20 декабря в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Профессионалитет: результаты и перспективы эксперимента». Эксперты обсудили промежуточные результаты внедрения Профессионалитета, ожидания от дальнейшей реализации проекта, а также поделились планами на 2024 год.
Индустриальный партнер оказывает нам значительную поддержку
Уже почти тысяча колледжей участвуют в федеральной проекте «Профессионалитет», и мы спросили экспертов о первых результатах, преимуществах и возникающих проблемах.
Директор Марийского аграрного колледжа (филиала) Марийского государственного университета Асия Ямалиева отметила, что участие в проекте позволяет учебному заведению рассчитывать на помощь и поддержку крупных предприятий отрасли: «Наш колледж вошел в кластер по специальности “Агротехник” как сетевая организация. Базовое учебное заведение нас поддерживает, помогает с повышением квалификации преподавателей. Кроме того, наш главный индустриальный партнер очень крупное и стабильное предприятие, известное по все стране, которое оказывает нам значительную поддержку».
Директор Березовского техникума «Профи», финалист конкурса Лидеры России Олег Исламгалиев обратил внимание на то, что каждое учебное заведение должно очень взвешенно и осознанно подходить к выбору кластера: «Думаю, в процессе создания кластера необходимо учитывать территориальное расположение учебных заведений, а также их специализацию. Дело в том, что кластерное взаимодействие предполагает и такую форму сотрудничества, как практические занятия на площадке одного из сетевых или базового колледжа. И это сложно реализуемо, если учебные заведения серьезно дистанцированы друг от друга».
Заместитель директора по учебной работе Читинского педагогического колледжа, почётный работник СПО РФ, эксперт по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» Оксана Сидоренко подчеркнула, что сегодня учебные программы учебных заведений должны адаптироваться под требования региона: «Программы во всех колледжах одного кластера не должны быть одинаковыми, их необходимо адаптировать под региональную специфику и географическое положение. Сейчас учебные заведения кластера разрабатывают уникальные модули, чтобы соответствовать запросам своего работодателя. На мой взгляд, это воплощение нашей общей мечты – наполнить родной регион кадрами, задержать у нас талантливую, образованную молодежь».
Сделать несколько шагов навстречу друг другу
Эффективное и продуктивное взаимодействие с потенциальными работодателями – одно из основных преимуществ, полученных в ходе реализации проекта. Эксперты рассказали, как выстраивается такое сотрудничество.
Заместитель директора по научно-методической работе Свердловского областного педагогического колледжа, член ФУМО СПО по УГПС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Марина Кузнецова отметила, что работодатель в каждом регионе влияет на учебный план таким образом, чтобы будущий выпускник был максимально готов к профессиональной деятельности: «Сегодня колледжи повернулись в сторону работодателя, – мы разрабатываем дополнительный профессиональный блок под требования наших партнеров. Важно понимать, что эта часть образовательной программы может отличаться даже в учебных заведениях одного кластера. Мы охватываем практически всю Свердловскую область, очевидно, что, например, в Екатеринбурге одни требования к выпускникам, в Серове – могут быть другими».
Раньше часто можно было услышать, что работодателям приходится практически полностью переучивать выпускников колледжей уже на местах, но Профессионалитет успешно решает данную проблему. «Профессионалитет позволил колледжам и индустриальным партнерам сделать несколько шагов навстречу друг другу. Раньше работодателям действительно приходилось уже в трудовом процессе доучивать выпускников, но сегодня представители отрасли сами могут стать преподавателями, рассказать нам о своих требованиях и подготовить такого сотрудника, который будет приносить пользу и соответствовать необходимым критериям», – подчеркнула Оксана Сидоренко.
Асия Ямалиева поделилась, что потенциальные работодатели охотно принимают студентов на работу, а также стремятся приложить максимум усилий для формирования действительно высококвалифицированного специалиста: «Предприятия региона заинтересованы в студентах нашего колледжа, – они зовут их на стажировки, проводят встречи с обучающимися. Конечно, так или иначе они будут доучивать специалистов на местах, потому что особенности есть у абсолютно каждого предприятия. Наши студенты уже на старших курсах активно ведут профессиональную деятельность по получаемой специальности».
Олег Исламгалиев поделился мнением, что сотрудничество с гигантом отрасли получается не всегда продуктивным и эффективным: «Опираясь на наш опыт взаимодействия с работодателями, я могу сказать, что сотрудничать с несколькими средними или малыми предприятиями может быть проще, чем с одним, но крупным. Дело в том, что средние и малые производства могут гораздо более оперативно решать многие вопросы, реагировать на изменения в требованиях самих работодателей и эффективно вести с нами коммуникацию в данном направлении».
Мы будем и дальше решать все вопросы в рабочем режиме
Подводя итоги дискуссии, эксперты поделились планами на предстоящий год.
Марина Кузнецова: «В наступающем году мы планируем работать над открытием учебно-производственного комплекса , где студенты педагогических специальностей могли бы предоставлять дополнительные услуги детям и их родителям платно, обладая сформированными компетенциями в данной сфере».
Оксана Сидоренко: «Педагогические учебные заведения вступили в Профессионалитет с некоторыми особенностями, у нас долгое время оставались старые стандарты. Например, по некоторым специальностям они появились буквально на днях, поэтому сейчас мы все активно изучаем и анализируем. В наступающем году мы будем работать над их внедрением и реализацией».
Асия Ямалиева: «В наступающем году мы хотим внедрить в учебный план практические занятия непосредственно на предприятии. Планируем начать реализацию идеи уже в следующем семестре, чтобы студенты третьего курса полностью погрузились в производство».
Олег Исламгалиев: «Профессионалитет – это эксперимент, в рамках которого государство стремится реализовать все потребности работодателей и наши возможности, которые и ранее вытекали из различных законов. В наступающем году необходимо и дальше налаживать систему, дорабатывать все нюансы, вызывающие сегодня вопросы. Например, некоторым нашим выпускникам 16-17 лет, они несовершеннолетние, и для работодателя это становится проблемой. Но мы будем и дальше решать все вопросы в рабочем режиме».
Мы обязательно продолжим следить за развитием образования. С 22 по 26 января 2024 года пройдет XIV Зимняя школа преподавателя «Личностно-ориентированное цифровое образование». На Школе реализуется программа повышения квалификации — форматы «Квалифицированный участник» и «Эксперт». Регистрация по ссылке.
Ждем вас и ваших коллег!