24 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Живой электронный диалог: инструменты и сервисы коммуникации в ЭИОС» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании».
Дистанционное обучение — добро или зло? Этот вопрос давно перешел в разряд вечных, а ответов на него — бесчисленное множество. Эксперты нашей дискуссии рассказали, какие тенденции наблюдаются в сфере онлайн-образования.
«Нет тех, кто боится удаленки»: что изменилось спустя четыре года после пандемии?
Электронные сервисы экономят время и решают за нас рутинные задачи, контент доступен в любое время на любом устройстве, информационные системы предоставляют данные по щелчку пальцев. Новые технологии дарят много преимуществ, соглашается доцент кафедры энергетики Нижневартовского государственного университета, кандидат технических наук, доцент Геннадий Мальгин:
«Цифровизация управления образовательным процессом — это благо, это эффективность, это разгрузка преподавателей. Она позволяет педагогу больше времени заниматься самосовершенствованием, что влияет на качество работы со студентами».
Однако направления развития цифровых инструментов в сфере образования вызывают неоднозначное отношение. Доцент Сибирского федерального университета, кандидат философских наук, ассоциированный член лаборатории EduLab Института философии и социальной теории университета Белграда Михаил Бухтояров выделил несколько тенденций: «Три тренда, которые видит человек, занимающийся философией со студентами онлайн. Первый — позитивный: после ковидного дистанта мы столкнулись с ситуацией, когда почти вся аудитория прошла через дистанционные технологии. Нет тех, кто боится удаленки. Самое страшное позади. Второй тренд — негативный: прокторинг, всеобъемлющий и небезопасный сбор данных. Третий — непонятный: широкое использование искусственного интеллекта. Университеты с этим столкнулись, но пока неизвестно, к чему это приведет. Сама образовательная среда переживает период академической сингулярности».
Как бы мы ни относились к развитию виртуальной реальности, нужно принять тот факт, что стандартный формат занятий — просторная аудитория с профессором за трибуной — постепенно уходит в прошлое. «Поточные лекции перестают проходить офлайн — зачем собирать вместе 200 человек? Смысла нет, — подтверждает Геннадий Мальгин (НВГУ). — Это все равно что в телевизоре. Контакта с аудиторией такого объема не существует».
Но перевести учебный процесс в онлайн недостаточно. Вуз должен позаботиться о том, чтобы занятия не потеряли своей эффективности, а преподаватели могли без труда работать с электронными инструментами. Руководитель проекта «Цифровая кафедра» Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева, кандидат технических наук, доцент кафедры Информационных компьютерных технологий Игорь Красильников делится своим опытом: «Мы на цифровой кафедре тестируем, что кому удобно, и предоставляем преподавателям различные программы видеоконференций. У сервисов, заточенных под образование, помимо автоматической записи, есть модули интеграции с LMS-системами — обмениваться информацией очень просто». Педагогам важно показать, что цифровые инструменты освоить легко, главное — приложить усилия.
Грамотная коммуникация между преподавателем и студентом зависит не только от удобства и простоты программ, но и от соблюдения правил цифрового общения. Сейчас в учебный процесс повсеместно внедряют соответствующие дисциплины, чтобы студенты четко понимали, что можно, а что нельзя. Педагогам в этом плане тяжелее: они должны думать и о цифровых правилах вежливости, и о результативности семинаров с применением новых технологий. «Если уметь общаться, выстраивать правильно коммуникацию, это повышает эффективность занятия. Мы пришли к тому, что главное — это цифровой этикет», — говорит кандидат исторических наук, доцент, начальник учебно-методического управления МИРЭА — Российского технологического университета Ольга Савка.
«Цифровые компетенции занимают место других умений»: Хьюстон, у нас проблемы?
Нет ничего идеального, поэтому даже электронные системы при видимых преимуществах вредят человеку. «Все так радуются цифровым компетенциям преподавателей и студентов. Но ничего не бывает задаром. Утеряны другие компетенции. Студенты вообще не умеют списывать для того, чтобы добиться результата. Нет навыков подготовки конспектов и получения информации другими способами. Поэтому цифровые компетенции занимают место других умений», — объясняет Геннадий Мальгин (НВГУ).
«Кто ты без своего гаджета?» — спрашивают родители своего ребенка, с тревогой наблюдая за его одержимостью смартфоном или планшетом. Действительно, современное поколение буквально всю жизнь отдает виртуальной реальности. Из-за этого процесс социализации идет по иному пути. «Студенты сейчас уходят в себя, они не умеют коммуницировать, дружить, собираться группой. Им тяжело найти общий язык друг с другом, — замечает Ольга Савка (РТУ МИРЭА). — Если телефон садится, это трагедия, жизнь заканчивается. Мы настолько все завязаны на телефонах, мессенджерах, что сами загоняем себя».
