Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«За сетевыми программами — будущее»: опыт сотрудничества вузов с российскими и иностранными организациями

Дата публикации
12 июля 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2482

26 июня в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Дружба по интересам: сетевое взаимодействие и партнерство учебных заведений» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании». Эксперты рассказали о своем опыте сотрудничества с отечественными и иностранными учреждениями, отметив его основные принципы. 

 

«Интеграция однозначно дает хороший результат»: в чем суть сетевых программ? 

 

Практика партнерства нескольких учебных заведений и предприятий существует давно. Однако норма, регламентирующая сетевую форму реализации образовательных программ, была закреплена в ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» только в 2012 году, еще через семь лет она перетерпела значительные изменения.

 

Сейчас подобное партнерство — не просто тренд, а один из эффективных способов обучения. Начальник управления контроля качества и программных проектов Государственного университета просвещения, кандидат философских наук, доцент Марина Реньш отмечает: «За сетевыми программами — будущее. Интеграция однозначно дает хороший результат».

 

Поскольку сотрудничество часто носит международный характер, в процессе сетевого взаимодействия необходимо участие государства. От него зависит, насколько активно будут развиваться совместные программы. «У государства должна быть заинтересованность в сетевых программах, и она есть, — подчеркивает проректор по молодежной политике и дополнительному образованию Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова, кандидат биологических наук Светлана Шлапакова. — К сожалению, не всегда мы обладаем ресурсной базой, знаниями, потенциалом, но благодаря этому обмен между вузами становится возможным».

 

При создании сетевой программы важно объективно оценивать своего партнера. Он должен привносить в нее свои уникальные методы. В ином случае программа будет лишена смысла. Марина Реньш (Государственный университет просвещения) делится своим опытом:

 

«Если мы говорим о взаимодействии с партнером-вузом, то значение имеет совместный результат обучения. На мой взгляд, это должна быть синергия, эффект от дополнения друг друга. Мы тщательно и серьезно оцениваем ресурсное состояние и преимущества коллег».

 

Стоит помнить, что главный двигатель любой образовательной программы — это педагоги. Их вовлеченность в учебный процесс определяет успех студентов. «Без участия преподавателей сетевое взаимодействие невозможно. Все педагоги принимают активное участие и понимают, что через два года их студенты поедут в ведущий вуз, — это дополнительно дисциплинирует», — считает ректор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, доктор технических наук, профессор Игорь Сизов. Систему мотивации профессорско-преподавательского состава следует тщательно продумывать. Стимулы должны быть связаны не только с материальным достатком, но и с личностным и профессиональным ростом. «Когда готовите соглашение о сетевом взаимодействии, включайте не только образовательную, но и научную деятельность, делайте его всеобъемлющим, — продолжает эксперт. — Тогда преподаватель поймет, что он сможет повысить квалификацию у партнера, реализовать совместный научный проект, защитить диссертацию»

 

Как оценить результативность сетевой программы? Руководство анализирует разные критерии, а также собирает обратную связь от студентов. Марина Реньш (Государственный университет просвещения) рассказывает, на что стоит обращать внимание: «Показатели эффективности и жизнеспособности сетевой программы — динамика ее развития и конкурс абитуриентов». Любой учебный план необходимо периодически актуализировать под меняющиеся запросы образования и рынка труда. При реализации совместных программ это непросто, ведь партнеры обязаны учитывать интересы друг друга. И тут как никогда важна грамотная коммуникация. 

 

Сетевые программы имеют множество преимуществ. Они оптимизируют теоретическую и практическую подготовку студентов, расширяют их информационные возможности, позволяют пройти стажировку в различных организациях и так далее. Но сетевая форма все еще несовершенна, и обучающиеся сталкиваются с неудобствами. Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ) говорит об одном из них:

 

«Студент должен быть зачислен в два вуза — этот момент пока не проработан: допускается зачисление только в один. Эта проблема возникает в программах двойных дипломов».

