Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Студенческое самоуправление — это эффективный социальный лифт в нашем обществе»: что значит модное слово «нетворкинг» для вузов?

Дата публикации
04 июля 2024
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2199

25 июня в «Юрайт.Академии» состоялась онлайн-дискуссия «Образовательный нетворкинг: формирование сообществ и социальных связей в ходе обучения» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании».

 

С полезными профессиональными связями можно успешно подниматься по карьерной лестнице. Но как и где их искать? Вчерашние школьники и нынешние студенты не всегда владеют достаточным уровнем коммуникативных навыков, чтобы грамотно заводить знакомства в академической сфере. И тут на помощь спешит университет. О  пользе студенческих организаций рассказали наши эксперты. 

 

Давай пообщаемся: в чем суть образовательного нетворкинга?

 

Образовательный нетворкинг — это создание и развитие профессиональных связей в системе обучения. Коммуникация с коллегами из других организаций, регионов, стран помогает пополнить багаж знаний новой актуальной информацией, а также перенять уникальный опыт. В основе нетворкинга лежит желание постоянно учиться. Но получать знания человек хочет из совершенно разных источников, — это подтверждает проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности  Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Скрябина:

 

«Говоря об образовательном нетворкинге, мы должны подчеркнуть образование в течении всей жизни, причем не только в аудитории, в пространстве университета, но и далеко за его пределами». 

 

Уровень коммуникативных навыков студента зависит в первую очередь от его индивидуальных качеств. Однако даже самый стеснительный обучающийся имеет большой потенциал к их развитию, ведь потребность к общению и совместной деятельности заложена в природе человека. Участие в органах самоуправления особенно эффективно помогает студенту раскрыть свою личность. Более того, подобные организации позволяют сделать первые шаги по карьерной лестнице. «Студенческое самоуправление — это эффективный социальный лифт в нашем обществе, — уверен проректор по молодежной политике и социальным вопросам Южно-Уральского государственного университета, доцент кафедры конституционного и административного права, кандидат юридических наук Антон Мануйлов. — Я сам был членом такой организации, прошел все ступени: от активиста до председателя совета обучающихся. Работа в органах самоуправлении помогла мне реализоваться в сфере образования».

 

Когда педагоги поощряют участие студентов в жизни университета, они автоматически повышают эффективность обучения. «Наша задача — вовлечь как можно больше ребят, показать им, что мы поддерживаем их активную жизненную позицию, ведь она важна для профессионального развития», — подчеркивает начальник Отдела научно-практических проектов и информации Университета Правительства Москвы Юлия Леденёва

 

Чтобы студенческие организации приносили максимальную пользу, необходимо разобраться в особенностях их формирования. Небольшую теоретическую справку по этому вопросу приводит проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности  Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Скрябина: «Можно выделить 2 модели студенческого самоуправления: 1) элитарная, который строится по принципу выборной системы, при этом объединенная студенческая организация или профсоюз — это небольшая доля обучающихся, выполняющая основную управленческую функцию; 2) горизонтальная, когда в университете создается множество студенческих сообществ, организованных самостоятельно, внешними партнерами или преподавателями».

 

Университет в ответе за тех, кого обучает: какая помощь требуется студентам?

 

«Есть несколько элементов, благодаря которым у молодых людей формируется коммуникация. Прежде всего, им нужно где-то общаться, — отмечает начальник Управления воспитательной работы и молодежных программ Южного федерального университета Дмитрий Литвиненко. — Университет часто выполняет административную функцию — оказывает помощь в поиске площадок и организации дискуссионных клубов». Прежде всего, вуз продюсирует студенческие мероприятия, однако этого недостаточно для того, чтобы запустить коммуникацию между участниками. Ольга Скрябина (КГУ) подсказывает, какую еще работу следует провести: «Задача администрации — сделать пространство комфортным и наполнить его деятельностью, одинаково интересной и преподавателю, и студенту»

 

Одно дело — разовые мероприятия внеучебной деятельности, совсем другое — органы студенческого самоуправления. На последних лежит большая ответственность, поэтому активистам важно себя зарекомендовать. Об этом говорит Антон Мануйлов (ЮУрГУ):

 

«Только от ребят зависит, как их будет воспринимать администрация. Студенческий совет — это либо номинальный орган, который действует лишь на бумаге, либо организация, которая обладает определенной компетенцией, субъектностью и активно управляет делами образовательной организации».