Но реальная жизнь все равно требует внимания. Взаимодействие с одногруппниками офлайн часто спасает мягкие навыки обучающихся от вымирания, однако оно не является панацеей. «Я не переоцениваю учебную группу в жизни студента, — делится своим мнением Михаил Бухтояров (СФУ). — Во многом общежитие компенсирует недостатки навыков социализации. В американском университете вообще не предполагается учебная группа, там нужен навык быстрого вхождения в проектные команды на каждом предмете».
Чтобы ребята не «уходили в себя» во время дистанционных занятий, педагоги требуют включать камеры. К тому же, это лишнее доказательство того, что преподаватель объясняет тему реальному человеку, а не «черному квадратику». «Какова цель включенной камеры? Если ради комфорта преподавателя, то тут дело каждого. Если цель педагогическая, вовлечение — это важно. Если для того, чтобы опознать студента на зачете, — тоже понятная задача», — рассуждает Игорь Красильников (РХТУ им. Д.И. Менделеева). Многие педагоги пришли в профессию из любви к преподаванию, поэтому им морально сложно коммуницировать с «пустотой». Ольга Савка (РТУ МИРЭА) отмечает:
«Хочется увидеть человека, когда с ним разговариваешь, тяжело смотреть на черный экран. Но не все готовы включать камеры. Студенты поняли, что за "квадратиком" можно прятаться и заниматься своими делами».
Геннадий Мальгин (НВГУ) напоминает, что не все виды работы со студентами подходят для онлайн-формата. Если целью занятия является выработка определенного навыка, необходимо прямое взаимодействие с преподавателем и группой. «Без цифры уже немыслимы и образовательный процесс, и управление обучением, и лекции, и самостоятельная работа студентов. Остается только лабораторный практикум. К счастью, студенты наших технических направлений понимают, что в аудитории такой формат проводить лучше», — обращает внимание эксперт.
Важна золотая середина в применении новых технологий. Дистанционный формат отлично подойдет для лекций, но только в аудиториях, лабораториях или на базе работодателя студент сможет сформировать профессиональные навыки.
«Недавно мы развернули собственную вики-систему»: как обеспечить цифровой комфорт?
Не уметь обращаться с цифровыми инструментами — не страшно, страшно — не хотеть учиться этому. «Очень тяжело сохранять эмоциональный контакт с аудиторией в 500 человек офлайн или с черными экранами онлайн, — подчеркивает Михаил Бухтояров (СФУ). — Но это навык, который тренируется, прокачивается. Больше общения, больше приемов. Создавайте комфортную среду — обратная связь, обязательные ответы на вопросы, истории студентов, демонстрация преподавателем себя как человека».
Как бы ни было трудно привыкать к цифровой реальности, педагоги продолжают активно осваивать все новые и новые программы. Игорь Красильников (РХТУ им. Д.И. Менделеева) рассказывает про базовый набор электронных инструментов преподавателя:
«Минимум три окна: видеоконференция, единый документ или белая доска, текстовый чат. Довольно удобный набор, главное — чтобы не мешали и доверяли друг другу, не удаляли информацию».
Программы не всегда работают друг с другом корректно, из-за чего возникают дополнительные сложности в организации цифровой передачи данных. «У нас проблема не в недостатке отечественного ПО, но в совместимости различных программ, в частности — с Linux. Чтобы полностью перейти, требуются дополнительные усилия и расходы», — акцентирует внимание коллег Ольга Савка (РТУ МИРЭА).
Стремительный прогресс в развитии новых технологий тоже добавляет трудностей. Вузы не успевают привыкнуть к одним устройствам, как приходится адаптироваться к новым. Об этом говорит Геннадий Мальгин (НВГУ): «Инструменты меняются со страшной скоростью — это проблема. В университете постоянно возникают творческие коллективы, нужно подыскивать устраивающие участников решения».
Многие университеты не пытаются гоняться за новшествами, а создают свои — самостоятельно разрабатывают удобные для всех сотрудников электронные системы. Игорь Красильников (РХТУ им. Д.И. Менделеева) приводит пример: «Недавно мы развернули собственную вики-систему. Теперь выделяем ветки для отдельных групповых проектов. Надеемся, что привлечем студентов к системе накопления знаний». Правда, такой путь требует дополнительных трат бюджета, ведь для создания качественной программы требуется огромная команда ИТ-специалистов.
Так есть ли смысл в электронных технологиях, если иногда они приносят вузам больше проблем, чем пользы? Ответ очевиден. Как верно замечает Геннадий Мальгин (НВГУ), цифровизация — это благо, потому что экономит время и существенно снижает нагрузку преподавателей.