 

Когда дело касается правовой базы, трудности возникают у руководителей партнерских организаций. «Мы очень часто сталкиваемся с пробелами в законодательстве, должна быть четкая документационная поддержка сетевых программ», — подводит итог Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ)

 

Развитие сетевого взаимодействия продолжается. Чтобы оно проходило более активно, стоит устранять недочеты совместными усилиями. 

 

«При сетевом взаимодействии с международными партнерами самое трудное — согласовать требования к обучению»: опыт экспертов

 

Практика, практика и еще раз практика. Она помогает исправлять ошибки и заставляет создавать новые образовательные подходы. Эксперты Юрайта делятся своим опытом работы с партнерами.

 

«У нас буквально в эти дни разрабатывается совместная программа с Казахстаном, — отмечает Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ). — Коллеги приезжали, обсуждали проблемы документального сопровождения и финансирования».

 

«Если говорить о сетевом взаимодействием: мы работаем с Московским авиационным институтом по системе "2+3", — рассказывает Игорь Сизов (ВСГУТУ). — Первые два года студенты учатся у нас по согласованным с МАИ учебным планам, а затем на 3 курсе едут туда обучаться. Партнерство с МАИ было пожеланием нашего индустриального партнера, Улан-Удэнского завода (входит в состав холдинга "Вертолеты России")».

 

Форматы совместной работы могут быть разными, главное — создать комфортную атмосферу для коммуникации. Марина Реньш (Государственный университет просвещения) назвала несколько из них:

 

«Мы много работаем с международными партнерами в рамках семинаров, конференций. На языковых лингвистических программах у нас работают преподаватели-носители языка (китайского, испанского, арабского). Такое взаимодействие становится предпосылкой для сетевых международных программ».

 

Как и в межличностном общении, партнерам важно пройти период знакомства, проанализировать сильные и слабые стороны. «Можно было сразу подписать соглашения о сотрудничестве, но мы решили идти "снизу": сначала познакомиться, понять, подружиться, посмотреть оборудование и после этого взять курс на сетевое взаимодействие», — подтверждает Игорь Сизов (ВСГУТУ).

 

При усложненной структуре программы требуется еще более плотная коммуникация между сторонами. «В этом году мы приступили к реализации формы разноуровневого сетевого взаимодействия с колледжами. Самая большая сложность — согласование образовательных программ, так как требования высшего и среднего профессионального образования разнятся», — обращает внимание коллег Марина Реньш (Государственный университет просвещения). Тщательная разработка учебного плана поможет избежать трудностей при реализации образовательного процесса и позволит студентам без труда пройти итоговую аттестацию. 

 

Сотрудничество с иностранными организациями актуально и эффективно. Если вуз выбирает подобное взаимодействие, нужно быть готовым к решению множества спорных вопросов. Марина Реньш (Государственный университет просвещения) подробно объясняет, какие моменты нужно проговаривать с зарубежными партнерами:

 

«При сетевом взаимодействии с международными партнерами самое трудное — согласовать требования к обучению. И требования, и уровни, и содержание серьезно различаются, нужно решать нормативно-правовые расхождения в документах и регламентах, согласовывать компетентностные модели выпускника. Наше законодательство позволяет варьировать учебные планы. Очень много образовательная организация может решать самостоятельно».

 

Сетевое взаимодействие — сложный и трудоемкий процесс, требующий постоянных переговоров и согласований. Но такая интеграция всегда идет во благо студентов, поэтому сетевые программы продолжают развиваться. Главное, отмечает Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ), как можно скорее навести порядок в законодательных документах. 

 

Сетевая форма образовательных программ может быть эффективно реализована с помощью контента и сервисов Юрайта. На платформе доступны 6 600+ курсов и 10 900+ учебников. А Юрайт.Академия станет для вас удобной площадкой для коммуникации и обмена опытом. Ждем вас!