 

Но как студенту успеть все и сразу — и хорошо учиться, и проявлять активность в жизни вуза? Юлия Леденёва (Университет Правительства Москвы) отвечает на вопрос: «Мы практикуем стипендиальные стажировки. Ребята проходят конкурсный отбор и начинают работать по 20 часов в неделю, но при этом они должны участвовать в студенческих проектах. Таким образом, вода льется на несколько мельниц сразу». 

 

Немаловажную роль в организации образовательного нетворкинга играет мотивация обучающихся. Многие университеты реализуют практику, когда за активное участие студентам назначают повышенную стипендию. Дмитрий Литвиненко (ЮФУ) приводит пример: «Внутренний рейтинг обучающихся — один из перспективных методов оценки, который мы сейчас активно развиваем. Это полноценная система, в рамках которой студенты соревнуются в своих учебных и внеучебных достижениях, а мы выделяем лидеров и назначаем повышенную стипендию».

 

Здоровая конкуренция даже в пределах студенческих сообществ развивает личностные качества обучающихся, которые помогают им достигать профессиональных высот.   

 

Лучше один раз вовлечь: какие проекты для студентов реализуются в вузах?

 

Форматы образовательного нетворкинга не ограничиваются конференциями и мастерскими. У каждого университета — свои традиции. «Наш вуз ежегодно проводит фестиваль "Успешный ЮУрГУ" — ярмарку возможностей для внеучебных занятий, — рассказывает Антон Мануйлов (ЮУрГУ). — Мы выбираем день, и наши общественные объединения и творческие коллективы презентуют свою деятельность первокурсникам».

 

Иногда вузы устраивают выездные мероприятия для студентов. На нейтральной территории первокурсникам легче общаться со старшими товарищами. Это подтверждает опыт Ольги Скрябиной (КГУ): «У нас есть проект "Адаптационный сбор первокурсников". Он часто реализуется в формате выезда, когда все первокурсники одного института на три дня уезжают за город на дружественную базу. Там в режиме интенсива старшекурсники работают с ребятами и продвигают мысль "мой университет, мой институт, мое направление подготовки". Если финансовых возможностей не хватает, то институты организуют то же самое в своем корпусе. Завершаются такие мероприятия посвящением в студенты».

 

Бывают случаи, когда университетские проекты превращаются в самостоятельные структуры. Юлия Леденёва (Университет Правительства Москвы) отмечает, что благодаря им обучающиеися получают уникальные знания в области управления:

 

«В нашем университете есть подразделение "Лаборатория квеста". Его создали по инициативе преподавателей, но сейчас это полностью независимая структура, которая работает по собственной программе. Первые выпускники лаборатории стали сотрудниками Правительства Москвы. Опыт управления и проектного менеджмента они получили именно в студенческой организации». 

 

Внеучебная работа не только формирует дополнительные компетенции, но и эмоционально разгружает ребят. К тому же, она пополняет копилку студенческой жизни яркими событиями. «После окончания обучения студенты редко вспоминают, как сидели на парах и сдавали экзамены, — соглашается Дмитрий Литвиненко (ЮФУ). — Они чаще возвращаются к моментам, связанным с внеучебной деятельностью, например, с участием в концертах и соревнованиях».

 

Задачи университета в последнее время постоянно расширяются. Теперь вуз — это не просто место, где передают знания, а уникальное пространство для раскрытия личностного потенциала человека. «Обучение и воспитание — две грани образования, — рассуждает Антон Мануйлов (ЮУрГУ). — На лекциях и семинарах студенты не смогут освоить принципиально важные навыки, например,  коммуникативные. Они вырабатываются в результате внеучебной деятельности. Сегодня вуз готовит не просто дипломированных специалистов, решающих производственные задачи, а разносторонних личностей, которые идут по пути самообразования».

 

Коммуникация — базовый элемент образования, поэтому принципы нетворкинга пускают свои корни в учебные программы. Востребованность профессиональных связей обязана нашему желанию учиться даже за пределами университета, как верно отмечает Ольга Скрябина (КГУ). Сейчас для этого самое благоприятное время, потому что цифровые технологии развиваются с огромной скоростью. Благодаря этому совершенствуются наши сервисы, а также «Юрайт.Академия», которая радует педагогов онлайн-дискуссиями, где можно завести полезные знакомства.