Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Мы должны создать для обучающихся комфортную среду, которая будет отвечать их потребностям»: как обратная связь от студентов трансформирует университеты?

Дата публикации
15 июля 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2330

28 июня в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Голос аудитории: системная обратная связь и отзывы студентов» в рамках XV Летней школы преподавателя «Коммуникации, сообщества и связи в цифровом образовании».

 

Все знают фразу «Клиент всегда прав». Ведь только тот, кто получает услугу, может понять, насколько хорошо она закрывает его потребность. Так же обстоят дела и в образовании. Именно поэтому методы сбора отзывов студентов сейчас активно развиваются. Как грамотно работать с обратной связью, рассказали приглашенные эксперты Юрайта. 

 

«Если мнение студентов совпадает с нашим, то это подтверждает правильность решений»: так ли важна обратная связь?

 

Обучение должно быть не только эффективным, но и комфортным. Количественные показатели — число присутствующих на занятии, статистика успеваемости и так далее — не смогут подсказать, как это реализовать. Зато обратная связь поможет понять, какие улучшения требуются вузу. «Главное в образовательном процессе — студентоцентричность, — отмечает проректор по молодежной политике Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, кандидат юридических наук, доцент Ольга Калпинская. — Мы должны создать для обучающихся комфортную среду, которая будет отвечать их потребностям. В этом плане обратная связь является инструментом для принятия управленческих решений, реформ, новых подходов к обучению или для реструктуризации»

 

Значимость обратной связи для развития университета подтверждает наблюдение проректора по качеству образования и аккредитации «Российского нового университета», доктора технических наук, профессора Игоря Дарды:

 

«В ежегодном отчете о самообследовании, который вузы размещают в сети интернет, одним из пунктов является внутренняя оценка качества образования, включающая результаты опроса студентов, научно-педагогических работников и работодателей».

 

При этом, напоминает директор Института опережающих технологий «Школа Икс» Донского государственного технического университета Павел Герасин, не стоит заставлять обучающихся проходить всевозможные анкетирования: «Обратная связь не должна быть обязательной для студентов. Прежде всего, им нужно объяснить, что это за инструмент, зачем он нужен и как влияет на образовательный процесс». Если обучающиеся поймут необходимость опросов, они станут охотнее участвовать в них. Кроме того, просветительская беседа со студентами об обратной связи позволит избежать конфликтных ситуаций.

 

Какую же пользу приносят вузу различные опросы? На этот вопрос отвечает Игорь Дарда (РосНОУ): «Результаты помогают выявлять "узкие" места, то есть понимать, какую материальную базу нужно усилить, какие лаборатории — улучшить. Если мнение студентов совпадает с нашим, то это подтверждает правильность решений».

 

Но чтобы анализ обратной связи был эффективным, требуется помощь профессионалов, которые грамотно составят вопросы. В учреждениях эти задачи решают разные отделы. «У нас есть Лаборатория социологии, которая разрабатывает анкеты, — делится своим опытом Ольга Калпинская (НовГУ). — Сейчас она находится в подчинении проректора по молодежной политике, так как важно мониторить настроения студентов».

 

Павел Герасин («Школа Икс» ДГТУ) замечает, что мнения тех, кто выбрал обучение осознанно, оказываются особенно полезными для вуза: «В большей степени обратная связь хорошо работает со студентами, поступившими в университет по конкретному запросу. Обучающиеся хотят, чтобы образование, которое они получают, развивалось». От того, насколько серьезно студенты отнесутся к заполнению анкет, зависит качество улучшений вуза. 

 

При работе с обратной связью важно учитывать и другие показатели. «Мы отдаем себе отчет в том, что результаты анкетирования не есть истина в последней инстанции», — говорит Игорь Дарда (РосНОУ). Только комплексный анализ позволит верно определить направления развития университета. 

 

«Пять раз в год мы собираем обратную связь на разработанной нами платформе»: оперативный сбор мнений об обучении — реальность? 

 

Цифровые системы автоматизировали многие учебные процессы и завоевали доверие вузов. Они стали незаменимыми помощниками и в сборе обратной связи. Вопросы к анкетам все еще разрабатывают люди, но именно роботы позволяют быстро и удобно собирать ответы. 

 

«Мы получаем обратную связь примерно от 150-200 студентов в год, — рассказывает Игорь Дарда (РосНОУ). — Если говорить про исследования Министерства науки и образования РФ, то нам указывается минимальное количество человек, исходя из общего контингента обучающихся, которые должны пройти их анкетирование, включая людей с ограниченными особенностями здоровья».

 

Многие вузы создают специальные платформы, чтобы студенты без труда могли оставить свой отзыв. Благодаря таким разработкам опросы можно проводить периодически, что позволяет отслеживать изменения во мнениях. Павел Герасин («Школа Икс» ДГТУ) рассказывает про цифрового помощника в своем университете:

 

«Пять раз в год мы собираем обратную связь на разработанной нами платформе. Студенты могут оценить образовательные модули, преподавателей, приглашенных экспертов или друг друга, если работают в команде. У педагога открыт доступ к этим данным, но они носят обезличенный характер. Таким образом, создается постоянный разговор со студентами, формируется культура обратной связи».

 

Отзывы обучающихся помогают совершенствовать не только образовательный процесс, но и форматы различных мероприятий. Ольга Калпинская (НовГУ) приводит пример: «День карьеры ранее проходил исключительно на площадке университета: работодатели читали нудные лекции. Мы запросили у студентов обратную связь, и весной этого года круто изменили формат проведения. Максимально возможное количество мероприятий мы перевели на площадки работодателей, отобрали спикеров, которые организовали мастер-классы, мини-стажировки, профессиональные пробы одного дня».

 

Результаты опросов можно использовать и в личных целях. «Студенты, которые участвуют в коллективном проекте, с интересом заполняют данные для обратной связи, потому что они могут увидеть комментарии и про себя. В этом суть метода оценки "360 градусов"», — подчеркивает Павел Герасин («Школа Икс» ДГТУ). Более того, такой подход дополнительно мотивирует обучающихся и способствует их саморефлексии. 

 

Наконец, обратная связь оказывает влияние на структуру университета. Опросы помогают выявить потребности обучающихся и, например, создать новые кружки и секции. «В рамках программы Кампуса мирового уровня мы раз в месяц проводим социологические исследования: спрашиваем, каким студенты хотели бы видеть университетское пространство, — рассказывает Ольга Калпинская (НовГУ). — Например, ребята горят желанием выступать и заниматься плаванием, поэтому им нужен концертный зал и бассейн. Участники опросов также отметили важность озеленения территорий. Получается, студенты берут на себя инициативу по разработке того или иного проекта».

 

Без обратной связи сложно понять, каких изменений требуют учебный процесс и вуз в целом. Но при работе с ней важно учитывать и другие показатели. Ведь, как отмечает Игорь Дарда (РосНОУ), результаты анкетирования не являются абсолютной истиной.