности нелегко, потому что сразу все педагоги не могут быть довольны, у каждого из них свой стиль преподавания. Мне кажется, что эффективно было бы создавать собственный контент с привлечением различных образовательных платформ. Также в качестве источника материалов можно использовать непосредственно занятия, – сразу же оцифровывать их и загружать на сайт учебного заведения».
Сегодня преподаватели справляются с очень серьезной нагрузкой, поэтому у них не всегда есть возможность заниматься созданием и разработкой собственного образовательного контента. «Преподаватели креативных специальностей и профессий нуждаются в современной литературе. Самостоятельно разрабатывать учебники и методические пособия они не всегда могут, поскольку, к сожалению, очень загружены, им просто не хватает для этой дополнительной работы времени. Раньше существовали научно-исследовательские институты, которые успешно справлялись с этой задачей. Это было эффективно и удобно для всех. Хотелось бы, чтобы этот опыт был использован и в современном образовательном процессе», – отметила Ирина Карелина.
Важно идти в ногу со временем
В завершении дискуссии эксперты рассказали, какие идеи они планируют реализовать в ближайшее время.
Сергей Еремин: «Как показывают многочисленные исследования, одной наиболее быстроразвивающихся отраслей является IT-индустрия, в которой сейчас наблюдается серьезная нехватка кадров. Думаю, что колледжи могли бы взять на себя роль лидера в этом направлении. Однако для этого необходимо быть готовыми как в техническом, так и в кадровом плане».
Светлана Ольшанская: «В креативных индустриях важно идти в ногу со временем. Мы видим, что сейчас технологии развиваются стремительно, например, появляется искусственный интеллект. Необходимо внедрять инновации хотя бы в небольшом количестве, чтобы студенты понимали, как использовать их в профессиональной деятельности так, чтобы они облегчали и улучшали качество работы, а не забирали ее».
Алексей Кириллов: «Вовлечение представителей индустрий в образовательный процесс полезно не только для колледжа, но и для работодателя. Практикам всегда интересно и важно посмотреть на своего потенциального сотрудника, оценить его навыки и компетенции. Становясь преподавателями в учебном заведении, работодатели получают возможность повлиять на становление будущих сотрудников».
Наталья Корнет: «Наш колледж вошел в федеральный проект “Профессионалитет”. В рамках программы нам предоставили специальную площадку, где мы можем использовать различное современное оборудование. В ближайшее время мы будем активно осваивать новые технологии, чтобы мы умели пользоваться ими сами, а также обучить этому наших студентов».
Мы обязательно продолжим следить за развитием образования. С 22 по 26 января 2024 года пройдет XIV Зимняя школа преподавателя «Личностно-ориентированное цифровое образование». На Школе реализуется программа повышения квалификации — форматы «Квалифицированный участник» и «Эксперт». Регистрация по ссылке.
Ждем вас и ваших коллег!