Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
19 апреля 2024 активны на платформе
54 421 -42
Преподаватель
590 816 -351
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Запрос общества к выпускникам: командная работа или лидерство

Дата публикации
07 февраля 2023
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
621

С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В Школе участвовали свыше 4600 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран. Во второй день Школы руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии запрос общества к образованию и подготовке, а также то, есть ли запрос со стороны работодателей на развитие индивидуальности и креативности.

 

Общественный запрос на образование 

 

В начале дискуссии эксперты обсудили, насколько можно говорить о сформированном общественном запросе на образование. 

 

Большаков Сергей, проректор по учебно-методической работе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор наук, профессор, эксперт Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ, ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ; эксперт QS World University Rankings, рассказал какие факторы влияют на востребованность образования со стороны студентов. 

 

«Много факторов оказывают влияние на востребованность системы образования. Прошлый год приема показал, что будущих студентов беспокоит не конкурентоспособность вуза, а уровень экономического развития региона, состояние социальной инфраструктуры региона и безработица. Эти факторы подталкивают абитуриента к миграции из своего родного региона в иные образовательные среды».

 

Эксперт рассказал также о востребованности среднего-профессионального образования, что говорит о смене приоритетов в обществе: 

 

«В обществе меняются приоритеты. Мы видим ежегодный рост приема на программы среднего-профессионального образования на 4–5 %. И ребенок и родители понимают, что в колледже студент получает прикладные компетенции, в дальнейшем он может поступить на программу бакалавриата на сокращенный срок — это важно».

 

Участие работодателей в образование очень актуально и важно сегодня. Спикер отметил, что часто наблюдается консервативность со стороны работодателей и неготовность брать студентов на практику или заключать договор на целевое обучение. 

 

«Меняется законодательство с точки зрения работодателей. Внедряют дуальное образование, базовые профильные кафедры, практическую подготовку – первые шаги предприняты. С другой стороны мы видим консервативность работодателей, которые не всегда готовы взять на практику студентов, или их не устраивает профиль программы, при этом и договор на целевое обучение работодатели не готовы заключать». 

 

Новикова Марина, директор института магистратуры Российского биотехнологического университета (РОСБИОТЕХ), также отметила высокую роль участия работодателей в образовательном процессе. 

 

Эксперт отметила, что все образовательные программы вуза согласуются с работодателем: «Любая наша образовательная программа согласуется, обсуждается и выстраивается совместно с работодателями — без этого уже невозможно. Такие цели нам ставит учредитель, и мы их несколько лет выполняем». 

 

«В разговоре с работодателем наша задача — отработать механизмы не только адаптации и включения специалиста в профессиональную деятельность, но и выполнения стандарта и выпуска качественных выпускников», — рассказывает о целях взаимодействия с работодателями Новикова Марина (РОСБИОТЕХ). 

 

Индивидуальность и креативность или лидерство? 

 

Бабина Юлия, кандидат экономических наук, исполняющий обязанности декана факультета корпоративной экономики и предпринимательства Новосибирского государственного университета экономики и управления, руководитель Регионального центра компетенций АНО «Россия — страна возможностей», рассказала, есть ли у общества запрос на индивидуальность и креативность. 

 

«Один из факторов, который обеспечивает общественный запрос на индивидуальность и креативность, — это кардинальные изменения в социокультурной сфере. Второй аспект — высокие достижения в науке, культуре, производстве. Они обусловлены высоким уровнем творческого потенциала их авторов, но и качественная характеристика этого уровня также требует соответствующих компетенций для восприятия — креативность». 

 

«Компетенции, о которых мы говорим, коррелируют со всеми другими компетенциями, и их возрастающая роль определяется возрастающей ролью цифровизации. С ростом значимости цифровизации возрастает значимость креативности, потому что все заменить искусственным интеллектом нельзя. Поэтому креативность — уникальная компетенция будущего, которая неподвластна искусственному интеллекту», — подчеркивает Юлия Бабина (НГУЭУ). 

 

Спикер также рассказала и о приоритете развития лидерских качеств у обучающихся: 

 

«Если говорить про лидерство, возрастает роль с вызовом общества в общественно-гражданском плане — социальные разлады, патриотическое движение. Также важен вопрос закрепления молодежи в регионе — это эффективность молодежной политики. Наша задача — работать с талантливой молодежью, обучать ее в регионе и формировать кадровый резерв, будущих лидеров, которые останутся и будут полезны».

 

А что будет в будущем? 

 

Большаков Сергей (ЛГУ имени А. С. Пушкина) отмечает, что перед системой образования стоят большие вызовы, поэтому необходимо перестраиваться на ходу: 

 

«Вызовы, которые стоят перед системой образования, большие. Не всегда рецепты, которые нам предлагают сверху, предлагаются вовремя. Мы, как социальная система, часто перестраиваемся на ходу, главное, чтобы кони бежали не в разные стороны». 

 

Бабина Юлия (НГУЭУ) считает, что уметь адаптироваться надо не только университету, но и выпускникам: 

 

«На рынке труда для выпускников сегодня сложная ситуация. Выпускникам нужна способность к пониманию, где им адаптироваться, как постоянно улучшать компетенции, потому что часто карьерные амбиции не совпадают с возможностями». 

 

Новикова Марина (РОСБИОТЕХ) также отметила, что реагировать на изменения необходимо всем, чтобы получить конечный результат: 

 

«Образование — среда, которая очень динамично меняется, мы не можем не реагировать на эти изменения. Мы с нашими студентами адаптируемся, приспосабливаемся и получаем тот результат, за который не стыдно нам, а самое главное, которым гордятся они». 

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.