Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 апреля 2024 активны на платформе
54 120 -54
Преподавателей
588 551 -653
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Обеспечивать развитие собственного мышления студента. Эксперты о составлении фонда оценочных средств

Дата публикации
29 декабря 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1826

29 ноября в Юрайт.Академии состоялась II Всероссийская конференция «Интерактивное оценивание и качество образования». В ходе дискуссии «Цифровые сервисы оценивания и их интеграция в ЭИОС» эксперты обсудили цифровой фонд оценочных средств, академические мошенничества, проверки и прокторинг. 

 

Благодаря сотрудничеству преподавателей повышается качество образования

 

Сегодня процедура оценивания навыков и компетенций студентов модернизируется, старые формы становятся неэффективными и уходят в прошлое. Спикеры рассказали, какие техники используют университеты в процессе аттестации. 

 

Директор информационно-вычислительного центра Российского биотехнологического университета Василий Аитов отметил, что правильное взаимодействие преподавателей друг с другом, обмен опытом позволяют создавать действительно качественный фонд оценочных средств:  «В основе составления фонда оценочных средств лежит рабочая программа по дисциплине. Мы стараемся сделать так, чтобы банки заданий формировались не каждым конкретным преподавателем, а на уровне кафедры, факультета или университета. Это позволяет системно анализировать задания, понимать, достаточно ли они эффективны и полезны. Благодаря такой общности, сотрудничеству преподавателей друг с другом повышается качество образования в целом».

 

Начальник управления качества образования Воронежского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент, аккредитованный эксперт в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации Ирина Крючкова отметила, что сначала необходимо сформулировать понятные критерии, согласно которым будет происходить оценка студентов: «Для формирования качественного фонда оценочных средств необходимо изначально определить индикаторы компетенций. Мы разделяем их на индикаторы универсальных компетенций (едины для уровня образования в рамках университета), индикаторы общепрофессиональных компетенций (разработанные для направления подготовки) и индикаторы профессиональных компетенций в рамках программы на основе трудовых действий из профстандартов. В дальнейшем все результаты освоения дисциплин соотносятся с данными индикаторами». 

 

Василий Аитов (РОСБИОТЕХ) подчеркнул, что каждая дисциплина требует особенного подхода в процессе создания фонда оценочных средств: «Важно помнить, что не для всех дисциплин подходят тесты с формализованными ответами. На таких специальностях мы стараемся вводить больше практики, выдавать задания, которые требуют комплексного подхода. Если у человека действительно есть цели и амбиции, то просто теста недостаточно, ему нужно учиться работать в команде, получать обратную связь от преподавателей. В таких случаях нужны совсем иные формы оценивания».

 

Доцент кафедры социальных наук и технологий НИТУ МИСИС, разработчик образовательных программ Анжелика Барсукова предположила, что создание профилей, отражающих успехи студентов в образовательном процессе, может дополнительно мотивировать их во время подготовки к сессии: «В настоящее время целесообразно делать новые шаги, развивая работу с цифровыми сервисами оценивания. Например, выстраивать алгоритм сбора данных так, чтобы формировать профиль образовательных успехов каждого студента, учитывая его достижения при освоении им дисциплин за время обучения. По согласованию со студентом, обеспечивая возможности демонстрации успехов обучения рассмотреть варианты доведения этих профилей до потенциальных работодателей. Проектирование подобной модели будет оправданным шагом, если в ее целеполагании предусмотреть включение механизмов дополнительной мотивации обучающихся, распространяющихся на процесс подготовки к предстоящим зачетам и экзаменам».

 

Ирина Крючкова (ВГТУ) поделилась, что проекты позволяют обучающимся реализовать свои задумки и идеи, и это дополнительно их мотивирует: «В рамках проектной деятельности студенты пробуют много нового и интересного. Например, обучающиеся разработали веб-приложение для повышения оценки уровня подготовки специалиста в части владения современными программными средствами управления жизненным циклом изделия. Технология основана на анализе  действий пользователя за компьютером, его интерфейсных движений. И так мы можем понять, насколько осознанно обучающийся применял специализированный программный инструмент». 

 

Главное, чтобы студенты были действительно вовлечены в образовательный процесс и испытывали истинный интерес к предложенным заданиям. «Методология применения цифровых сервисов оценивания должна помогать студентам быть заинтересованными в реальной проверке полученных знаний, уровня достигнутых навыков и умений. Необходимо выстраивать систему интерактивного оценивания так, чтобы обучающимся было исключительно интересно выполнять проверочные и контрольные задания. А цель профессорско-преподавательского состава – создавать такое содержание оценочных материалов, которые будут способствовать формированию и развитию критического мышления у студентов», – отметила Анжелика Барсукова (НИТУ МИСИС).

 

Преподавателям нужно держать руку на пульсе

 

Эксперты поделились опытом использования различных цифровых инструментов в образовательном процессе, а также рассказали, какие еще программы могли бы быть полезны. 

 

Ирина Крючкова (ВГТУ) подчеркнула, что сегодня бывает трудно оценить, насколько студент был вовлечен в процесс во время занятия онлайн: «На мой взгляд, сейчас очень не хватает программного инструмента, который позволил бы анализировать, насколько студент был вовлечен в образовательный процесс. Например, доска Miro в сочетании с инструментом анализа логов давала возможность увидеть, ответил ли обучающийся на поставленные вопросы, сколько комментариев, эмоциональных реакций он оставил в ходе группового занятия».

 

Искусственный интеллект может упростить многие рутинные задачи преподавателя. «Искусственный интеллект может помочь в составлении и проверке типовых, формализованных заданий. Но нам необходимы задания, учитывающие значительное количество технических условий, их взаимосвязи. Существует мнение, что в процессе обучения на инженерных дисциплинах автоматизация должна заканчиваться на выдаче заданий. А затем педагог должен каждую работу обсуждать лично со студентом, обращать внимание на ошибки, способствовать формированию некой преемственности. Именно в этом заключается учебный процесс», – высказал мнение Василий Аитов (РОСБИОТЕХ). 

 

Анжелика Барсукова (НИТУ МИСИС) убеждена, что преподавателям необходимо адаптировать системы на базе искусственного интеллекта под свою профессиональную деятельность так, чтобы они приносили пользу и обучающимся, и им самим: «Сегодня преподавателям нужно держать руку на пульсе, думать, как включать применение новых возможностей сервисов на базе искусственного интеллекта в педагогическую деятельность. Мы видим, что в настоящее время студенты, в силу своей гибкости, адаптивности, уже активно прибегают к помощи сервисов ИИ в процессе выполнения различных заданий. Но задача педагога – показать, где нейросети могут действительно помочь, в контексте каких задач целесообразно к ним обращение, но в обязательном порядке выстраивать преподавание таким образом, чтобы и в новых условиях развития технологий направлять и создавать задачи и ситуации, обеспечивающие развитие собственного мышления студента».

Мы обязательно продолжим следить за развитием образования. С 22 по 26 января 2024 года пройдет XIV Зимняя школа преподавателя «Личностно-ориентированное цифровое образование». На Школе реализуется программа повышения квалификации — форматы «Квалифицированный участник» и «Эксперт». Регистрация по ссылке.  

 

Ждем вас и ваших коллег!